Если вы замечаете, что речь ребёнка стала невнятной и очень быстрой, так, что разобрать сказанное практически невозможно, стоит задуматься о речевом нарушении у малыша. Описанные симптомы характерны для тахилалии – одной из форм нарушения речи у детей.
Общие сведения
Тахилалия проявляется в ускоренном темпе речи, когда больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что превышает нормальный речевой темп приблизительно в 2 раза. При этом фонетические, лексические и грамматические дефекты речи наблюдается не всегда.
Это расстройство относят к нейропсихическим заболеваниям. Чаще всего тахилалия является только побочным эффектом какого-либо серьёзного психического или нервного расстройства, поэтому заболевание требует комплексной диагностики и лечения.
Классификация тахилалии
Заболевание делится на три разновидности:
- Чистая форма. Для этой разновидности характерным признаком является ускоренный темп произношения, без каких-либо лексических, фонетических или грамматических нарушений;
- Баттаризм (другое название парафазия). При этой форме тахилалии у ребёнка нарушается речевое дыхание, ему трудно договорить начатое предложение, он будто «захлёбывается» собственной речью. При этом речь остаётся ускоренной, но проглатываются слоги и целые слова. Ещё один признак этой формы расстройства: неспособность построить правильную лексическую конструкцию;
- Полтерн (или Спотыкание). При полтерне речь больного наполнена излишними паузами и запинками. Больному трудно подобрать слова для выражения мысли. Также может появляться повторение уже сказанных слогов или слов.
Причины тахилалии
Логопеды и психологи выделяют следующие причины возникновения этого речевого расстройства:
- Наследственность;
- Предрасположенность на генетическом уровне;
- Подражание торопливой речи родителей и педагогов;
- Использование родителями неправильных методов развития речи у ребёнка;
- Развитие различных патологий головного мозга (опухоли, эпилепсия, различные инфекции);
- Серьёзные черепно-мозговые травмы;
- Операции, перенесённые на головном мозге;
- Различные психические расстройства (шизофрения, различные виды психозов, ОКР);
Тахилалией часто страдают дети с повышенной нервной возбудимостью. Это обусловлено излишней активностью подкоркового ядра паллидума, в головном мозге ребёнка. Такое отклонение выражается в доминировании процессов возбуждения над процессами торможения в нервной системе.
Симптомы тахилалии
Для детей, страдающих от тахилалии, характерно наличие следующих речевых нарушений:
- Слишком быстрая речь;
- Запинающаяся речь;
- Проблемы с дыханием при разговоре;
- Произношение за одну секунду более 20 звуков (в норме должно быть не более 10-12);
- Многократные повторы уже сказанных слов и слогов в одном предложении;
- Пропуск некоторых звуков, искажение фонем;
- Пропуск пауз меду словами и фразами;
- Артикуляционная моторика;
- Проблемы при обучении чтению;
- Нарушение координации речевого аппарата;
Кроме вышеописанных речевых и нервных симптомов, у больных могут присутствовать и эти симптомы:
- Излишняя жестикуляция;
- Проблемы со сном;
- Гиперактивное поведение;
- Частые приступы дезориентации;
- Проблемы с концентрацией внимания;
- Нарушение всех разновидностей памяти;
- Проблемы с последовательностью и логичностью мышления;
Диагностика тахилалии
Чтобы подтвердить наличие тахилалии, ребёнку необходимо пройти обследование у невролога, логопеда и психотерапевта. Начать стоит с невролога, который проведёт первичный осмотр и назначит следующие виды исследования:
- ЭЭГ (электроэнцефалограмма). Поможет выявить признаки нарушения в работе различных областей головного мозга;
- МРТ (магниторезонансная томография). Поможет обнаружить органические повреждения мозга;
- Эхограмма. Исследование состояния сосудов головного мозга.
Далее необходимо обследование у логопеда, который оценивает состояние речевой функции ребёнка. Специалист определяет уровень развития речевой моторики, учитывая способность больного расставлять акценты и паузы в своей речи. Также логопед даёт ребёнку задания по написанию, чтению и пересказыванию текстов.
Далее обследование продолжает психотерапевт, который определяет уровень развития памяти и внимания ребёнка, а также познавательных и волевых способностей. Кроме этого, специалист исключает или подтверждает наличие психических расстройств.
Окончательный диагноз можно поставить только после полного обследования ребёнка и сбора результатов всех анализов и обследования у всех специалистов.
Коррекция
Для устранения тахилалии используется целый комплекс различных средств:
- Медикаментозное лечение;
- Комплекс общеукрепляющих мероприятий (закаливание, ЛФК, физиотерапия и т.д.);
- Работа с логопедом.
Необходимые лекарства и процедуры подбираются индивидуально для каждого пациента. Более подробно мы остановимся только на логопедической работе, которой родители могут заниматься самостоятельно после консультации со специалистом.
Дыхательные упражнения
- Глубоко вдыхаем на 3 счёта. Затем короткая пауза на 1 счёт. Выдох делается также на 3 счёта. Вначале упражнения считает взрослый, через несколько циклов ребёнок начинает считать самостоятельно про себя. Вдох нужно делать через нос, выдох через рот. Повторите 4-6 циклов за 1 подход. В течение дня можно несколько раз возвращаться к этому упражнению;
- Шагаем и дышим. Первый шаг – вдохнули, второй шаг – выдохнули, третий шаг – пауза. Упражнение можно выполнять несколько раз в день, на улице и дома. Длительность повторения – 2-3 минуты;
- Проговариваем звуки на выдохе. После глубокого вдоха, выдыхаем и проговариваем звук Ф, Щ, Ж и т.д. (при этом щёки не должны раздуваться). Каждый выдох длится не меньше 4 секунд. Каждую букву нужно проговорить не меньше 4 раз.
Логоритмика
Чтобы получить желаемый эффект от логоритмики, важно выполнять все упражнения в медленном темпе.
- Хлопаем в ладоши и на каждый хлопок произносим название месяца/дня недели/фрукта и т.д.;
- Шагаем по кругу и произносим под счёт название месяцев/городов/имена и прочее. Не нужно сосредотачиваться на смысле сказанного, важнее чётко и медленно проговаривать каждое слово;
- Раскидайте по полу игрушки. Ребёнок должен ходить по комнате с корзинкой/ведёрком и собирать игрушки будто это грибы/фрукты/овощи, медленно и чётко проговаривая название того, что он берёт в руки.
Все упражнения повторяются в течение 3-5 минут. Темы для слов подбираются произвольно.
Усвоение медленного темпа речи
- Ребёнок должен прослушать аудиозапись с текстом в медленном темпе и также медленно пересказать услышанное своими словами;
- Пение в медленном темпе;
- Взрослый медленно произносит фразу, затем повторяет её в том же темпе вместе с ребёнком.
Выполнять упражнения можно несколько раз в день не дольше 5 минут.
Работа с текстом
- Ребёнок пересказывает взрослому известную ему историю/сказку/пословицу и прочее;
- Взрослый предлагает несколько разных слов, а ребёнок должен составить из них предложение со смыслом;
- Ребёнок читает небольшой текст, затем пересказывает сокращённый вариант прочитанного.
Последнее упражнение подходит только для умеющих читать детей. Все задания выполняются в медленном темпе несколько раз в течение дня.
Прогноз и профилактика тахилалии
Прогноз лечения тахилалии может дать только лечащий врач. Во многом это зависит от индивидуальных проявлений заболевания у ребёнка и усилий, приложенных им и его родителями по выполнению рекомендаций, данных специалистами.
Для профилактики речевого расстройства у ребёнка, родителям стоит более внимательно относиться к его здоровью и уделять достаточно времени и внимания нервно-психическому развитию и правильному формированию его речевых навыков.
Тахилалия может показаться безобидным расстройством, которое не влечёт за собой негативных последствий. Тем не менее, проблемы с речью могут ухудшить социализацию малыша и его возможность к обучению.
Чем старше будет становиться ребёнок, тем сложнее ему будет общаться со сверстниками и педагогами, что может привести к серьёзным нервным расстройствам и даже депрессии. Поэтому, при появлении первых признаков тахилалии, родителям стоит обратиться к специалистам.