Определение уровня развития навыков звукового анализа слова

Чтобы безошибочно определить звуковой состав слова, ребенок должен обладать умственным действием выделения отдельных звуков, соотнося их с обобщенными звукотипами — фонемами, а также уметь определять их последовательность и количество.

Для выявления уровня сформированности этих навыков можно предложить ребенку сделать звуковой анализ слова, воспринимая его на слух.

Учитель-логопед сам называет слово, а ребенок должен определить звуковой состав (назвать звуки), последовательность звуков, количество звуков и слогов, осуществить анализ каждого состава.

Целесообразно подбирать слова с разным количеством звуков (от двух до пяти) и разнообразной составной структурой.

Предлагать материал следует, учитывая рост сложности (например, первое — сом, второе — рыба, третье — вишни и др). Такая последовательность помогает четко определить момент возникновения трудностей.

Однако, звуковой анализ слов может осуществляться не только с ориентацией на слуховое восприятие устной речи, но и в связи с фонемными представлениями, без опоры на внешние признаки — в процессе творческого письма.

Таким образом, возникает необходимость исследовать способность осуществлять звуковой анализ на основе фонематичных представлений.

С этой целью можно предложить ребенку рисунок, но не называть объект, который изображен. Ребенок должен выполнить это задание в той же последовательности, что и предыдущее, но не произнося название изображенного.

Таким образом, она опирается исключительно на собственные представления.

Для осуществления детального анализа полученных результатов необходимо фиксировать ответы, обращать внимание на количество времени, которое тратится на подготовку ответа, особенности выполнения задач на различных этапах (например, какие вспомогательные средства использует ребенок: считает с помощью пальцев, говорит, возвращается к началу слова в процессе анализа каждого следующего звука и т. п).

Это задание дает возможность выявить различные типы ошибок (пропуски, повторения, привнесение, перестановка и тому подобное), которые в будущем могут проявиться во время чтения и написания.

Содержание организации этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста

Определение уровня развития слуховой памяти

Экспериментальное исследование развития связной речи у дошкольников с ОНР

Методики диагностики речи у детей

Сенсорные представления о цвете – диагностика

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий