Звук Ш – Ж — логопедические игры для постановки звуков

Логопедические упражнения нужно проводить регулярно. Ежедневные занятия по 20 – 35 минут помогут исправить речевые дефекты ребёнка. Оптимальное время для игр – после завтрака.

Леденец

Ребёнок берёт в руки воображаемую конфету, освобождает от фантика, кладёт в рот. В течение 10 секунд имитирует сосательные движения: губы сжаты и вытянуты вперёд, нижняя челюсть ритмично опускается и поднимается. После упражнения леденец можно «проглотить».

Пёрышко

Понадобится небольшое перо или кусочек ваты.

Пёрышко кладут на руку и подносят к губам ребёнка. Просят его улыбнуться, положить широкий язык на нижние зубы так, чтобы его кончик был спрятан за губой. Верхние зубы должны почти касаться языка. Задача ребёнка – сдуть пёрышко как можно дальше.

Дорожка для змейки

Родитель рисует на бумаге волнистую линию – дорожку, по которой должна проползти змейка. Ребёнок ведёт по дорожке указательным пальцем и имитирует змеиный шёпот: «ш-ш-ш».

Это упражнение задействует руки, что полезно для развития речевого аппарата.

Поймай звук

Упражнение можно повторять на прогулке или в поездке – дополнительного оборудования не требуется.

Родитель произносит разные звуки с короткими паузами. Например:

П, Ч, Ш, О, Р, Ж;

В, У, Ж, Х, Ч, Ш;

Когда ребёнок слышит Ш, он хлопает в ладоши. При звуке Ж говорит специальное слово – оп или ам.

Попугай

Игра также подходит для прогулок или поездок.

Ребёнок повторяет за взрослым ряды слогов:

«ша-ша-ша, жу-жу-жу, жи-жи-жи, шо-шо-шо»;

«ши-шу-ше, жо-жа-жу, ша-шо-ша, жи-жу-жи».

Чтобы усложнить задачу, можно использовать ряды слов:

«шапка-шахта-шарик», «жук-жулик-журавли»;

«Маша-груша-миша», «лужа-стужа-сажа»;

«шорты-шина-шелест», «жарко-ежевика-медвежонок».

Четвёртый лишний

Взрослый произносит 4 слова так, чтобы в одном из них не было звука Ш или Ж. Ребёнок должен угадать, какое слово лишнее. Если не получилось, следует повторить ряд слов медленно и с паузами:

«шарф, шапка, шнурок, кепка»;

«жираф, жаба, жёлудь, заяц»;

«жёлтый, красный, бежевый, сажа»;

«шорох, шёпот, скрип, шерсть»…

Найди хвостик

Для упражнения можно использовать мяч или игрушку. Если руки заняты, дополнительные предметы брать не обязательно.

Взрослый рассказывает историю про слово, которое потеряло хвостик. Ребёнку предлагают этот хвостик найти, для этого нужно повторить за родителем слог и придумать слово, которое может на него начинаться:

Ша – (шарик);

Жо – (Жёлудь);

Шу –

Ши –

Ше –

Шо –

Жа –

Жу –

Жи –

Же –

Звукоежка

Взрослый рассказывает, что звукоежка съел звук Ш (Ж) во всех словах. Нужно угадать, какие это слова:

…ина, …орох, …елест;

Ка…а, гало…и, хоро…о;

Бара…,ков…, гро…;

Поменяй букву

Для игры понадобится мяч или мягкая игрушка. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит слово с буквой Ш или Ж. Ребёнок должен отбросить мяч обратно и заменить букву на Ж или Ш соответственно:

Шил – (жил);

Шитьё –

Уши –

Нашивка –

Что – какое?

Ребёнку предлагается изменить предложение, переведя существительное в прилагательное:

Прогулка с лыжами – лыжная прогулка;

Торт с шоколадом – шоколадный торт;

Хвост кошки –

Писк мыши –

Вода для жизни –

Суп из букв

Ребёнку нужно объединить слоги, которые повторяет взрослый, в одно слово. Если не получается с первого раза, звуковой ряд требуется повторять до тех пор, пока не будет результата:

«шу-шу-шу-ба-ба-ба»;

«мы-мы-мы-ши-ши-ши»;

«жа-жа-жа-ра-ра-ра»;
«ма-ма-ма-ши-ши-ши-ны-ны-ны».

Логопедические упражнения эффективны только при постоянных повторениях. Чтобы не вызвать отвращения ребёнка к занятиям, его нельзя исправлять, перебивать и заставлять с помощью криков и угроз. Дети учатся в игре.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ
Добавить комментарий