Внимание и слух — взаимосвязь

В развитии навыка писать и читать большое значение имеет слух. У человека есть 3 вида слуха.

Первый – это физический. Благодаря ему мы можем различить шум дождя и листьев, гул самолета в небе и гром и др.
Второй вид – музыкальный слух, с помощью которого мы воспринимаем мелодии.
Третья разновидность – речевой слух. У человека может хорошо быть развит музыкальный слух и очень плохо – речевой.

Что такое слуховое внимание

Под слуховым вниманием понимают умение сосредоточиться на звуке. Без этого умения нет возможности слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова.

Для чего нужно слуховое внимание человеку в жизни

Ребенка необходимо научить слышать и понимать обращенную к нему речь. Если у него есть нарушения речевого слуха, он будет испытывать трудности во время обучения письма и чтения.

Это случается потому, что ребенок не знает, какой звук обозначает определенная буква, путает схожие созвучия, а обращенную к нему речь воспринимает искаженно. Очень вредно, когда радио или телевизор работают непрерывно.

Тестирование на слуховое внимание

Воспитатель в дошкольном учреждении, логопед и родитель могут определить насколько развито слуховое внимание у ребенка, проведя диагносту.

Возможные задания для теста:

  1. Разделить лист на 4 квадрата с помощью карандаша и линейке. Выполнить то, что говорит взрослый:
  • в левом верхнем квадрате нарисовать в левом верхнем углу солнце, посредине этого квадрата нарисовать елку.
  • в правом нижнем квадрате нарисовать два дома.
  • в правом нижнем квадрате нарисовать в левом верхнем углу 3 гриба, в нижней части – 2 красных яблока.
  • в правом верхнем квадрате на его середине нарисовать 1 длинную палочку зеленого цвета, 2 коротких палочки синего цвета, в правом нижнем углу – красный круг, в левом верхнем углу – зеленый овал.
  1. Из ряда слов выделить лишнее и объяснить свой выбор: руки, ноги, голова, стол; глаза, уши, нос, пальцы; яблоко, огурец, груша, абрикос; кошка, корова, волк, коза.
  2. Решить задачу: девочка собрала на огороде 4 свеклы, 3 моркови и 2 яблока. Сколько овощей всего собрала девочка?
  3. Когда взрослый назовет живое и маленькое, нужно хлопнуть в ладоши: стол, божья коровка, слон, комод, полка, муравей, булавка, квартира, гусеница, ноутбук, пчела, клавиатура, игла, жук, дверь, море, муха.
  4. Повторить ритм, который хлопает взрослый.
  5. Повторить предложение: Маша проснулась, встала с кровати, умылась, позавтракала, взяла портфель, пошла в школу.

 Упражнения для развития слухового внимания

Для того, чтобы развить слуховое внимание, используются упражнения разного рода и сложности, игры с изображениями. В процессе таких занятий ребенок:

  • учится сопоставлять слово, которое произносит, с изображением или предметом;
  • верно произносит слова сначала с 1 или 2 слогами, затем 3-х или четырехсложные слова;
  • отвечает на вопросы;
  • воспроизводит звуки с разным уровнем громкости.

Разучивание с дошкольником стишков, потешек, поговорок и т.п. развивает внимание, речь и слуховую память. Во время чтения взрослым необходимо обращать внимание на то, как они произносят слова, ведь это – образец речи.

Родители должны показать правильное произношение, а ребенок должен понять свои ошибки, поняв разницу в звучании слов. Полезное влияние на развитие слухового внимания оказывает прослушивание музыкальных композиций, детских радиопередач. Ребенку важно научиться различать звуки.

Для того, чтобы занятия не утомляли и не надоедали малышу, их рекомендуется проводить в игровой форме.

Заниматься можно в любое время: во время прогулки, при выполнении домашних обязанностей и т.д. Когда у ребенка возникнет привыкание к занятиям, и поймет, что это интересно, занятия проводятся систематически. Их длительность при этом не должна превышать 15-20 минут.

Для начала, повторяются известные малышу слова и фразы, а только потом вводятся новые. Когда он научится хорошо произносить отдельные слова и кроткие предложения, можно перейти к рассказу того, что изображено на картинке, читать детские книги.

Предлагаем следующие упражнения для развития слухового внимания и памяти:

  1. В банку положить мячик, в коробку из-под спичек – скрепки. Потрясите коробку и банку, разорвите бумагу, стучите карандашом о стакан, и т.п. Затем завяжите ребенку глаза, повторите действия. Он на слух должен определить, что вы делаете.
  2. Показать малышу музыкальные инструменты на ваш выбор. Назовите их, ребенок должен повторить их название. Когда он уже запомнил их название, продемонстрируйте звучание предметов. Затем завяжите ребенку глаза, снова продемонстрируйте звучание музыкальных инструментов. Спросите: «Что звучит?». После ответа измените порядок звучания.
  3. Подобрать и воспроизводить слова, которые имеют близкое звучание. Ребенок должен научиться их различать и объяснять, что они означают.
  4. Произнести слова, а малыш определяет какой звук есть во всех произнесенных словах.
  5. Ребенок называет свое имя. После этого он должен сказать, на какую букву оно начинается. Затем таким же образом он перечисляет всех родственников и друзей. Можно работать с картинками: ребенок называет, что изображено, потом говорит, с какого звука начинается слово. Усложнить задание можно, если попросить малыша назвать последний звук в слове.
Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий