Задержка развития речи (ЗРР) — симптомы и методы коррекции

Задержка речевого развития (ЗРР) — одна из особенностей детской психики, которую достаточно просто обнаружить. Если родители готовились к появлению ребенка на свет, наверняка им известно, когда он должен произнести первое слово, а когда — начать говорить целыми предложениями.

И хотя в вопросе развития все нормы считаются условными, все же стоит проконсультировать со специалистом и узнать, почему ребенок говорит хуже сверстников или не говорит вообще.

Признаки задержки речевого развития

Первая речевая реакция малыша — это постродовой плач. Ребенок попадает в новые для него условия, и крик — способ реагирования на эти изменения, в котором участвуют голосовой, артикуляционный и дыхательный отделы.

Примерно до 9-12 месяцев ребенок агукает, проходит этапы гуления и лепета. Затем малыш произносит первое слово, второе, и в год обычно уже знает 10 слов. При этом установлено, что слов, значения которых известны ребенку, гораздо больше чем тех, которые он может произнести вслух.

Приблизительные нормы, когда ребенок должен говорить словосочетания, формировать небольшие предложения и сколько нужно знать слов в определенном возрасте, различаются в зависимости от пола. Специалисты допускают отставание в 2-3 месяца для девочек и в 4-5 месяцев для мальчиков, но иногда ребенок молчит дольше из-за индивидуальных особенностей: темперамента и характера.

Признаки задержки речевого развития должны стать поводом показать ребенка педиатру, логопеду, детскому неврологу, чтобы можно было выяснить причину состояния.

К признакам ЗРР относятся:

  • отсутствие лепета и гуления в первый год жизни, их малая активность или однообразное звучание;
  • отсутствие реакции на звук в возрасте до 1 года;
  • неправильное повторение чужих слов (эхолалия) до 1,5-летнего возраста или отсутствие попыток;
  • невозможность в возрасте 1,5-2 лет выполнить простое действие со слов взрослых;
  • неумение составить простые фразы в 2,5-3 года;
  • отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок может только повторять чьи-то фразы и слова);
  • предпочтение других способов общения (мимика, жесты).

При этих тревожных сигналах следует показать ребенка специалисту.

Причины задержки речевого развития у детей

Все многообразие причин ЗРР можно условно разделить на две большие группы: биологические, связанные с органическими нарушениями или пороками развития, и психологические (социальные). Если у задержки речи психологические предпосылки, шансы на успешное восстановление вербальной функции намного выше.

Биологические предпосылки ЗРР:

  • тугоухость;
  • гипоксии;
  • незначительные мозговые дисфункции;
  • недоношенность или рождение позже установленного срока;
  • травмы во время родов;
  • недоразвитость мышц рта и лица;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • осложнения после вакцинации;
  • гипотрофия.

Обычно задержки речевого развития появляются именно после воспалительных заболеваний, особенно связанных с мозговыми оболочками. Также большую роль играют родовые травмы и имеет место наследственный фактор: если оба или один из родителей в свое время начали говорить поздно, есть вероятность, что и у ребенка проявится эта особенность.

Социальные предпосылки задержек речи — это психологический фактор, который обусловлен недостаточным вниманием, общением и воспитанием ребенка.

В некоторых случаях, наоборот, всему виной гиперопека и чрезмерное желание родителей всегда и везде быть рядом с малышом, все контролировать и знать. И недостаток речевого взаимодействия, и отсутствие педагогических мер и их избыток могут привести к задержкам речевого развития.

Диагностика задержки речевого развития

Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.

В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.

Диагностические меры состоят из следующих:

  • неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
  • оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
  • логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.

Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда.

Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде. Анализируются доречевые реакции, голосовые проявления малыша.

В более позднем возрасте важно проверить соответствие текущему уровню речевого развития и показателям нормы: словарный запас, речевое поведение ребенка, умение оперировать фразами и составлять предложения. Выявляется, в какой момент ребенок произносит те или иные слова.

Психологи и логопеды для диагностики используют собственные методики, например, Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкалу раннего речевого развития. Главная задача специалистов этих профилей — отделить ЗРР от аутизма, олигофрении и прочих психических задержек.

Возможные последствия

Если родители вовремя предпринимают меры и отправляют ребенка к логопеду или психологу, никаких негативных последствий не будет. Оптимальным возрастом коррекции является период до 1 года. Чем позднее мама спохватится, тем сложнее будет протекать коррекция.

При позднем обращении к специалисту или игнорированию отсутствия речи задержки психического развития приводят:

  • к отставанию ребенка от сверстников в психологическом и интеллектуальном смыслах;
  • к усилению этого различия по мере взросления: чем старше ребенок становится, тем более очевидным будет его отставание;
  • к ошибочному построению речи, упрощенному мышлению;
  • к трудностям во время учебы.

Ребенку будет сложно адаптироваться в коллективе, в будущем будет все сложнее выстраивать отношения и становиться частью социума.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР у детей подразумевает комплексный подход, который включает и медикаментозное лечение, и психологический, и логопедический способ устранения проблемы. Выбранный метод коррекции зависит только от причины, вызвавшей ЗРР.

Если провоцирующим фактором стала психолого-социальная обстановка, ребенку обеспечивают гармоничную окружающую среду. Обычно родителей призывают направить ребенка в детский сад или группу дневного пребывания, где он смог бы контактировать со сверстниками и учиться общению.

Параллельно осуществляется стимуляция речи ребенка, расширяется его словарный запас, проводятся различные игры и развивающие занятия, где «учитель» (логопед, психолог, родитель) показывает, как правильно нужно вести разговор.

Медикаментозное лечение проводится под наблюдением врача-невролога, если у ребенка выявлены патологии головного мозга. Эффективными методами медицинской коррекции являются:

  • логопедический массаж;
  • прием ноотропных средств;
  • физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия).

Физиолечение способствует активации центров мозга, ответственных за речь и интеллектуальные способности. Логопедический массаж — пальчиковая и предметная проработка щек, губ, определенных точек языка — улучшает моторику языка, подвижность мышц лица и губ.

Среди прочих логопедических мер — звукоподражание, гимнастика для лицевых мышц, скороговорки.

Упражнения при задержке речевого развития проводятся, как правило, в домашних условиях с помощью психолога и логопеда. Иногда психологическая помощь не требуется.

Коррекция логопедической гимнастикой подходит для детей старше 3 лет. Специалист, занимающийся с ребенком, уделяет внимание развитию не только речи, но и зрения, слуха, т.е. совместной работе анализаторов.

Логопеды чаще всего используют несколько методов:

  • лечебные дидактические игры (упражнения);
  • творчество (рисование, лепка, создание аппликаций);
  • способы улучшения слуховой и зрительной внимательности;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение речевых навыков (обучение связному выражению мыслей).

Методы лечения всегда подбираются индивидуально с учетом причины, вызвавшей ЗРР. В некоторых случаях требуется применение особых методик.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Задержка речи у детей до 3-летнего возраста легко поддается коррекции, поэтому прогноз почти всегда благоприятный. Если родители вовремя обратили внимание на несоответствие речевых навыков ребенка и его сверстников, проблем с коррекцией не будет.

Скорость и эффективность лечения (коррекции) зависит именно от возраста ребенка. Если на момент первого обращения к логопеду ребенку было до 2 лет, уже к 5-6-летнему возрасту удастся достичь хороших результатов, и речевое развитие ребенка будет соответствовать норме.

Максимальный эффект приносит комплексный подход (медикаментозное лечение, физиотерапия, коррекционные упражнения).

К мерам профилактики этого состояния относят, прежде всего, создание оптимальной среды для развития ребенка и его речевой функции.

Кроме того, важно, чтобы мама соблюдала правила безопасности во время беременности: если женщина, будучи беременной, чувствовала себя хорошо, то риск врожденных пороков развития у малыша гораздо меньше.

Сразу после рождения ребенка нужно позаботиться об условиях его развития. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, но и быть гиперопекающей мамой, которая не дает малышу сообщить доступными способами о своих проблемах, быть нельзя. Нормальные социальные (в том числе, семейные) условия развития ребенка — отличный метод развития вербальных способов коммуникации.

Немаловажную роль играют развивающие игрушки, занятия, досуг, в ходе которых ребенок сумеет познать что-то новое. Но перегружать ребенка новой информацией тоже нельзя: все должно быть в меру.

Для контроля речевого развития малыша требуется регулярно ходить к логопеду для профилактики и анализа текущего уровня развития.

Задержка речевого развития — распространенная проблема, которая встречается в раннем детском возрасте и требует коррекции.

Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.

Ребенку нужно общаться со взрослыми, сверстниками и взаимодействовать с разными предметами (игрушки, книжки), чтобы пополнять словарный запас.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ
Добавить комментарий

  1. Елена

    Задержка речевого развития у детей встречается очень часто. На примере моей дочери. Как и положено в раннем возрасте агукала, произносила разные звуки и к годам двум не была болтушкой. Педиатр нас всегда успокаивал, что это временно и она скоро заговорит так, что вы ее не сможете остановить. Вся надежда была на садик. Занимались с логопедом-дефектологом. Выполняли все его рекомендации. Мы и лепили, и рисовали. И правда общение с другими детьми ее «заговорило». И к школе мы были уже подготовленные и даже умели читать. И по прошествии большого времени, она сейчас взрослая, остановить ее в разговоре невозможно, переговорит.

    Ответить
  2. Ирина

    В статье написано, что оптимальным возрастом коррекции является период до 1 года. Но как в это время определить, что у ребенка ЗРР? Ведь многие родители даже и подумать не могут про это. Мой младший сын к году говорил 6 слов. Педиатр ставила отставание в развитии. Я была очень возмущена этим! Примерно к полутора годам сын уже говорил односложные фразы типа «дай ням-ням», «вот киса» и т.д. А к двум годам уже болтал без умолку. В три года сын окрестил себя «специалистом по разговорам» и выдавал такие фразы, что и не каждый взрослый скажет. Я не поверила педиатру, а если бы диагноз подтвердился? Ведь чем раньше начать коррекцию, тем успешнее она будет!

    Ответить
  3. Марина

    Так хочется, чтобы дети хорошо учились в школе, были социально адаптированными. Но так часто стали разные речевые дефекты появляться у детей. Или кто-то их навыдумывал — эти речевые дефекты?! То тут, то там слышишь, что ребенка определили к логопеду. Ну неужели поголовно все дети нуждаются в коррекционных методиках? Раньше никаких логопедов не было. Ну картавили дети до какого-то возраста, но все же вырастали с нормальной речью. А сейчас что случилось? С луны задуло эти речевые дефекты? Или просто стало модно плодить логопедов? А им надо зарабатывать, вот и отправляют всех подряд на платные логопедические курсы? У меня внучка нормально лепетала. Нет, надо было отправить к логопеду, чтобы ползарплаты ему отдавать. И что в итоге — ребенку так язык испортили, что теперь она вместе всех букв одну Р тянет. И слушать страшно. Все буквы на Р заменяет. Я против насильственных отправлений к логопеду.

    Ответить