Понятие «информационные технологии»

Сегодня я задумалась о том, что в логопедической работе можно с успехом применять информационные технологии.

Ведь не у каждого рядом есть свой логопед. А в условиях коронавирусной инфекции и самоизоляции по домам единственным способом не останавливать занятия с практиками-логопедами является компьютер.

Возможности информационных технологии в работе логопеда

И что как не информационное пространство поможет продолжать начатую с ребёнком или самому взрослому работу над своими дефектами или небольшими нарушениями речи.

По мнению ряда ученых (Э.Р. Ахмедзянов, В.Ю. Волков, Е.Л. Воробьева, О.Б. Дмитриев, Ю.Д. Железняк, Е.А. Калинина, П.К. Петров и др.), чтобы повысить качество и уровень любого направления образования, необходимо внедрять все новые обучающие средства.

На сегодняшний день образовательные системы стали все чаще вводить в образовательную практику информационные технологии.

Это послужило толчком к разрабатыванию и реализации в образовательной деятельности школ различных компьютерных программ, которые с успехом стали использоваться в учебно-образовательной деятельности.

Хотя таких программ на сегодняшний день разработано достаточное количество, их использование по-прежнему остается проблематичным.

И тем не менее опытные педагоги все же подбирают и внедряют в свою практику ведения образовательной деятельности такие современные технологии информатизации.

В сложившихся условиях многие логопеды переходят на работу через сеть и организуют занятия с помощью компьютера.

Занятия проходят в реальном времени. Логопед и обучающийся во время занятия видят друг друга.

Ребёнок повторяет за логопедом все движения, чем достигается тренировочный эффект для постановки речевого аппарата.

Особый интерес к применению в образовании НИТ был вызван и у ряда других специалистов.

Одной из причин, как утверждают В.В. Зайцева, П.К. Петров, Е.Ю. Розин, И.И. Тихонов, А.И. Федоров и др., стала все возрастающая потребность общества в обучении подрастающего поколения в умении обрабатывать и применять накопленные знания, умения и навыки, а этому как раз и способствует реализация в образовании новых информационных технологий, направленных на формирование умений собирать, обрабатывать и передавать информацию.

В исследованиях Л.Х.Зайнутдиновой, И.В.Роберта, А.И.Пушкова и многих других мы встречаем достаточно информации по обеспечению учебно-образовательного процесса школ компьютерных программ по всем дисциплинам.

Лучшие статьи на сайте:

Ротацизм в речи – полная информация

Всё о гипотонусной дисфонии

Коррекция нарушений устной и письменной речи в начальной школе. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Понятие информационных технологий

Раскроем понятие «информационные технологии».

Как уже было упомянуто, информатизация общества немыслима без использования информационных технологий, позволяющих в корне поменять жизнь и деятельность любого гражданина.

Сам процесс информатизации подразумевает не только разработку, но и вездесущное применение информационных технологий в жизни людей.

И это происходит в глобальном мировом масштабе.

Процесс получения информации начинается уже в стенах школ. Поэтому тут как нельзя, кстати, использование информационных технологий нового поколения.

Сами же информационные технологии это так называемая практическая часть научной области информатики, которая раскрывается через взаимоприменяемые средства, а также способы и методы сбора, обработки, хранения и передачи некой информации в автоматизированном виде.

При этом получатель информации продуцирует заведомо ожидаемый результат.

Данное определение информационным технологиям мы находим в исследовании А.И. Олимова.

Средства информационных технологий

По его мнению, эффективным средством информационных технологий в процессе любой образовательной или коррекционной деятельности считается, прежде всего, программное и техническое обеспечение, позволяющее транслировать накопленную по определенной области информацию.

Это могут быть графические материалы, видео- и музыкальные презентации и слайд-шоу.

Новые информационные технологии часто нацелены на предъявление учащимся некой теоретической информации.

А также дают возможность наглядно увидеть процесс выполнения того или иного элемента при выполнении упражнений – тренировочного или закрепляющего характера.

Сегодня это возможно через применение технологий мультимедиа, которые входят в состав программных средств образования.

Какие информационные технологии используют логопеды?

Обратимся к разновидностям информационных технологий, используемых в деятельности логопеда.

Прежде всего, к таким средствам можно отнести электронные учебники – пособия образовательного характера, в которых содержится вся информация по строению речевого аппарата, а также артикуляционные схемы.

Электронные учебные пособия обогащают и упрощают выполнение многих упражнений и способствуют информационному взаимодействию между обучаемыми и  преподавателем.

Они формируют у учащихся познавательный интерес к той информации, которую преподаватель стремится донести до учащихся в доступной им форме.

Сами учебные электронные пособия представляют собой программные средства из глобальной информационной сети интернета или же через предъявление текста, аудио и видео.

В работе логопеда чаще всего используются либо видеоуроки, либо видеоконференции в реальном времени.

Так как доступ к сетям в настоящее время не представляет собой сложности в любом школьном образовательном учреждении, то электронные пособия являются самым доступным средством информационных технологий.

Трансляция занятия может проходить прямо из кабинета логопеда.

Веб-страница – это отдельно взятый материал из электронного пособия, содержащий как текст и графику, так и звуковое и видео – сопровождение.

Она содержит гиперссылки на другую информацию, которая также доступна обучающимся при использовании данного средства.

Именно благодаря веб-ресурсам в качестве электронного пособия возникает информационное взаимодействие передачи-приема информации, так называемый интерактивный диалог, когда предполагается обмен информационными командами – запросом и ответом.

Также существуют более сложные средства ведения интерактивного диалога, когда обеспечивается возможность выбора вариантов информационного материала и формы работы с ним.

Интерактивное взаимодействие в новых информационных технологиях отличаются своей эффективностью получения и обработки информации, так как при этом предполагается реакция учащегося для вызова ответного действия программы.

Следующим средством информационных технологий можно назвать технологию мультимедиа, предполагающую использование одновременно текстовой и аудиовизуальной информации, отличающейся отличной графикой и также рассматривающейся как интерактивностью взаимодействия.

В логопедической деятельности использование телекоммуникации предусматривает совокупность средств обработки информации, способов, приемов и различны методов ее транслирования, которая представляется в любом эффективном виде.

Благодаря информационно-компьютерной визуализации учебная информация представляется на экране в виде моделей графической интерпретации, которая может исследовать как закономерности изучаемого материала, так и целого процесса в пространственном движении.

Для педагогов применение информационных технологий также являются эффективным средством ведения образовательного процесса.

Моделирование интерактивного взаимодействия

Моделируя тренировочные или контрольные задачи новые информационные  технологии дают возможность автоматизировать процесс обработки результатов и эффективность проведённых мероприятий.

Для этого в настоящее время разработаны и уже повсеместно реализуются специальные системы по коррекции и автоматизации всех звуков.

Те, кто разрабатывают такие программы и системы, ожидают положительных результатов и повышения эффективности образовательного процесса.

Я встречала программы, которые позволяют отрабатывать произнесение того или иного звука отдельно либо в словах.

Даётся образец звучания. Обучающийся повторяет. Если звук произносится в соответствии с представленным образцом, то программа показывает это индикацией, например, зелёным цветом.

При неправильном произнесении показывается красный сигнал.

Задача таких упражнений — достичь максимально большего количества правильно произнесённых звуков.

Дети, да и взрослые, очень склонны к победам в разного рода соревнованиях.

Поэтому такие логопедические тренировки с достижением целей позволяют с удовольствием и непринуждённо отрабатывать правильное звукопроизношение.

Главными условиями использования информационных технологий логопедической деятельности, по мнению некоторых исследователей, можно назвать разработку таких программ, которые позволят контролировать знания по любому из направлений, к тому же побуждающих учащихся к самоконтролю.

Посредством диагностических программ можно обобщить введенную информацию о ребёнке, быстро диагностировать отклонения в развитии его речи или поставить диагноз, а также получить рекомендательную информацию по улучшению состояния здоровья перед началом проведения коррекционных мероприятий.

При этом программа выдает задания, тщательно контролирующие их выполнение. Полученные результаты предполагают получение следующей диагностической информации.

Но самое важное назначение информационных технологий в логопедической деятельности остается интерактивное взаимодействие обучающего основным элементам тренировки артикуляционного аппарата.

Таким образом, этот обзор позволил рассмотреть понятие информационных технологий и их сущность и содержание в деятельности логопеда.

Под информационными технологиями здесь и далее мы будем рассматривать программный продукт, представленный информационной базой данных, которая направлена на автоматизацию управления образовательным процессом.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий