Каллиграфия в начальной школе

Под каллиграфией чаще всего рассматривают красивые, чётко выведенные буквы. Фраза, написанная каллиграфическим почерком, разборчива и аккуратна. Обучить школьников правильному написанию всех букв и их соединений стремятся все педагоги. Но какова роль каллиграфии на процесс обучения и грамотность учащихся? Об этом мы поговорим в этой статье.

Определение каллиграфии

Слово «каллиграфия» уходит корнями в древнегреческую трактовку и раскрывается через две составляющие, которые были переведены на русский язык: «красота» и «пишу».

Этот термин относится к способности писать четко, красиво и разборчиво от руки, используя существующие шаблоны шрифтов.

Точно определено, что уровень каллиграфических способностей человека непосредственно влияет и на его грамотность.

Способность использовать письменную речь чрезвычайно важна для всех. Разборчивое письмо влияет на то, будут ли мысли, изложенные на бумаге, понятны тому, кому предназначались.

В этом случае письмо становится подлинным средством общения, если оно правильное, понятное, разборчивое.

Какова роль каллиграфии в письменной речи

Это одна из ролей, которую изначально отводят каллиграфическим умениям и навыкам.

Вторая же роль каллиграфии, которая уже напрямую влияет на процесс обучения школьников — это то, что только чётко представленная запись текста поможет педагогу выявить грамматические и орфографические ошибки в работе. Если буквы и соединения хорошо видны, то легко судить о грамотности всего текста. Небрежные же, нечёткие написания могут не выявить отдельные ошибки, и тогда ученик не сможет обратить на них внимание и выучить правила, чтобы уже не допускать ошибок.

Больше всего каллиграфия влияет на письмо школьников на первых этапах их обучения. Потому что правильный почерк формируется в самом начале обучения — в начальной школе. Поэтому важно уделять каллиграфии больше внимания именно в младших классах.

Работа по обучению навыкам каллиграфии детей начинается в первом классе и продолжается в течение всего обучения в начальной школе, то есть выступает основой при закладывании в школьниках способности к правильному и грамотному письму в будущем.

Цели и задачи формирования навыков письма

Цели и задачи этого процесса тесно связаны с формированием правильных и стабильных навыков письма, грамматики и синтаксического письма.

Поэтому на занятиях необходимо тренировать навыки каллиграфического самоконтроля и каллиграфической внимательности, которые неразрывно связаны между собой.

В контексте современной системы преподавания позиция Д.А. Мартышовой, что «в борьбе за хороший почерк и такую же хорошую тетрадь, в основном, также идет борьба за грамотность ученика в целом», не потеряла своей актуальности.

Когда у ребенка слишком крупный почерк, то писать по буквам ему становится сложнее, потому что в этом случае напряженный глаз ребенка почти не охватывает слово и плохо определяет орфографию.

Нечеткое, грязное написание букв искажает структуру слова и вызывает ошибки. Чаще всего такие ошибки, как подстановка или искажение букв, являются следствием их оптического или кинетического сходства.

К чему приводят ошибки каллиграфии?

Ошибки в методологии формирования каллиграфических навыков в первом классе также приводят к стойким речевым дефектам. Поэтому требование непрерывной записи приводит к отсутствию характеристики буквенных элементов.

А упражнения по механическому копированию узоров заставляют появляться двойные буквы.

Определено, что когда скорость письма у ребенка увеличивается, что происходит постепенно с каждым годом обучения, то качество такого письма становится хуже, причем происходит данный процесс индивидуально.

Чтобы почерк был каллиграфически правильным, ученик должно следовать линии письма, выдерживать поля, красную строку, размер букв, их наклон и так далее. То есть каждая буква должна быть выполнена правильно, ровно и аккуратно, что в целом позволит увидеть текст в каллиграфически верном варианте, что требует внимательности.

Плохая каллиграфия — проблемы образования

Каллиграфия, как ни странно, выступает одной из основных проблем в образовании, что подтверждается и школами, учителя которых должны обучать детей данным правилам письма.

Большое количество ученых занимаются и занимались ранее изучением рассматриваемого вопроса. Существует много позиций, которые определяются направление развития каллиграфических способностей у ребенка: «Письмо с секретом»; Развитие мышечной и тактильной памяти; Своевременное письмо; Обучение первоначальному письму и развитию навыков каллиграфии с помощью определенной системы принципов, методов и приемов.

Смысл в том, что человек должен писать не только каллиграфически верно, но и быстро, что требует тренировки и подготовки учеников с самого начала, прививая правила письма с детства.

Проблема каллиграфии в исследованиях ученых

Каллиграфия — распространенная проблема, исследуемая учеными во многих странах. Понятие и формирование правильной буквы рассматривается с различных сторон, отсюда и необходимость применения различных методик в совокупности их действия. Например, «Письмо с секретом» помогает развить мышечную память, что позволяет в итоге выполнять письмо на автомате, не задумываясь о том, как правильно изобразить буквы, в каком размере и так далее.

Почему вопрос каллиграфии так остро встает? Дело в том, что у детей наблюдаются проблемы с правильным написанием букв, с соблюдением предусмотренных правил. Это видно на практике. Если ребенок сам не способен читать своей почерк, это говорит о небрежности письма так же, как и нечитабельность текста другими людьми, даже если сам пишущий понимает его.

Нередко проблема плохого почерка создает еще одну проблему, а именно возникновение мнение, что ребенок, в принципе, безграмотен, но это не всегда так. Неправильный почерк, его неаккуратность искажает текст, нечитабельность такового приводит к тому, что слова становятся непонятными для восприятия.

Подобные проблемы возникают в большинстве случаев из-за неправильного восприятия буквенной формы. Ребенок тратит мало времени на изображение букв, не может правильно определять их размер, делать соединения между ними и так далее. На это выделяется недостаточно часов в процессе обучения, что и приводит к рассматриваемой проблеме. Эта трудность носит физический характер.

Также определяются трудности психологического характера. Это также нередко влияет на каллиграфию ребенка. Если у него не получается сразу, то в дальнейшем могут проблемы с освоением техники письма.

Поэтому для ребенка нужно определить специальную программу обучения, чтобы он постепенно учился писать сначала элементы букв, потом сами буквы, а после соединять их в слова, о чем говорит один из ученых данной области Е.М. Гурова.

Если делать упражнения своевременно, задавая определенный ритм обучению ребенка, то научить писать и быстро, и красиво детей трудности не составит. Кроме того, важно привить ребенку внимательность, чтобы можно было в итоге схватывать на лету все то, что говорит учитель, а после на автомате правильно это записать.

Приемы обучения каллиграфии

Обучение происходит постепенно. Каждый урок предполагает новые этапы обучения, сначала дети обводят изображения букв и их части, потом пишут их сами, далее должны соединить буквы самостоятельно, а после и слова.

В последствие, дети самостоятельно познаются технику письма, но при условии изначально заложенных им навыков и знаний. При этом не следует забывать о том, что у каждого ребенка присутствуют свои индивидуальные особенности письма, их качество также будет зависеть от изначально полученных умений.

Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, в которой применяются принципы ритмического письма. Подобное письмо становится гораздо понятнее и даже аккуратнее, а ритм написания ускоряет темп, не ставя под угрозу качество письма.

Время особенно важно в процессе обучение, поскольку влияет и на качество письма, и на грамотность. Ритм задается в три этапа.

На первом этапе дети обводят предложенные им шаблоны элементов букв и самих букв, чтобы они могли привыкнуть к их форме и правильному написанию. Сначала это происходит медленно, потом быстрее.

На втором этапе дети должны не обводить буквы, а сразу целые слова, которые имеют схожую структуру и ритмичность, чтобы освоение не вызывало трудностей.

На третьем этапе дети переходят к написанию целых предложений, а после и небольшие тексты, что также тренирует и скорость письма, и его качество, помогая делать буквы одного размера, соблюдать интервалы и так далее.

Чтобы упростить работу с детьми были разработаны различные учебные тетради, где представлен весь перечень упражнений, необходимых для прохождения представленных этапов.

Ребенок запоминает принцип написания букв, повторяя одни те же движения при обводке образцов и дальнейшем самостоятельном их написании. При этом в памяти откладываются закономерности изображения тех или иных букв, которые зачастую схожи по своей структуре и принципу отражения. Это и позволяет доводить навык до автоматизма.

Постепенно происходит логическая группировка буква по характеру и способу их написания, это также отрабатывается постепенно. Четкие изображения букв откладываются в умах детей, что выступает результатом тренировок и работы учителей.

Орфография также играет большую роль. Отсюда возникает необходимость не только наращивать скорость письма, но и тренировать внимательность, способность применять правила орфографии на практике, что также требует автоматизма.

Трудность данного вопроса в том, что ребенок не может одновременно сосредотачиваться на том, чтобы выполнять письмо каллиграфически верно, и при этом помнить об орфографии, правильном написании слов. Именно поэтому каллиграфия должна быть доведена до автоматизма, чтобы ребенок сосредотачивался на правописании, не акцентируя внимания на качестве письма.

Как отрабатывать навыки каллиграфии

Чтобы отработать подобные навыки у ребенка, потребуется также комплексный подход. Метод обучения эффективен в раннем возрасте, примерно, от шести до семи лет, тогда ребенок лучше воспринимает новые знания и навыки. При этом метод обучение не должен влиять на качество письма. Он предполагает изучение визуальных картинок букв и слов, а также моторных картинок таковых. При правильном подходе это даст необходимый эффект.

Визуализация важна, поскольку облегчается восприятие букв и слов в целом, в том числе в вопросе грамотного их написания. Моторные картинки помогают воспринять шаблоны в движении, то есть в процессе записи.

При этом используемые методы основываются на исторических аспектах, на том, что показала практика при обучении детей, соответственно, методика не стоит на месте и с годами, развиваясь, помогает упростить процесс обучение.

Внимательность, грамотность и скорость при написании букв и слов всегда имело особую важность и требуется в совокупности для определения качества письма ребенка.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий