Причины невнятной речи у детей и взрослых

Речь – главный способ общения и обмена информацией. Для многих это рабочий инструмент. Если возникают проблемы с воспроизведением информации, нужно установить причину явления, а затем приступить к лечению. Иначе человек навсегда потеряет возможность нормально говорить.

Симптомы

К симптомам относятся:

  • непривычная вибрация голосовых складок, в результате которой в голосе появляется хрипота, он становится сдавленным;
  • невозможность быстро сформулировать свои мысли;
  • проблемы с восприятием речи окружающих;
  • нарушение темпа: он может быть ускоренным или замедленным;
  • нарушение тембра голоса;
  • проглатывание звуков, заторможенность речи;
  • нарушение синтаксической стороны;
  • чрезмерная речевая активность, не свойственная нормальному состоянию;
  • частое повторение одних и тех же слов;
  • заикание, гнусавость.

Почему появляется у взрослых?

У взрослых качество произношения ухудшается по причинам:

  • в результате раннее перенесенных травм головного мозга;
  • при доброкачественных или злокачественных образованиях головного мозга;
  • при болезни Паркинсона;
  • при рассеянном склерозе;
  • при болезни Вильсона;
  • в результате злоупотребления алкогольными напитками.

В перечисленных случаях изменения в произношении обусловлены органическим поражением мозга и центральной нервной системы.

Причиной невнятной речи могут быть неподходящие зубные протезы. Чтобы устранить проблему, достаточно обратиться к стоматологу-ортопеду, чтобы он исправил недочеты или заново изготовил слепки.

Проблема может возникать из-за пареза лицевых мышц, который является симптомом синдрома Мийяра – Жубле, Мебиуса и т.д.

Очень часто проблема настигает пожилых людей старше 65 лет, у которых была диагностирована болезнь Альцгеймера. Изменения в мозге приводят к ухудшения качества произношения.

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у детей может быть двух видов. Первое обусловлено нарушением внешнего оформления речи и является расстройством произношения. Второе – внутренним оформлением произносительной стороны и представляет собой системное нарушение.

Разновидности нарушений

В логопедии выделяют нарушения:

  • Афония – потеря звучности голоса при сохранности шепота.
  • Дисфония – нарушение, проявляющееся появлением гнусавости, хрипотой, осиплостью и слабостью.
  • Брадилалия – нарушение темпо-ритмической стороны речи, характеризующееся ее патологическим замедлением.
  • Тахилалия – патологически ускоренная речь.
  • Заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, характеризующееся судорожным состоянием мышц органов артикуляции.
  • Дислалия – нарушение произношения при сохранном интеллекте и иннервации аппарата артикуляции.
  • Дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, причиной которой является поражение головного мозга.
  • Ринолалия – нарушение звукопроизношения, тембра, обусловленное анатомическим несовершенством органов артикуляции.

Нарушения могут проявляться отдельно, а могут – в комплексе.

Структурно-семантическое оформление речи

По структурно-семантическому оформлению речи нарушения делятся на 2 вида.

  1. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения центральной нервной системы.
  2. Афазия – распад речи из-за локального поражения головного мозга.

Первое характерно для детей, второе – встречается чаще всего у пожилых людей. Алалия возникает из-за органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития или раннего детства. Афазия возникает из-за локального поражения мозга. Нарушение появляется после инсультов и травм.

Особенности диагностики

Диагностика проводится в несколько этапов. Для начала нужно посетить невролога. Он соберет анамнестические данные, внимательно изучит жалобы пациента. Затем специалист оценит состояние глоточных и нижнечелюстных рефлексов, установит наличие или отсутствие атрофии.

Затем врач проверит состояние рефлексов конечностей. Если невролог заподозрит наличие органических повреждений мозга, может потребоваться МРТ, которое поможет понять, действительно произошли какие-либо изменения в главном органе организма.

Далее необходимо пройти консультацию у логопеда, лора. Последний исключит наличие опухолей, которые могли спровоцировать ухудшение произношения. Логопед проведет диагностические тесты, изучит заключение других специалистов.

Только после установления точного медицинского диагноза можно приступать к лечению. Логопед осуществляет коррекцию произношения, а врачи устраняют причину ухудшения ее качества.

Принципы лечения

Главным образом лечение основывается на устранении проблемы, следствием которой стала невнятная речь. Специфика воздействия зависит от заболевания.

Новообразования удаляются хирургическим методом. Если гематома находится на поверхности, врач проводится резекцию. Если проблема вызвана повышением внутричерепного давления, принимаются меры по его нормализации.

Гнойники в черепной коробке, послужившие причиной невнятной речи, удаляются. Наряду с лечение проводятся занятия с логопедом.

Правила исправления речи

Квалифицированный учитель логопед, изучив анамнез и заключение других специалистов, подбирает оптимальный ход занятий, соответствующий случаю лингвистический материал. Принципы работы основаны на:

  • личностном ориентировании;
  • создании благоприятной эмоциональной обстановки;
  • создании положительной мотивации;
  • взаимодействии с родителями.

Без последнего невозможна полноценная, эффективная коррекция произношения. Родители должны следовать рекомендациям логопеда, выполнять упражнения.

В некоторых случаях специалист просит опекунов ребенка присутствовать на занятиях, чтобы они смогли выполнять простые упражнения в домашних условиях. Поскольку двух занятий в неделю с логопедом может быть недостаточно.

Создание благоприятной обстановки и мотивации не менее важны. Проблемы могут быть вызваны психологическими проблемами, преодоление которых ложится на плечи логопеда.

Личностное ориентирование включает в себя:

  • признание самобытности ребенка;
  • создание ситуаций, в которых бы ребенок мог реализовывать свой собственный жизненный опыт;
  • обучение, построенное на ситуациях, в которых воспитанник хочет и может учиться.

Необходимое количество занятий в начале работы определить невозможно. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и скорости усвоения навыков и умений.

Правила формирования речи

Немаловажная роль родителей в процессе исправления невнятной речи. Логопед помогает «поставить» проблемные звуки, начинает работу по автоматизации проблемных фонем. Вся остальная работа ложится на плечи родителей.

Они должны следить за собственным произношением, помнить о том, что ребенок копирует их поведение и произношение. Заострять внимание на ошибках и запинках не стоит, как и ругать за голосовые неточности.

Нужно аккуратно исправлять ошибки и время от времени показывать простые упражнения на развитие органов артикуляции. Позитивный настрой на занятия с логопедом также ложится на плечи родителей.

Прогноз и профилактика

При возникновении изменений в произножении, важно своевременно обратиться к врачу. Если вовремя заметить проблему и начать ее устранение, можно добиться хороших результатов. При регулярных занятиях с логопедом и соблюдении рекомендаций врача возможно нормализовать речь.

В таком случае ребенок не будет ничем отличаться от окружающих и проходить обучение в обыкновенной общеобразовательной школе.

Если заболевание обусловлено совокупностью сложных заболеваний, прогноз менее благоприятный. В таких случаях речевую функцию можно скорректировать, но полностью устранить проблему не удастся. Как, например, при алалии.

Логопед поможет исправить произношение звуков и разнообразит словарный запас, но особенность речи у алалика останется на всю жизнь. Ребенок будет не совсем правильно строить фразы и предложения, допускать ошибки в образовании грамматических форм и т.д.

При наличии сложных заболеваний, не поддающихся полному излечению, ребенок должен посещать специализированные образовательные учреждения. К ним относятся коррекционные детские сады, школы, реабилитационные центры. Наблюдение у невролога обязательно.

О профилактике стоит позаботиться во время беременности. Будущая мама должна оберегать свой организм от проникновения инфекций, непредвиденных травм. Во время родов важно соблюдать рекомендации врача, чтобы избежать травм при родоразрешении.

Родившегося ребенка с младенчества нужно оберегать от травм, нейроинфекций и воздействия токсических средств.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий