Определение уровня развития функции слухового контроля

Обучая правильно читать и писать, на первых этапах особое значение нужно уделять слуховому контролю. Это помогает выявить несоответствия, адекватно оценивать результаты, принимать решения о необходимых коррекционных мероприятий.

При нарушении слухового контроля наблюдается значительное количество ошибок.

Диагностика слухового контроля

Чтобы диагностировать слуховой контроль у детей, можно использовать такие задания.

Распознавание собственных дефектов

Прежде всего, предлагают задание, направленное на распознавание собственного дефектного произнесения речи.

Для этого ребенку можно показать сюжетный рисунок (эпизод из знакомой сказки, например, «Волк и козлята»), по смыслу которого провести беседу.

В случае выявления недостатков необходимо выяснить (избегая назойливых вопросов), замечает ли сам ребенок, что неправильно произносит слова.

Распознавание дефектов окружающих

На следующем этапе рекомендуется выявить уровень развития умения распознавать неправильное произношение в речи других, что отличается от собственного.

С этой целью ребенку можно предложить прослушивать слова, которые произносят другие дети (используя магнитофонная запись) учитель-логопед, который имитирует дефект произношения (он должен прикрыть рот экраном).

Материалом могут служить знакомые слова, которые различаются по звуко-составной структуре. Первыми целесообразно предлагать самые легкие для восприятия слова — с наименьшим количеством звуков, а затем постепенно усложнять материал.

Имитация отклонений в воспроизведении звукового и слогового содержания слова может быть самой разнообразной по характеру (замены, искажения, пропуски, перестановка, повторение, добавление и тому подобное).

Определение способности распознавать дефектную произношение звуков других людей основывается на распознавании собственных недостатков произношения.

Распознавание своих дефектов со стороны

На последнем этапе исследования слухового контроля можно использовать распознавание ребенком собственной дефектной речи, заранее записанной на магнитофонную пленку.

Это может быть рассказ по серии сюжетных рисунков или один, специально подобранный стих. Учитель-логопед может подавать материал частями, которые содержат слово или несколько слов (предложения), в зависимости от того, как часто выявляются ошибки, используя вопросы, чтобы направить внимание дошкольника на недостатки произношения: «Как ты думаешь, слово «лук» правильно произнесено?»

Вопросы могут касаться и тех слов, которые произносятся безошибочно. Необходимо отмечать количество ошибок, выявленных ребенком самостоятельно, без вспомогательного вопроса.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий