Гимнастика для постановки дыхания

Дыхательная гимнастика популярна в наши дни, так как проблема нарушения речи получает все большее распространение среди детей и взрослых. Причины кроются, как в функциональной недостаточности артикуляционного аппарата, так и в обстановке воспитания.

При проведении коррекции основное внимание уделяется выработке правильного дыхания. Именно сильная выдыхаемая воздушная струя формирует сложные звуки, придает речи плавность и четкость.

История создания дыхательной гимнастики

Основы современной дыхательной гимнастики закладывались на Востоке. Древние йогические практики начинали свое обучение с обретения контроля над дыханием. Упоминание о пользе задержки вдоха встречается в трудах философа и врачевателя Платона.

Первая систематизация знаний и формирование определенного комплекса упражнений в Европе произошла в середине 19 века.

Немецкий оперный певец Кофлер разработал методику трехфазного дыхания, с помощью которой впоследствии излечивал больных чахоткой. Его система длительное время применялась при заболеваниях бронхо-легочного аппарата.

На заре 20 века популярность приобрела методика Мюллера. В ней замедленный вдох – выдох сопровождался интенсивными разбалансированными упражнениями.

В Китае широкое распространение по сей день имеет практика цигун. Зарождалась она, как составная часть боевых искусств, позднее была перенята восточной медициной. В настоящее применяется в странах Азии, как средство реабилитации.

В 30-е годы 20 века А.Н. Стрельникова создала уникальную систему оздоровления с дыхательных упражнений, по сию пору, не имеющую аналогов.

Изначально Стрельникова – педагог по вокалу, проводила с ее помощью тренировки голоса оперных певцов. Позже методику взяли на вооружение медицина и логопедия.

Основные принципы и польза дыхательных упражнений

Большинство людей дышит поверхностно, задействуют лишь трахею, бронхи и верхние доли легких. Такой способ характерен для стрессовых ситуаций, так как увеличивает сердцебиение, ускоряет метаболизм, мобилизует рефлексы.

В таком состоянии человек готов к бою, а не к плавной беседе. Это отражается на речи, она становится прерывистой, смазанной. Слабые мышцы носоглотки не в состоянии удерживать длительный внеречевой выдох.

Основные правила, которых необходимо придерживаться:

  • заниматься на улице или прохладной проветриваемой комнате;
  • гимнастику проводить за час до еды или через 2 часа после;
  • одежда должна быть свободной, не стесняющей;
  • движения проводят медленно без форсирования, вдох осуществляют через нос, выдох – ртом длительно и ровно;
  • мышцы пресса, грудной клетки, плечевого пояса должны быть расслаблены.

Достаточно заниматься 4 – 5 минут, но несколько раз в день. Используется принцип постепенности, сначала осваивается собственно дыхательные упражнения, впоследствии их сочетают со звукопроизношением, артикуляционной тренировкой.

Регулярные занятия дают заметный результат, как в оздоровительном плане, так и в становлении речи:

  • происходит очищение бронхо-легочной системы, устраняются симптомы обструкции и астмы;
  • при глубоком вдохе расправляются мельчайшие альвеолы, увеличивая рабочую поверхность легких;
  • мышцы живота, грудной клетки, артикуляционная мускулатура укрепляются, обретают тонус и эластичность;
  • улучшается кровоснабжение, обмен веществ, трофика тканей;
  • снимается психо-эмоциональное напряжение.

Занятия проводятся с положительным настроем. Допустимым негативным ощущением может быть легкое преходящее головокружение.

Показания к проведению

Основные патологии и состояния, при которых показаны тренировки:

  • болезни бронхолегочной системы;
  • хроническая ишемия головного мозга, профилактика и последствия ИБС;
  • повышенная тревожность, неврозы, детские страхи;
  • коррекция звукопроизношения, в том числе при заикании и дизартрии;
  • тренировка голоса;
  • борьба с излишними жировыми отложениями.

Дети в возрасте до 6 лет должны заниматься под руководством опытного инструктора – логопеда.

Дыхательная гимнастика как средство развития речи

Нарушение речи идет параллельно с неправильным дыханием. Как правило, задействуются лишь мышцы ключицы, шеи, при этом межреберная и диафрагмальная мускулатура остается пассивной.

Дыхание поверхностное, полученного объема не хватает на построение предложения и окончание фразы. Речь резкая, с дефектом произношения сложных звуков, прерывается на полуслове.

Отмечается излишняя напряженность голосового аппарата. Дети часто используют дыхание ртом, что ослабляет носоглотку, делая ее дряблой и пассивной.

Какое влияние оказывают занятия:

  • увеличение функционального объема легких;
  • формирование носового дыхания;
  • удлинение выдоха и плавному произношению фонем;
  • укрепление лицевой мускулатуры и мышц, участвующих в дыхании.

Формирование речевого дыхания заканчивается к 10 годам. При систематических занятиях разговор ребенка заметно выправляется.

Предложения между паузами становятся логически законченными, значительно улучшается дикция, голос приобретает силу, глубину, пропадает заикание. Как следствие, улучшается социальная адаптивность ребенка.

Дыхательная гимнастика — технологии выполнения

Используется принцип постепенности, от меньшего – к большему. Занятия начинают с привития умения естественно дышать носом. Для этого проводят тренировки с закрытым ртом.

Далее оставляют активный вдох носом, плавный и медленный выдох ртом. При этом губы складываются в «трубочку», а щеки не должны раздуваться.

Движения происходят на счет, продолжительность выдоха постепенно увеличивается. Далее присоединяется фонация на выдохе, чаще используются: все гласные по очереди, шипящие, свистящие согласные.

На следующем этапе происходит сочетание дыхательных движений с динамичными физическими нагрузками.

Виды дыхательной гимнастики

Существует множество признанных методик и каждая имеет свои особенности и направленность. Самыми востребованными остаются следующие техники.

  1. Методика Стрельниковой разрабатывалась для тренировки голоса вокальных исполнителей. В дальнейшем использовалась для борьбы с бронхо-легочными заболеваниями, при патологиях сердца и сосудов. Чаще других применяется в детской логопедической практике. Состоит из серии коротких резких глубоких вдохов, с плавным не контролируемым выдохом полного объема. Минимальное количество вдохов – 4, постепенно их число увеличивается. Методика способствует нормализации внешнего дыхания, укреплению дыхательной мускулатуры, улучшению метаболизма, активизации иммунной системы.
  1. Метод Бутейко основан на повышении концентрации углекислого газа в крови и тканях. СО2 препятствует окислительным реакциям, участвует в синтезе клеток. Суть метода – задержка вдоха усилием воли до ощущения недостатка воздуха. Считается достаточно жесткой методикой и не применяется у детей.
  1. Методика Мюллера сочетает дыхательную тренировку с ритмичными физическими нагрузками. Глубокий вдох и последующий выдох происходят без насильственных задержек, в четко заданном ритме. На выдохе совершается так называемый «маятник» – наклоны вперед – назад. Сам создатель уверял, что достаточно 10-минутного занятия в день, чтобы почувствовать улучшение.
  1. Бодифлекс – методика, разработанная американкой, где за основу взяты асаны. Активно развивает диафрагмальное дыхание, увеличивая при этом разовый объем легких. Технология выполнения проста, резкий носовой вдох сменяется задержкой дыхания на счет. Резкий и полный выдох раскрытым ртом с характерным звуком «ха» в сочетании со статическими позами из йоги.
  1. Гимнастика цигун – методика с вековой историей. Эффективно используется для улучшения газоснабжения тканей. Активно снижает вес, придавая бодрость организму. Основывается на ритмичном дыхании, 5 минут – дыхание с повышенной концентрацией на задействованных мышцах, 5 минут – преувеличенно расслабленное дыхание, 10 минут – в обычном ритме.
  1. Аппаратная гимнастика разработана в конце 90-х годов. Основана на принципе системного увеличения концентрации углекислого газа.

Гимнастики по Стрельниковой

Считается уникальным русским изобретением. Основное внимание уделяется вдохам, они могут отличаться глубиной, но сохранять ритм. Слизистая носа обильно снабжена рецепторами рефлекторных зон. Воздействие на них воздуха равносильно массажу внутренних органов.

Правила выполнения:

  1. Тренировка рассчитана на недельный курс, с выполнением упражнений дважды вдень.
  2. Серия резких вдохов чередуется с паузой свободного неконтролируемого выдоха.
  3. На вдохе задействованы все мышцы, в том числе межреберные и диафрагмальные.
  4. Тренировка совмещается с физическими упражнениями: повороты, наклоны, скручивания.

Одни упражнения эффективны при устранении токсикоза, другие для реабилитации после инфаркта. Упражнения «Насос», «Обхват плеча» улучшают функциональность легких, способствуют укреплению дыхательной мускулатуры, нормализуют функцию внешнего дыхания.

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой может применяться у детей 4 – 5 лет под руководством педагога.

Дыхательная гимнастика для детей

Все занятия с детьми проводятся в игровой форме, не более 7 – 10 минут на одну процедуру. Упражнения должны поддерживать хорошее настроение и желание самого ребенка.

  1. «Гол» в ворота. Упражнение формирует длительную выдуваемую воздушную струю. Губы складываются трубочкой, и выдувается ватный мячик между двумя коробками.
  1. «Сдуй вату» формирует длительную срединную воздушную струю. Растянут губы в улыбке, широкий язык опереть на нижнюю губу. Сдувать вату с одного конца стола на другой.
  1. «Паровозный свисток» помогает длительно удерживать выдыхаемый воздух. Берется маленький пустой пузырек, прикладывается к губам. Продувание воздуха внутрь пузырька вызывает свист.
  1. Запускание корабликов в тазу с водой, которые можно передвигать только выдохом. Для имитации бури можно проговаривать звуки.
  1. Выдувание мыльных пузырей или надувание шаров. Причем делать это надо набирая воздух строго через нос.

Упражнения для улучшения речи и голоса

Излишняя скованность речевого аппарата ломает голос, делает его невнятным, напряженным, мышцы не могут расслабиться, изменяется тональность, дикция.

Для снятия напряжения, придания голосу звучания существует специальный тренировочный комплекс.

Упражнения на расслабления, которые улучшат голос

Для снятия напряжения с челюстных мышц, круговых мышц рта достаточно чуть приоткрыть губы, подвигать челюстью в разные стороны. Зафиксировать состояние расслабления на 1 – 2 минуты.

Повторять упражнение не менее 5 раз в день.

Еще один эффективный способ снять напряжение мышц лица – имитация лошадиного фырканья. Чуть сомкнутые губы выдаются вперед, воздух выдыхается с легкой вибрацией.

Непрерывное повторение звуков «Б» или «М» не позволяет напрягать круговые мышцы рта. Повторять такое упражнение нужно 10 – 15 раз в день.

Упражнения на расслабление гортани

Лучше всего расслабляет гортань зевотный рефлекс. Чтобы осознанно снять напряжение, можно запрокинут голову, и сымитировать зевок с «пропеванием» гласных.

Расслабляющим эффектом обладает звук «М». Если тянуть его достаточно долго, вибрации расходятся волной, снимают напряжение с гортани, голосовых связок, лицевых мышц.

Дыхательная гимнастика на расслабление диафрагмы

Диафрагма обеспечивает полноценное дыхание, ее постоянное напряжение делает речь прерывистой, тусклой. Для ее расслабления следует развивать дыхание животом.

Лежа на спине, расслабить плечевой пояс, положить руку на область эпигастрия. На вдохе рука поднимается, на выдохе опускается.

Рука в данном случае не несет никакой нагрузки, лишь помогает удерживать внимание и контролировать движения.

Речь помогает человеку не только донести нужную информацию. Это – средство адаптации в обществе, краткая характеристика личности. Поэтому развитие красивого голоса и правильной дикции задача крайне важная.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ
Добавить комментарий

четыре × 4 =