Ребенок не говорит? Как научить?


В развитии ребенка первых лет жизни все заслуживает внимания. Ответ на вопрос, нужно ли учить говорить, звучит однозначно: нужно. Другое дело, когда и как начинать обучение. А начинать нужно с первых дней жизни.

Почему важно не упустить момент?

Первый год очень важен, потому что в этот период формируется психика, характер, развиваются мозговые центры, отвечающие за речь.

Родному языку учат с рождения, родители, сами не догадываясь об этом, так и делают. Любая, мама, занимаясь с ребенком, меняя ему ползунки, купая, укладывая спать, называет кроху по имени, рассказывает, что сейчас они будут делать. Ребенок слушает речь мамы и учится говорить.

В первые годы жизни все процессы развития идут стремительно. К трем годам появляется фонематический слух, который лежит в основе лексической и грамматической систем. В этот период закладывается фундамент речевого развития, а в 5 лет процесс усвоения грамматики на элементарном уровне считается завершенным.

Понятно, что период до трех лет будет самым продуктивным в плане обучения речи, поэтому нужно активно общаться, используя игры, прогулки, бытовые ситуации. Если малыш пытается что-то сказать, нужно поддерживать его в этом стремлении.

Сравнивать свое чадо с другими детьми неприемлемо, у каждого процессы накопления умений и навыков протекают индивидуально. Если есть сомнения, что речевое развитие идет правильно, нужно обратиться к специалистам.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Артикуляционная гимнастика предназначена для тренировки мышц губ, языка, лица. Основная цель – заставить артикуляционный аппарат двигаться правильно. Результатом будет четкое произнесение звуков, понятная речь. Самые маленькие выполняют упражнения с помощью взрослого.

Освоение звуков начинают с 2 – 3 месяцев, когда ребенок разговаривает посредством «агуканья». Постепенно набор звуков будет увеличиваться: в ход пойдут звукоподражательные слова «мяу», «му», «гав», «ту-ту», «би-би», «бах» и другие.

Самым маленьким доступны простые упражнения: надуть щечки, высунуть язычок. После года на помощь придут игры на дудочке, мыльные пузыри, «вертушки». Малыш будет пытаться дуть, вытягивая губы трубочкой.

В быту просите его подуть на чай или кашу, чтобы остудить. Главное требование артикуляционной гимнастики – регулярность, заниматься нужно несколько раз в день по 10 – 15 минут.

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Развитие речи в раннем возрасте основывается на знакомстве с окружающей средой, этому способствует информация о внешнем мире в сочетании с сенсорными стимулами.

Массаж, гимнастика, поглаживания, игрушки с фактурной поверхностью, пальчиковые игры через осязание формируют знания о себе, о мире. Звуки природы, уличный шум, разговор взрослых воспринимаются через слух. Яркие предметы над кроваткой помогут фокусировать внимание в первые месяцы.

Постепенно зрительный контакт с миром будет увеличиваться, а вместе с ним и словарный запас. Вкусовые ощущения расширяются по мере добавления в рацион напитков, густой и твердой пищи с разными вкусами.

Ближе к году малыш начинает осознавать запахи, что расширяет его познания и впечатления от окружающей среды. Разговаривать с детьми нужно обо всем, давать трогать, пробовать, рассматривать – это первое правило развития речи.

Необходимо развивать крупную и мелкую моторику: речевые и двигательные центры в мозгу расположены очень близко, чем и объясняется их связь. Небезызвестная «Сорока-белобока» — это придуманная народом пальчиковая гимнастика в виде игры. Комплексные движения рук, ног, пальчиков благотворно влияют на речь.

Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев

Общение маленького человека с внешним миром проходит через несколько этапов, первый включает в себя период от рождения до 3 месяцев.

Как только младенец появляется на свет, его речевой контакт с миром происходит в форме плача. В течение нескольких месяцев он плачет, когда голоден, устал, испытывает боль.

В 2 – 3 месяца появляются положительные эмоции, которые выражаются в виде «ау», «агу», «гу». Родителям следует поддерживать диалог на языке младенца, на этом этапе важны интонация, артикуляция звуков.

Разговор «глаза в глаза» устанавливает контакт, малыш внимательно следит за движениями губ взрослого, вслушивается в звуки его голоса и отвечает ему.

При разговоре, располагаясь то справа, то слева от него, взрослый стимулирует развитие внимания, слуха, зрения младенца. Мамино пение колыбельных полезно для психики и речевого развития младенцев.

Дополнительные стимулы – поглаживание, массаж пальчиков, ладошек.

Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев

С 3 до 6 месяцев продолжается период лепета. Малыш «разговаривает» сам с собой или в ответ на обращение. В 6 месяцев появляются слоги, обычно первыми бывают «ма», «па», «ба». Ребенок может повторять их много раз, ему нравится это занятие.

Родителям нужно прислушиваться, что он повторяет чаще. Используя любимые слоги, в разговоре их нужно произносить с разной интонацией, менять ритм.

В этот период все направлено на формирование артикуляции, слуха. Нужно продолжать активно развивать моторику: делать гимнастику, давать в ручки игрушки.

Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев

С 6 месяцев слоги начинают соединяться в слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Постепенно малыш начинает соотносить эти слоги с теми, кого они называют. Ребенок знакомится с новыми существами, предметами, для которых придуманы «слова», доступные для его артикуляции: машина «би-би», собака «ав-ав», корова «му».

Общение на этом языке полезно тем, что между участниками диалога устанавливается взаимопонимание. Малыш радуется, когда его понимают.

В этот возрастной период доступно большее число игр: пирамидка, юла, тактильные развивающие доски. Кухня и вовсе кладезь игрушек: ложки, кастрюльки, крышки, пластмассовые баночки, одноразовые стаканчики, бутылочки и разные вкусности. Водные процедуры становятся средством гигиены, закаливания и развития.

Есть на этом пути и опасности: если ребенок научился называть некоторые предметы, действия, то нужно давать ему возможность называть их. Не следует предвосхищать его желания, просьбы, лучше подождать немного, когда ребенок скажет, чего он хочет.

Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года

В 9 – 12 месяцев ребенок начинает имитировать речь взрослых, понимает значение слов, которые слышит чаще всего. Малыш осмысленно повторяет слова, понимает элементарные синтаксические конструкции типа «Пойдем гулять», «Принеси игрушку», «Дай ручку». Разговоры с ребенком – это не только накопление речевого опыта, но и пополнение лексического запаса.

Игры усложняются, добавляется диалог. Даже простое катание мяча следует сопровождать словами. Рекомендуется комментировать действия свои и окружающих в присутствии ребенка.

Уже можно приступать к заучиванию наизусть стихов и песенок. Прекрасный ролевой стишок из народного фольклора «Гуси-гуси» позволит исполнить его вместе, причем ребенку отдают главную роль, гусей.

Когда родители читают книгу ребенку, можно позволить себе забыть некоторые слова, чтобы ребенок подсказал. Рассказывая сказку «Репка», легко можно забыть, кого же позвала бабка, и ребенок подскажет: «Внучку».

Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет

Этот период характеризуется повышением подвижности ребенка и появлением новых впечатлений. Дети проявляют интерес к книгам, поэтому полезно рассматривать и обсуждать то, что в них нарисовано, сравнивать изображения с реальными предметами.

Как только ребенок начнет уверенно передвигаться по комнате, можно привлекать его к выполнению несложных действий: помочь маме собрать игрушки, принести вещь по просьбе взрослого, уложить куклу спать.

Небольшие сюжетные игры в больницу, в семью подразумевают диалоги между играющими.

Игры с песком, с пластилином развивают моторику и речь. Картины, нарисованные пальчиковыми красками, пальчиками на подносе с манкой, активизируют работу речевых областей мозга и развитие творческих способностей.

Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет

После двух лет словарный запас ребенка вмещает около 300 слов, совершенствуется произношение. В этом возрасте родителям следует обратить внимание на развитие и укрепление мышц речевого аппарата малыша, чему способствует артикуляционная гимнастика.

Наряду с расширением словаря, идет активное усвоение грамматики. Малыш может составлять простые синтаксические конструкции.

Ребенок начинает задавать вопросы, задача взрослых не отмахиваться, а давать понятные ответы. Этот период нужно использовать для бесед о том, что встретилось на улице, чем занимались у бабушки, какую сказку читали, что нарисовано на картинке.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Для проведения логопедических упражнений нужно выбирать время, когда ребенок в хорошем настроении, здоров и с радостью идет на контакт. Рекомендуется каждое упражнение повторять по 6 – 8 раз. При выполнении упражнений, используют картинки.

  • «Слоненок». Вытянуть губы трубочкой, подражая хоботу слоненка и набирать водичку, слегка причмокивая.
  • «Пароход». Приоткрыть рот и тянуть звук «Ы».
  • «Часики». Показать ребенку часы с маятником, изобразить, как он качается с помощью язычка. Приоткрыть рот и подвигать языком вправо – влево.
  • «Паровоз». Сделать губы трубочкой и погудеть «У-у-у», имитируя гудение паровоза.
  • «Лошадка». Поцокать язычком, имитируя стук копыт.
  • «Воздушный шар». Надуть щеки и резко выпустить воздух со звуком «П».

Эти простые упражнения принесут пользу: укрепят мышцы языка, губ, что облегчит ребенку произнесение звуков. Во время занятий старайтесь использовать зеркало, чтобы наблюдать за движением губ и языка.

Как научить ребенка говорить слова?

К двухлетнему возрасту уже нужно постепенно отходить от звукоподражаний и переходить к произнесению слов, обозначающих предметы, растения, животных, действия.

Чтобы ребенок научился выговаривать слова, он должен слышать правильную речь взрослых и видеть артикуляцию, с которой они говорят, поэтому слова нужно стараться выговаривать четко, обратившись лицом к маленькому собеседнику. Нужно вовлекать малыша в диалог:

— Как зовут куклу?

— Какого цвета машина?

— Какие у тебя есть игрушки?

Педагоги советуют придумывать различные игры со словами. Например, взрослый говорит прилагательное «красный» и спрашивает: «Что? О чем речь?», ребенок подбирает существительное «помидор», взрослый говорит глагол «варить», ребенок – существительное «кашу».

Как научить ребенка говорить предложениями?

Если родители много общаются с ребенком с рождения, то он легко научится говорить предложениями, когда подрастет. Слыша речь взрослого, дети сами пытаются составлять предложения, на первых порах это получается неуклюже, такую речь еще называют телеграфной.

Взрослые не заостряют внимание на ошибке, а повторяют фразу правильно. Например, ребенок говорит: «Папин кепка дай»; взрослый повторяет: «Дай папину кепку».

Вместо назывных предложений «Собачка», «Домик», «Автобус» нужно использовать двусоставные простые предложения «Собачка лежит и ждет хозяина», «Какой красивый домик построили рабочие», «Автобус везет пассажиров».

Обязательно используют игры, развивающие речь. Игра «Доскажи словечко» показывает, как строится предложение, развивает фантазию и делает ребенка активным участником.

Предложения должны быть понятными, близкими по содержанию к тому, что ребенок знает, например: «Маша утром проснулась и … (позвала маму)», «Котенок ищет маму и … (мяукает)».

Как игрушки могут помочь ребенку заговорить?

В обучении маленького человека большую роль играют игры и игрушки. На развитие речи работают все игрушки, если ребенок играет не один, а со взрослыми. Любые манипуляции с пирамидкой, машинкой, бизибордом, сопровождаются комментариями.

Использовать мелкие предметы для развития моторики в раннем возрасте нельзя, но можно воспользоваться крупным «Лего». Ребенок, соединяя, разъединяя детали и комментируя свои действия, будет работать над моторикой и речью.

Сюжетные игры, во время которых малыш разговаривает с игрушками, укладывая их спать, катая на автомобиле, формируют связную речь.

Интерактивные говорящие игрушки способствуют речевому развитию, но живое общение детей с родителями нельзя заменить ничем.

Здесь можно почитать, как использовать методику М. Монтессори в работе по развитию речи у ребёнка.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий