Логоневроз (заикание) неврозоподобной формы

Заикание –  частая проблема, с которой обращаются к логопедам и коррекционным педагогам. Для всех пациентов требуется индивидуальный подход, тщательная диагностика и выбор коррекционных воздействий. При этом лечение зачастую требуется длительное и комплексное.

Возрастные рамки

Особенность неврозоподобной формы — проявление в интервале между 3 и 4 годами. То есть первые симптомы сопряжены с развитием фразовой речи. Признаки нарастают постепенно, при этом нет никаких внешних объективных причин, которые могли бы спровоцировать заикание.  Это стресс или испуг, но в случае с неврозоподобной формой причины лежат глубже и носят физиологический характер.

Что становится причиной

Не зря его второе название – органическое заикание. То есть проблемам с развитием речи предшествует поражение центральной нервной системы. В группе риска дети из неблагополучных семей, чьи мамы во время беременности употребляли алкоголь или курили. Также способствует внутриутробная гипоксия, родовые травмы. Конечно, не все дети из группы риска  сталкиваются с заиканием.

Этапы развития патологии

Речевой дефект развивается на фоне снижения активности коры головного мозга. Кора включает механизмы торможения, поэтому при такой ее дисфункции подкорковые структуры становятся гиперактивными. Если в норме от речевых центров идет обратная связь, и в результате речь совершенствуется, становится плавной, то здесь эти связи нарушены. Раз мы говорим про органическое поражение коры, то само по себе выздоровление не наступает. Выраженность дефекта можно уменьшить занятиями.

Как проявляется неврозоподобное заикание

Сложность в том, что существует две формы развития дефекта речи. В одном случае дети повторяют звуки и слова, в другом – задержка их проговаривания. Еще одна особенность развития неврозоподобного заикания заключается в волнообразном течение. Дефект речи становится то ярко выраженным, то более умеренным. При этом полного прекращения заикания не происходит. Если не заниматься с ребенком, то болезнь прогрессирует. Параллельно с развитием речевого дефекта ухудшается координация движений.

Развитие детей с неврозоподобной формой заикания

Родители начинают обращаться к логопедам после двух лет. Но часто специалисты предлагают подождать до трех лет, поскольку развитие у всех идет индивидуально. Но и в первые годы жизни ребенка есть ряд сигналов, на которые нужно обращать внимание. Он капризный, тяжело засыпает и плохо спит.

Обратить внимание нужно и на отставание физического развития. Если ребенок поздно начал поднимать голову, садится или ползать – это повод обратится к неврологу. Неврозоподобную форму заикания предвосхищает расторможенность, ребенок не понимает, что можно делать, а что нельзя. Таким детям сложно даются точные, скоординированные движения.

Расстройства вегетативной нервной системы можно заметить еще раньше. Если ребенок младше 6 месяцев начинает беспокоится в замкнутом пространстве, в транспорте, то нужно уделить этому внимание и проконсультироваться с врачом.

Диагностика неврозоподобного заикания

Врач обращает внимание на анамнез. Его интересует течение беременности, особенности всех этапов родов, поэтому на приеме должна быть мама, вместе с выписками. Диагностика включает три направления:

  • Невролог уже на ранних осмотрах ребенка в 1 или 2 года замечает задержку психомоторного развития. Врач опрашивает сопровождающего родителя, проводит ряд координаторных проб.
  • Диагностика устрой речи и слухоречевой памяти проводится при помощи специальных упражнений.
  • Органическую патологию выявляют при помощи инструментальных обследований.

Дифференциальная диагностика

Неврозоподобное заикание как правило имеет невротические симптомы. В свою очередь при невротическом заикании можно наблюдать смазанные признаки органического поражения коры головного мозга. Чтобы разделить эти два понятия врачи исследуют особенности появления речевых нарушений. Имеет значение предшествующее событие и характер появления дефекта речи (сразу или постепенно).

Важно отличать заикание, как отдельную нозологию, о нарушений речи, которые является следствием ряда неврологических заболеваний. Поскольку спектр достаточно большой, без опытного невролога сделать это не удастся.

Как отличить неврозоподобную форму заикания от невротической

Первое и основное отличие – это отсутствие значимого фактора, который стал причиной появления речевого дефекта. Кроме того, заикание будет наблюдаться всегда, в любой ситуации, тогда как при невротической форме заикание наблюдается лишь в присутствии других людей, на фоне волнения и тревожности.

Различным является и поведение детей. При неврозоподобной форме ребенок вспыльчивый, он не слушается родителей, практически никогда не сидит на месте. При невротическом заикании малыш – прямая противоположность. Он робкий, обидчивый, тревожный.

Коррекционное или терапевтическое воздействие

Полностью вылечить неврозоподобное заикание не получается, но можно значительно сгладить его проявления. Для этого потребуется комплексная работа невролога, логопеда и психолога.

  1. Медикаментозное лечение включает использование ноотропов, метаболических и рассасывающих препаратов. Дополнительно используются лекарственные средства для уменьшения внутричерепного давления.
  2. Занятия с логопедом способствуют постепенному уменьшению речевого дефекта.
  3. Занятия с психологом нужны для лучшей адаптации и стимулированию психомоторного развития.

Заключение

Неврозоподобное заикание – это сложное заболевание, в основе которого лежит органическое поражение головного мозга. Потребуется длительная коррекционная и восстановительная терапия, чтобы свести его проявления к минимуму. Поэтому с появлением первым симптомов важно не затягивать с обращением к врачу.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий