Формы ринолалии

Родители часто задаются вопросом: «что же такое ринолалия?» и бегут за помощью не только к специалистам, но и в интернет. Многие статьи опираются на то, что ринолалия носит несколько характеров.

Врожденное расщепление твердого и мягкого неба (в народе «волчья пасть»), а так же расщепление губы с верхней челюстью («заячья губа»).

Проблема здесь гораздо шире.

На самом деле ринолалия — это заболевание, связанное с дефектом строения речевого аппарата, проще говоря — гнусавость.

Ринолалия характеризуется достаточно грубым искажением звуков, произносительные процессы будут нарушены.

Итак, ринолалию можно охарактеризовать, как нарушение тембра голоса, когда струя воздуха проходит не по заданному пути и в голосе слышна «гнусавость».

Виды изменения звукопроизношения

Формы ринолалии делятся на три основных вида:

  1. Открытая.
  2. Закрытая.
  3. Смешанная.

Открытая форма ринолалия — воздух проходит сквозь носовую полость, как как проход открыт, в следствие этого звуки произносятся с носовой отдачей.

Закрытая форма ринолалии характеризуется тем, что проход в носовую полость постоянно затруднен, звуки произносятся так же, как при сильном насморке, достаточно глухо.

Смешанная форма ринолалии объединяет и комбинирует предыдущие виды ринолалии.

Открытую и закрытую ринолалию могут определить в домашних условиях при помощи зеркала. Зеркало подносят к носу и произносят звуки.

При использовании слов без носовых звуков стекло запотеет при открытой ринолалии, слова с носовыми звуками заставят стекло запотеть при закрытой гнусавости.

Закрытая ринолалия

Известна так же, как ринофония. Звук выходит исключительно через рот, даже при носовых звуках. Закрытая форма ринолалии появляется при дефектах носоглотки и носовой полости. Возможные заболевания: гипертрофия слизистой носа или мягкого неба.

При закрытой форме ринолалии идет нарушение фонематических звуков. [М] слышится как [б], а [н] как [д].

Классификация ринолалии закрытого типа делится на два вида:

  1. Органическая.
  2. Функциональная.

Закрытая органическая ринолалия признак дефектов в области зева, носа и носоглотки. Она может наблюдаться при полипах в носу, а так же при обильном насморке. Искривление носовой перегородки тоже может стать причиной.

Функциональная закрытая форма ринолалии. Этому виду подвержены дети, склонные к простудам и аллергическим реакциям. Носовые ходы еще достаточно узкие, а часто заложенный нос приводит к «привычной» ринофонии.

Ребенок привыкает гнусавить во время болезней и продолжает подражать тем звукам. Структура речевого дефекта тут заключается исключительно в привычке, но тембр может нарушиться гораздо сильнее, чем при органической закрытой ринолалии.

Открытая ринолалия

Открытая форма ринолалия может быть врожденной. При таком нарушении язык у ребенка находится в неестественном положении, его будто оттягивают назад. Корень языка у таких деток сильный и выпирает вверх, однако кончик языка слабо развит и малоподвижен. Такое строение обуславливает и проблемы кормления.

Неполноценно работает так же и мягкое небо. Оно принимает вялое участие при работе важных действий: жевание, глотание, а так же со своей стороны нарушает фонацию.

Дети с такими нарушениями очень поздно и тяжело начинают говорить, сильно коверкая слова.

Так же, вследствие ухудшения слуха и дефектной артикуляции, открытая форма ринолалии накладывает отпечаток и на слух. Дети не слышат отдельные звуки, им сложно овладеть всеми лексическими премудростями речи, отсюда вытекает ОНР (общее недоразвитие речи).

При открытой ринолалии встречаются нарушения звукопроизношения [п], [т], [д], [в], [ф], [л] и [р].

Открытая органическая ринолалия может быть не только врожденной, но и приобретенной.

Приобретенная ринолалия может появиться после травм, ушибов, ожогов горла, оперативных удалений миндалин, других операций на горле (опухоли, полипы).

В результате могут появиться:

  • рубцы мягкого неба;
  • парезы, параличи;
  • свищи, расщелины.

Механизм произношения слов меняется, так как мягкое небо будет отставать от задней глоточной стенки, где образуется щель. Мягкое небо не может больше выполнять роль клапана и перекрывать воздух, поэтому воздух попадает в носовую полость.

Существует еще один вид — функциональная открытая ринолалия. Такая форма возникает при истерии. Это временная «гнусавость», которая появляется во время истерических припадков.

Так же функциональная ринолалия иногда встречается после излечения органической открытой ринолалии. Происходит это в силу привычки мягкого неба не работать, а находится в опущенном состоянии. Такая форма встречается реже и лечится курсом занятий с логопедом.

Однако врожденную ринолалию не так просто искоренить, тут необходимо будет прибегнуть к хирургическому вмешательству.

Два вида коррекции этого недуга:

  1. Хейлопластика — операция, восстанавливающая верхнюю губу.
  2. Уранопластика — восстановление дна носовой перегородки.

Операции рекомендуют даже новорожденным деткам, при условии, что у них не будет противопоказаний, которые детально оговариваются с лечащим врачом.

Операции противопоказана детям с анемией, внутриутробной гипотрофией, асфиксией, врожденным пороком сердца и других тяжелых заболеваниях.

Уранопластика подразделяется на две категории: щадящая и радикальная. Если щадящую можно проводить от полутора лет, то радикальную, более успешную для полного исцеления, нужно будет ждать минимум до трех лет.

Лимберг изобрел особый метод уранопластики, который признан максимально эффективным при «волчьей пасти» (врожденное расщепление твердого и мягкого неба).

Смешанная ринолалия

Такие авторы как Зееман и Митронович-Моджеевска выделяют отдельный вид — смешанный вид ринолалии.

Она проявляется сочетанием двух составляющих:

  • понижение носового резонанса при носовых звуках;
  • назальный тембр.

Получается, что смешанная форма развивается при недостаточной активности неба (укороченное мягкое небо) и непроходимости носа.

Коррекция ринолалии

Комплексная коррекция ринолалии

При необходимости оперативного вмешательства его стоит произвести, для более легких случаев предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих восстановить правильное произношение звуков.

Существует специально разработанный массаж мягкого неба, которое на момент ринолалии находится в вялом состоянии.

  1. Массаж проводят чистым пальцем, желательно обработанным антисептиком или спиртом.
  2. Поглаживания производятся на границе мягкого и твердого неба.
  3. Когда ребенок привыкнет, следует попросить произносить его протяжно звук [а], продолжая массировать небо.
  4. После поглаживаний можно подключить движение «зиг-заг».
  5. Мягкие надавливания проводятся точечно и несколько раз легкими толчками.

Если ребенок достаточно взрослый, можно посадить его перед зеркалом и просить самостоятельно делать такой массаж, со временем массаж должен получаться у него без помощи рук, а только при участии кончика языка.

Важно помнить, что главное — заинтересованность взрослого и его поддержка. Этот путь достаточно долгий и трудоемкий, нужно дать ребенку понять, что Вы на его стороне и при необходимости поможете.

Стоит так же учитывать, что возможен рвотный рефлекс. Поэтому массаж рекомендуется делать спустя какое-то время, после еды.

Кроме массажа есть ряд упражнений, которые нужно делать с ребенком:

  1. Выпить стакан теплой воды медленно и маленькими глотками.
  2. Полоскание горла теплой водой, продолжительно и медленно.
  3. Широко открыв рот имитировать кашель.
  4. Предложите ребенку атаковать голосом лист бумаги, используя звуки: [а], [у], [о], [э], [и], [ы].

Первичные причины могут быть скрыты так же и в носовой полости. Поэтому нужно добавить к упражнениям, вторичные задания для восстановления дыхания.

Такие упражнения стоит начинать после того, как удалили аденоиды и полипы, провели операцию по исправлению искривленной носовой перегородки. Только после всех манипуляций, нужно приступать к восстановлению правильного дыхания.

Детям сложно сконцентрироваться на ежедневных тренировках, взрослым придется потрудиться, чтобы в игровой форме проводить восстановление.

Некоторые упражнения, которые помогут в игровой форме заинтересовать ребенка:

Вьюга. 

К пальцам привязываются шарики ватки, образуя снежинки, ребенку предлагается дуть на них, чтобы они кружились во вьюжном танце;

Игра в мячик.

Язычок, как и все дети любит играть с мячиком, сначала его нужно надуть (глубокий вдох и надуть щечки), а потом хорошенько пнуть (сначала сдуть щечки, а потом выдохнуть ртом).

После игры с мячиком, его надо надуть (со звуком «с-с-с», ребенок выдувает воздух через почти сжатые зубы, губы должны быть растянуты в улыбке, а язык кончиком упирается в зубы);

Свирель.

Играть на музыкальных инструментах очень увлекательно, ребенку предлагается играть на свирели (язык свернуть в трубочку и дуть в нее).

Музыку можно услышать на кончиках пальцев, когда ребенок подносит ладошку ко рту.

Один из вариантов — устраивать каждый день праздник и надувать воздушные шарики.

Важно так же осуществлять артикуляционные упражнения, которые призваны взбодрить кончик языка и сделать его подвижным. Так же эти упражнения будут полезны для развития губ и щек, нужно полностью восстанавливать речевой аппарат.

Несколько простых упражнений для ребенка:

Удав.

Представить, что язык это змея и он медленно спускается изо рта, при возможности язык сворачивается в трубочку.

А теперь уже не язык удав, а сам ребенок превратился в удава и высовывает язычок, делая колебательные движения в воздухе.

Кукушка.

Кукушка из часов превратилась в язык, и теперь ей нужно совершать круговые движения языком, рот широко открыт, язык касается губ, движется медленно, как стрелки часов.

Качели.

Язычок тоже хочется покататься на качелях. Вверх — к носу, вниз — к подбородку.

Врач.

Ребенок ставит уколы больным щечкам языком. Язык надавливает изнутри поочередно на щеки.

Главное при ринолалии поддерживать ребенка и помогать ему справиться с недугом, он полагается на вашу помощь.

Курс лечения может затянуться надолго, нельзя опускать руки, а так же желательно подключить специалиста-логопеда, чтобы он помогал следить за правильностью выполнения заданий.

Иной раз результатов приходится ждать месяцами и даже годами. Стоит не забывать об этом и вместе с ребенком идти к цели!

Оценки
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий