Звук Л — постановка и автоматизация

Идя по улице, стоя в магазине, мы все чаще стали сталкиваться с тем, что многие люди не только дети, но и некоторые взрослые неправильно произносят звуки.

Иногда это выражается очень резко, и существуют проблемы со многими звуками, в других случаях менее заметно, но все же привлекает внимание окружающих. Но не совсем правильно произношение это необязательно какой-то дефект или нарушение.

Варианты неправильного произношения звука Л

  1. Диалектные особенности произношения звуков.
  2. Возрастное своеобразие произношения. У маленьких детей в силу возраста еще не совсем сформирован речевой аппарат.
  3. Иностранный акцент. Многие иностранцы просто не могут правильно усвоить звуки русского языка

В остальных случаях неправильное произношение является дефектом и без вмешательства логопеда и других специалистов оно не исчезнет. Поэтому если вашему ребенку больше 4-5 лет, а звукопроизношение не достигло нормы, то это повод задуматься о скорейшей диагностике у логопеда.

Неправильное произношение звука Л — ламбдацизм — явление достаточно частое.

Почему нарушено звукопроизношение?

Нарушение фонематического слуха.
Ребенок слышит хорошо, но некоторые звуки, различающиеся между собой тонкими акустическими признаками он отличить не может.

Снижение слуха.
Если ребенок по каким-то причинам начал терять слух в раннем возрасте, то впоследствии это может привести не только к нарушению звукопроизношения, но и речи в целом. Поэтому если вы обнаружили, что ребенок вас плохо слышит, то сразу обращайтесь к врачу.

Неблагоприятные социальные условия.
Длительное пребывание ребенка в обществе неверно говорящих людей, общение в семье на нескольких языках, запущенность воспитания и развития ребенка родителями также негативно сказываются на произношении ребенка.

Дефекты речевого аппарата.
Анатомически короткая подъязычная связка, неправильный прикус часто являются причинами неправильного звукопроизношения.

Проявление нарушений

  1. Отсутствие звука. Ампа-лампа, ыба-рыба
  2. Искажение звука.
  3. Замена одного звука другим. Часто дети, которые не умеют произносить какие то звуки заменяют их на другие более лёгкие.

 Как правильно поставить и автоматизировать звук Л

Главное правило — проводить занятие, за которое ребенок не сможет устать и будет активно работать и воспринимать информацию. Нужно уделять примерно 20-30 минут, этого времени в таком возрасте будет более чем достаточно.

Разрабатывать и проводить занятие в форме игры.

Показать ребенку, как нужно правильно располагать язык, зубы, губы, использовать зеркало.

Структура артикуляционных занятий

Улыбка» — Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и задержаться в таком положении на 5-7с.
«Дудочка»- сложить и вытянуть губы так, как будто играете на дудочке и постараться долго произносить звук «У» без помощи голоса.

Выработаем воздушную струю
«Охотник» — Сузить язычок и прикусить его зубами, дышать через боковые щели

Разомнем наш язычок
«Футбольный мяч» — Язычок, как будто забивает гол в ворота, упираясь поочередно то в левую, то в правую щеки.
«Иголочка» — Широко улыбнуться и выдвинуть длинный узкий язычок вперед промеж зубок.
После того, как провели подготовительные упражнения можно переходить к постановке Л
После получения правильно произнесенного звука [Л] следует перейти к автоматизации звука

Применение чистоговорок и стихотворений

С помощью различных стихотворений, чистоговорок, считалочек можно проводить фонематические упражнения. Они не только помогают развивать фонематический слух, но и позволяют работать над правильной жестикуляцией, ударением, формой слова Дети с большим удовольствием повторяют и запоминают эти небольшие стишки.

Для начала взрослый произносит текст, а ребенок повторяет только последний слог, и получается подобие Эха

  • Лошадка скачет по полю (лю-лю-лю)
  • мяч попал в стекло (ло-ло-ло)

Вы можете придумать любую строчку, которая будет оканчиваться на слог со звуком «Л»
Затем вы произносите последний слог, а ребенок произносит по памяти или читает продолжение

  1. Ил-ил-ил — лампу папа наш купил.
  2. Ел-ел-ел – попугайчик улетел.
  3. Ол-ол-ол – мальчики любят футбол.
  4. Ал-ал-ал — я достал пенал.

Для примера стихотворение на звук «Л»:
*ослик был сегодня зол,
он узнал, что он осёл!

Игры на закрепление звука Л

Детям нравится играть и поэтому лучше сочетать приятное с полезным и закреплять произношение звука в игровой форме
Так ребенок более заинтересован выполнять задание правильно ведь ему интересно, что же будет дальше.

1 игра: Расскажи сказку
Берем за основу любую русскую народную сказку, но меняем в ней героев так, чтобы в их именах встречался звук «Л»
Например, сказка Репка, посадила Люся лук, а помогали ей Лосяш, Лама и так далее.
Это поможет не только автоматизировать звук «Л», но и научит строить связную речь и ставить слова в правильную форму и падеж.

2 игра: Звуковые дорожки
Вы можете вырезать или нарисовать на бумаге кружочки – это будут кочки. Также вам нужен какой-то персонаж, который будет по ним передвигаться. Ребенок перемещается по кочкам или передвигает своего персонажа и произносит «Ла-ла-ла», «Лу-лу-лу» и так далее, если он произносит неверно, то вы говорите, что он упал с кочки в болот и ему придется все начать сначала.

3 игра: Концерт лягушек
В эту игру можно играть с несколькими детьми. Они на мгновение становятся лягушками, имена которых ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, а воспитатель или логопед играет роль дирижера. Когда он покажет на какого-то ребенка, тот должен спеть свою песню(несколько раз повторить свой слог)

Звук «Л» освоить ребенку бывает достаточно сложно, поэтому лучше прибегнуть к помощи специалиста в этом вопросе, но любой, даже самый опытный логопед не достигнет поставленной цели без помощи и инициативы родителей и самого ребенка. Поэтому, если вы заметили отклонения у ребенка, немедленно обращайтесь к логопеду, но и не забывайте заниматься с ним дома.

Но если вы хотите чтобы у ребенка не возникло проблем с произношением совсем, то с раннего детства с ним следует заниматься, пусть совсем немного в день, но чтобы его артикуляционные органы развивались. И не стоит списывать на возраст некоторые отклонения, потому что многие родители просто не хотят признавать дефекты ребенка, в дальнейшем у таких детей оказывается все больше проблем с речью.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий