Звуки С и Ш — дифференциация

Сегодня поговорим о том, что такое Дифференциация звуков С Ш. Нередко логопеды наблюдают смешение звуков «С» и «Ш» как в речи детей дошкольного возраста, так у подростков.

Главной причиной такому смешению служит ошибочное фонематическое восприятие.

Помочь детям научиться различать данные звуки и правильно произносить их помогут логопедические игры и упражнения, перечень которых вы можете наблюдать ниже.

Дифференциация звуков С Ш в играх и упражнениях

Эффективнее всего для автоматизации и дифференциации звуков у детей использовать различные логопедические игры с конкретным звуком. Вот некоторые из них.

Угадай звук

У преподавателя в руках находятся две карточки. На первой карточке нарисована улыбка, а на втором бублик. Улыбка соответствует звуку «С», так как во время нее растягивают губы, словно при произнесении данного звука. За звук «Ш» отвечает бублик, так как губы при произнесении этого звука округлены.

Воспитатель должен поочередно произносить звуки, а дети поднимать соответствующую звуку карточку. Можно играть и наоборот: учитель поочередно поднимает карточки, а дети угадывают нужные звуки.

Свист и шепот

Для данной игры также понадобятся карточки с картинками или рисунками. На карточках должны находиться животные, предметы или прочие вещи, издающие свист или шепот.

Задачей детей является отгадать и произнести соответствующий картинке звук.

На картинках могут быть нарисованы змеи, кошки, водопад, отвечающие за звук «ШШШ» и свисток, чайник, птичка, отвечающие за звук «ССС».

Раздели на группы

Преподаватель распечатывает карточки с различными изображениями, на которых находятся картинки со звуками «С» и «Ш» в названии.

Задачей ребенка будет разделить их на две колонки: в левую он будет откладывать все изображения, в названии которых присутствуют звуки «С», а в правую соответственно  «Ш». Рекомендуется подбирать простые и незамысловатые картинки, чтобы ребенок легко узнавал их названия.

Елочка

Для данной игры понадобится искусственные или картонные елки и вырезанные из бумаги украшения в форме различных игрушек. Задача у ребенка остается прежней – отсортировать игрушки по звукам. Игрушки, соответствующие звуку «С» крепятся на одну елочку, со звуком «Ш» — на вторую.

Волшебники

Для данной игры понадобится мяч или мягкая игрушка, которую дети будут бросать преподавателю и ловить обратно. Игрушку или мяч ловит тот, чья очередь отвечать. Суть игры заключается в том, чтобы дети меняли слоги в словах, получая тем самым другие.

Например, преподаватель бросает мяч ребенку и произносит слово «Шутки», задачей ребенка является поймать мячик, заменить звук в слове «С» на «Ш», получив и произнеся слово «Сутки» и кинуть мяч обратно учителю.

Слов, в которых можно заменить звуки «С» и «Ш», очень много. При этом не обязательно, должны получаться существующие слова. Главной целью данной игры является научить ребенка различать и произносить данные звуки.

Соня и Миша

Для данной игры в качестве реквизита будет использовать кукла по имени Соня и игрушечный медведь по имени Миша. Детям необходимо объяснить, что игрушки потеряли свои вещи и нуждаются в их помощи.

Игрушки необходимо положить на столе, а детей построить в очередь. Каждый ребенок подходит к столу, выбирает одну карточку с изображением и решает, кому принадлежит данная вещь.

Если в названии вещи имеет звук «С», она отправляется к Соньке, звук «Ш» — к Мишке. Например, ребенок подобрал картинку, на которой изображен сыр. Он должен произнести это слово и положить карточку возле куклы.

В случае, если на картинке будет находиться, к примеру, шоколадка, карточка отправляется в Мишину стопку.

Важно, чтобы дети не только умели определять звуки, но и произносить их, поэтому выбирая карточку, они должны проговаривать ее название.

Дифференциация звуков С Ш возможна и другими способами, о которых расскажу в следующей статье. С и Ш — дифференциация звуков в стихах.

Дифференциация звуков С и Ш в стихах

У многих детей с раннего возраста наблюдаются недостатки в произношении тех или иных звуков. Ближе к школьному возрасту некоторым из них удаётся справиться с проблемой самим или совместно с родителями.

Неправильное произношение детьми звуков «С» и «Ш» встречается довольно часто. Логопедам приходится нелегко научить ребёнка правильной артикуляции.

От долгого монотонного повторения отдельных слогов или слов ребенок быстро устаёт и начинает капризничать. Чтобы этого не произошло, педагогу нужно предложить ученикам разнообразные упражнения.

Логопеды используют на своих занятиях стихи, в которых часто встречаются «С» и «Ш».

Дети с удовольствием повторяют за взрослым рифмованные строчки:

Пушистый ушастик,

Ушастый пушок

По опушке леса скок-поскок.

***

Соня и Саня весело смеялись:

Шесть пушистых кошек

Мышонка испугались.

***

Следующее стихотворение нужно обязательно выучить наизусть. Оно содержит очень много слов с трудными звуками и будет полезно часто повторять.

Саша шустро сушки сушит,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

***

Детям постарше можно дать стихи, где пропущены близкие по звучанию слова:

Иго-го поёт лошадка
Спи, мышонок сладко..(сладко)

Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит..(слон)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на..(машине)

***

ША — ШИ — ШО — ШУ
Шили Шапку малыШу.

ШИ — ША — ШУ — ШЕ
МыШь ШурШала в ШалаШе.

Из ШинШилы Шубу Шили.
В Шубе ШиШки мы суШили.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий