Звук Х — проблемы произношения и коррекция

Звук Х — согласный, задненебный, ротовой, глухой, щелевой.

Отсутствие или искажение звука (хитизм) встречается у детей довольно редко. Чаще при нарушениях произношения он заменяется на К, С, Т.

Легко вызывается подражанием при использовании упражнений («Подуем теплым воздухом», «Погреем руки»).

Закрепление в речи звука Х следует начинать только после освоения ребенком изолированного звука и верного его произношения в слогах.

Конспект занятия по автоматизации звука В можно посмотреть здесь.

Артикуляция звука Х

Сходна со звуком К. При изолированном произношении губы нейтральны: свободны, расслаблены, находятся в позиции следующего звука.

Конец языка соприкасается с нижними зубами. Язык сильно напряжен, передняя и средняя часть его спинки опущены, задняя примыкает к твердому нёбу, оставляя посередине узкую щель.

Сквозь нее проходит выдыхаемый воздух в виде струи, который и производит шум. Голосовые связки находятся в разомкнутом состоянии, мягкое небо поднимается вверх.

Автоматизация звука Х в начале слов

Слова проговаривают не торопясь, внятно произнося их и выделяя интонационно необходимый для закрепления звук. Для лучшего результата повторяют каждое слово по 2-3 раза.

ХА
Ха-ха, халат, халва, халиф, хамелеон, хата, хариус.

ХО
Хобот, ходики, холм, холст, холод, ходит.

ХУ
Худой, художник, хула, хулиган, хурма, хутор.

В сочетании с согласными
Хвала, хвастун, хвоя, хлеб, хлопок, хлопушка, хлопья, хром, храп, хна, хрусталь.

Автоматизация звука Х в середине слов

Повторять по несколько раз, интонацией выделяя нужный звук. При возникновении затруднений нужно разбить сложное слово на слоги.

В сочетании с гласными
Охота, уха, ухо, пешеход, муха, поход, сахар, буханка, черепаха, пароход, находка, ухабы, сохатый, охотник, знахарь.

В сочетании с согласными
Лохматый, вахта, чихнуть, шахматы, пихта, бархат, расход.

Детям необходимо объяснить значения всех непонятных для них слов.

Автоматизация звука Х в конце слов

Произносить по паре слов за раз, медленно, растягивая голосом нужный звук.
Пух, мех, мох, мах, вдох, смех, отдых, воздух, лопух, скоморох, падишах, чертополох.

Предложить ребенку закончить слово:
Лопу…(х), запа…(х), горо…(х), пасту…(х), сме…(х), мо…(х), ме…(х).

Упражнение «Много (чего?)»
Мухи — мух, яхты — яхт, шахты — шахт, пихты — пихт, петух — петухов.

Автоматизация звука Х в словосочетаниях

Каждая пара слов произносится медленно, повторяется несколько раз, при необходимости дробится на слоги.

Хитрый хамелеон, мохнатый мех, пахучие духи, хороший уход, хрустящий хлеб, хрупкий хрусталь.

Автоматизация звука Х в предложениях

Для закрепления правильного произношения предложите ребенку повторять фразы вслед за вами. Постепенно увеличивайте скорость от разбивки на слоги до темпа разговорной речи.

Харитон ходил на охоту.
Лохматый хомяк хвастал хвостом.
Уха из хариуса.
Хорек ухватил петуха за хвост.

Отработка звука в рассказах

Можно предложить ребенку небольшой рассказ. Например, можно приготовить разные картинки с изображениями животных и предметов, в названиях которых встречается звук Х.

Вместе с ребенком, раскладывая картинки, можно придумывать рассказ по этим карточкам.

Акцент при произнесении каждой карточки делать на Х. Также можно озвучивать высказывания героев своего рассказа.

Приведем пример.

Собраны картинки с изображениями: хомяка, хитрой лисы, хромого зайца, хлеба, хаты в лесу, храброй мыши.

Показываем карточку и начинаем рассказ:

Как-то раз Храбрая мышь повстречала Хомяка — соседа. УХ и весело было им вдвоем, просто уХаХатывались, рассказывая друг другу истории — ХА-ХА-ХА, да ХО-ХО-ХО. Мышка то и дело подХиХикивала — Хи-Хи-Хи.

Вдруг на полянку выскочил Хромой заяц. Храбрая мышь не испугалась, но за Хомяка спряталась. Заяц был чем-то взволнован и пристанывал — оХ-оХ-оХ.

Храбрая мышь уХитрилась приблизиться к Хромому зайцу и ХХХвать его за Хвостик. Заяц и вовсе расстроился и говорит: аХ, ты Храбрая мышка. Зачем сХватила меня за мой Хвостик! АХ, аХ, аХ.

Храбрая мышка отвечает: потому что я Хоть и маленькая, но очень ХХХрабрая!

Заяц говорит: да не слишком ты ХХХвастайся. не ХХХвались пока. Вон там Хворост Хрустит. Посмотрим, будешь ли ты теперь Храбрая.

Из-за Хвойных деревьев появилась Хитрая лиса. УХ-уХ-уХ, умаялась я. ХХХоть бы кто помог мне, Хворост тащу в свою Хатку. Хочу печку истопить, Хлебушек постряпать.

Храбрая мышь вызвалась помочь, Хвалится — я Хлебушек люблю, я тебе помогу, Хворост твой до Хатки донесу.

А лиса была ХХХитрая, преХХХитрая. СХватила Храбрую мышку, да и Ходу дала в Хвойный лесок, в свой Хуторок.

Вот и рассказику конец.

Автоматизация Х в скороговорках и чистоговорках

Хороший эффект дают скороговорки и чистоговорки. Они легко запоминаются и обеспечивают тренировку верного произношения.

Хорошая халва — хозяйке хвала.
Хохотушка буква ХА хохотала: «Ха-ха-ха».
Прохор да Пахом ехали верхом.
Муха-горюха села на ухо.

Закрепить звук в речи в игровой форме помогут стихи:

Иха-иха-иха-иха — громко топала слониха,
Иха-иха-иха-иха — быстро прыгала зайчиха,
Иха-иха-иха-иха — быстро бегала лосиха,
Аха-аха-аха-аха — не спешила черепаха.

* * *
Ха-ха-ха — варится уха.
Хи-хи-хи — поедим ухи.
Ху-ху-ху — съели мы уху.
Хи-хи-хи — больше нет ухи.

* * *

Ходил хорек на елку к волку,
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Постановка и закрепление в речи звука Х достигается достаточно быстро. В самых сложных случаях произношение исправляют механически (например, из С’ при помощи шпателя).

Чистоговорки, стихи и загадки ускорят процесс процесс автоматизации и сделают его более увлекательным.

Оценки
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. Анна

    Понравилась подборка слов для упражнений. Проблемы со звуком Х не очень частая проблема, но у бдительных родителей вызывает не меньше опасений, чем другие.
    Для меня очень актуально, что в одной статье сразу примеры для разных частей слова и языковых ситуаций. С их помощью удобно автоматизировать звук «на ходу» — по дороге в детский сад или магазин. Обычно «хохотать» на разные лады доставляет обоюдное удовольствие и малышу и занимающемуся с ним. После работы с логопедом отлично подходят для самостоятельных занятий родителей с ребенком для закрепления результата, при этом не требуя дополнительных приспособлений вроде зеркала.

    Рада, что нашла эту статью, спасибо автору за работу.

    Ответить
  2. Татьяна

    Очень интересная статья. Понравились задания на автоматизацию звука Х в игровой форме, столько различных примеров. Взяла себе на заметку, чтобы наши занятия дома с ребенком проходили весело и непринужденно. Спасибо автору за работу!

    Ответить