Как развивать связность речевых высказываний у детей

Главным в логопедической работе, проводимой с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие, является формирование связной речи у детей.

Существует несколько направлений работы в коррекционных детских садах, направленных на развитие связной речи.

Это организация игровой практической деятельности, это режимные моменты, наблюдения за другими людьми.

Особое значение имеет организация коррекционных занятий.

Методика формирования связной речи

Множество литературы в сфере логопедии и детской психологии описывают методику формирования связных высказываний у дошкольников, страдающих речевыми расстройствами.

Существует специальная коррекционная программа, которая приспосабливает курс обучения и воспитания дошкольников, имеющих ОНР к их особенностям развития. Эта программа основана на рекомендациях по речевому развитию в зависимости от периода жизни малыша.

Периоды обучения связной речи

Первый год обучения состоит из трех периодов.

  1. Первый период происходит на третьем году жизни. Малыш должен уметь составлять простые предложения, отвечая на вопросы. Также он должен составлять высказывания на основе картинок. А сюжетные картинки помогают ему составлять небольшие рассказы.
  2. Второй период характерен тем, что нужно усовершенствовать способность вести диалог. Также в этот период обучают описывать предметы. Продолжается развитие навыков составления рассказа по серии картинок. Дошкольники практикуются в описательных рассказах и пересказах.
  3. Третий период характерен тем, что наряду со всеми предыдущими упражнениями, дети учатся составлять рассказ по теме. На первых порах можно просто попросить их придумывать конец для знакомого рассказа, дополнять его эпизодами.

Главная цель – это помочь сформировать навыки связных высказываний.

Второй год обучения характеризуется тем, что педагоги и дальше развивают связную речь. Много времени уделяется закреплению способности связно пересказывать известные произведения. Также много внимание уделяется составлению сложных сказок и рассказов. Также обучают придумывать устные сочинения, основанные на собственном жизненном опыте.

Формирование диалогических высказываний

Диалогическая речь формируется во время занятий по логопедии, на которых уделяется внимание развитию грамматических и лексических языковых средств. Также для этого проводят различные виды воспитательной работы.

Организовывают игры, проводятся беседы, водят на экскурсии или просто прогулки.

Монологическая же речь формируется на занятиях, которые посвящены связной речи. Также проводятся специальные занятия, на которых изучается родной язык. Также проводятся практические занятия.

Если работа ведется с дошкольниками, имеющими третью степень ОНР, то делается упор на развитие монологических высказываний в процессе описания и повествования. Одними из главных методов работы для формирования монологических высказываний являются рассказ, пересказ и устное сочинение.

Исходя из имеющихся методических рекомендаций, касающихся развития связной детской речи, проводимую работу нужно адаптировать, учитывая имеющиеся речевые нарушения и отклонения в психическом развитии.

Цели и задачи логопедических занятий

Проводя занятия, которые обучают рассказыванию, нужно преследовать следующие цели:

  • закрепить навык общения, важно развивать коммуникационные функции;
  • учить строить монологи;
  • побуждать осуществлять самоконтроль во время построения высказываний;
  • активизировать их психические процессы для речевой активности.

Для того, чтобы научить связно и развернуто излагать свои мысли, нужно добиться следующих задач:

  • помочь усвоить правила построения речевых высказываний. Дети должны соблюдать тему, последовательность, передавать логическую связь, каждый отдельных эпизод должен иметь завершенность и соответствовать общей теме сообщения;
  • научить планировать свою дальнейшую речевую деятельность, выделять главный мысли;
  • научить грамматически оформлять свою речь в соответствии с правила русского языка.

Принципы развития связной речи

Формирование связной речи у детей должно согласовываться с принципами, которыми пользуются логопеды для оказания воздействия на речь и мышление. Вот главные из них:

  • нужно опираться на формирование речи в онтогенезе, учитывая при этом законы развития разных элементов речевой активности в данном возрасте;
  • обучать законам грамматического строя нужно основываясь на обобщения;
  • работая над разными аспектами речевой активности, нужно добиться взаимосвязанности между этими направлениями.

Помимо прочего осуществлять работа над развитием речевой активности нужно, основываясь на общедидактические принципы. Обучение должно быть систематическим. Занятия нужно проводить последовательно. Важно учитывать особенности детей, связанные с их возрастом и психологическим развитием.

Обучение нужно строить так, чтобы помогать проявлять активность и быть самостоятельными.

Обучение в группах

Занятия по логопедии нужно проводить в небольших группах, численность которых не превышает шести человек. Достаточно будет до трех занятий в неделю, каждое из которых будет длиться не больше 30 минут. Наиболее подходящее время для занятий – утро. При этом важно старательно соблюдать рекомендации, касающиеся методики образования дошкольников с общими нарушениями речи.

Цель подготовительной работы – достичь такого уровня развития речи, которого будет достаточно для формирования различного вида развернутой речи.

В подготовительную работу включаются следующие направления: развитие лексического запаса и знаний в области грамматического строя речи, формирование способности составления разных по своей структуре предложений, развитие коммуникативных навыков, которые бы позволили детям полноценно обмениваться информацией с педагогом на занятиях.

Подготовительный этап носит следующие задачи:

  • формирование способности воспринимать и понимать речь других людей;
  • развитие установки как можно активнее использовать фразовую речь, отвечая на вопросы педагогов, развитие способности составлять развернутые ответы на вопросы;
  • развитие способности с помощью речи передавать основное содержание картинок-рассказов;
  • обучение лексическим языковым средствам, которые нужны для продуцирования грамматически верных высказываний;
  • усвоение простых моделей составления фраз, которые передают собственные представления и восприятие; развитие психических процессов, связанных с формированием фразовых высказываний; обучение приведению в соответствие высказывания с темой разговора.

Все эти задачи должны осуществляться во время проведения занятий по логопедии с помощью специальных упражнений, во время которых дети составляют речевые фразы на основе продемонстрируемых действий, сюжетных картинок. Для этого специально выбираются подходящие игры и упражнения, которые также учат детей описывать вещи.

Формирование связной речи у детей по картинкам

Ряд исследований подробно описали методику, с помощью которой можно обучать составлять речевые высказывания на основании показанных действий.

Далее эти отдельные предложения объединяются к небольшой рассказ. Причем упражнения для составления фраз на основе картинок также проводятся в соответствии с разными методическими рекомендациями.

Проводя занятия с детьми, страдающими расстройствами речи, можно придерживаться следующей методики.

Для выполнения упражнений подбирается два типа картинок:

  • изображения, на которых легко определить субъект и совершаемое им действие;
  • изображение, на котором находится один или несколько героев, а также понятно, где именно происходит событие.

По таким картинкам дошкольники могут поупражняться последовательно придумывать упражнения, имеющие разную семантическую и синтаксическую структуру. Нужно задавать определенные вопросы к картинкам и предоставлять образцы ответов.

Когда дети научились строить предложения на основании одной ситуационной картинки, их можно обучать составлять рассказы на основании нескольких картинок. Подготовительная работа должна помогать детям развивать способность отвечать на заданные вопросы развернуто и полно.

Работа с картинками

Для этого детей обучают определенному типу структуры ответа, который включает в себя опорные элементы, взятые из вопроса.

Обучение во взаимодействии

Для того чтобы развить речевые навыки, нужно учить детей проявлять инициативу в том, чтобы вступать в контакт, вести разговор на определенную тему, принимать во время диалога активное участие.

Также детей обучают тому, чтобы принимать активное участие в коллективных разговорах, учиться воспринимать эти разговоры, правильно включаться в них.

Помимо всего этого подготовительное обучение включает в себя несколько упражнений и развивающих игр, которые позволяют активизировать мыслительную и речевую деятельность ребенка, помочь ему закрепить способность составлять речевые высказывания, развивать его способность к словесному творчеству, и чувствовать язык.

Выполняя эти задания, дети стараются находить выражения и слова, которые бы лучше всего отражали сущность рассматриваемых предметов в составе предложения.

Если дети будут регулярно выполнять эти упражнения, подбирать эпитеты, учиться сравнивать, находить рифмы, работать с синонимами, то это позволит им лучше усвоить средства, с помощью которых речь можно сделать выразительной. Также это тренирует имеющиеся речевые навыки, которые затем можно использовать в собственных рассказах.

Сочетание слов в словосочетания

Для того, чтобы развивать правильную с точки зрения грамматики речь, нужно помогать детям усвоить методы сочетания слов в словосочетании. Дети должны уметь согласовывать разные части речи между собой по падежам, родам и числам с помощью окончаний и суффиксов.

Для того, чтобы развить такие способности, нужно подобрать специальные упражнения, которые помимо прочего будут подготавливать детей к формированию описаний вещей.

Первый этап обучения характеризуется тем, что дети составляют фразы, опираясь на наглядный материал, собственные представления. Это позволяет им потренироваться в работе с языковыми высказываниями. Эти дети учатся как можно активнее работать с фразовой речью.

Также они начинают лучше справляться с задачей внимательно слушать и понимать речь воспитателя. Также дети начинают контролировать свои собственные высказывания для приведения их в соответствие с существующими языковыми нормами. Это подготавливает почву, чтобы перейти к следующему этапу – к освоению монологической речи.

Когда ребенок учится связной речи в пределах логопедической группы, то педагог должен направлять его на репродуктивные формы. Но если работа ведется с дошкольниками, страдающими речевыми расстройствами, то этого недостаточно.

Способность к рассуждениям

Практический опыт показывает, что дети с ОНР очень медленно усваивают способность к рассуждениям. Ведь этот речевой тип требует способности обдумывать мысль, предоставлять аргументы в ее пользу, показывать собственное отношение к ней, отстаивать свою позицию.

Для того, чтобы рассуждать правильно, дети должны уметь видеть причинно-следственные связи и объяснять их.

Формирование связной речи у детей медленный процесс, который развивается постепенно и имеют свою последовательность. Сначала лучше всего просить детей повторять то, что говорит логопед, формулируя задания и делая выводы.

Далее нужно побуждать детей продуцировать свои собственные высказывания. Нужно создавать такие ситуации, которые будут вынуждать детей проявлять речевую активность.

Логопед должен заниматься стимулированием и регулировкой продуцированных речевых высказываний. Они должны быть последовательными, логичными, связными и развернутыми. Для этого нужно задавать привальные вопросы детям.

Составление плана высказывания

Особое внимание логопед должен уделить составлению плана речевого высказывания. Работая над планом, много времени уделяется речевому развитию.

Однако если в группе занимаются дети, страдающие речевыми нарушениями, то это требует гораздо больше времени и внимания, особенно когда идет работа по формированию связной речи.

Коррекционные занятия по составлению плана должны быть использованы в качестве метода развития речи в целом, также их можно организовывать так, чтобы дошкольники занимались совместной деятельностью, что побуждало бы их обмениваться друг с другом речевыми высказываниями.

Эта работа учит вычленять тему высказывания, находить более важное и отделять его от менее важного, продуцировать собственную речь в определенной логической последовательности.

Работа с текстом

Нужно работать над последовательным освоением следующих навыков по работе с текстом:

  • определять, какова тема и главная мысль текста;
  • находить последовательность и как связаны предложения между собой;
  • определять, какая смысловая зависимость у предложений в тексте;
  • создавать план высказываний.

Рассмотренные нами навыки помогут дошкольникам самостоятельно строить связные высказывания.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ
Добавить комментарий