Многие дети не могут произносить букву / звук Р. Но для правильной и красивой речи у детей должно быть сформировано звукопроизношение.
И это надо сделать как можно раньше, иначе у малыша артикуляционный аппарат будет неправильно развит. Позднее может уже стать слишком поздно, чтобы исправить правильность произношения звука Р.
Скороговорки со звуком Р для самых маленьких
Для самых маленьких подходят очень коротки строчки — чистоговорки. Они могут состоять всего лишь из пары строчек. Самые маленькие дети учатся произносить звук Р, заучивая такие двустишия.
Скороговорки на Р для дошкольников
Дети постарше могут проговаривать уже более сложные скороговорки. Им подходят четверостишия и чистоговорки без рифмы.
Скороговорки для взрослых
Даже взрослым для отработки звукопроизношения сначала подойдут скороговорки не длинные и достаточно легкие. Начинать можно с коротких четверостиший. Лишь затем постепенно переходить к более сложным и длинным скороговоркам.
Предлагаю начать с тех, которые я придумала и только потом перейти на те длинные, которые я добавила в конце.
- Говорим, говорим, да не выговариваем.
Выговаривая, не разговариваем.
Разговаривая, уговариваем.
Уговаривая, наговариваем.
Наговаривая, проговариваем. - Жора жарит, Варя варит, Боря борется с бобром.
- Макар Борису подарил барабан.
Борис с барабаном вприпрыжку за бараном.
Барабанил, барабанил, выбарабанился. - Карп Карпыч на гору карабкался, карабкался, закарабкивался.
- Варя варенье варила, варила, да не доварила.
Варенье варилось, варилось, да все выварилось. - На дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова
Дрова вдоль двора, дрова поперёк двора
Дрова вверх двора, дрова вниз двора
Дрова вглубь двора, дрова в ширь двора.
Не вместит двор дров
Не вместит двор дров
Не вместит двор дров
Надо дрова выдворить
Выдворить, выдворить
На дровяной двор
На дровяной двор
На дровяной двор. - У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.
Поэтапная работа по развитию речи дошкольников
Особенности развития речевой активности детей посредством фольклора