Звук В — постановка

Искаженное звукопроизношение [в] — [ф] нечасто можно услышать в речи детей. У взрослых такое нарушение практически не встречается. Эти звуки легко воспроизводятся, так как не требуют каких-то сложных артикуляций.

Однако редкие случаи неправильных [в] — [ф] бывают. Связаны такие дефекты в основном по причине физических патологий верхней губы или же после перенесения сильного испуга. Возможны фонематические проблемы со слухом, когда малыш не в состоянии чётко воспринимать глухие и звонкие согласные звуки.

Как бы то ни было, если проблема появилась или выявилась, следует незамедлительно начать коррекцию.

Для постановки и автоматизации [в] — [ф] совсем не обязательно обращаться к профессиональному логопеду. Именно эти звуки можно поставить ребёнку в домашних условиях.

Особенности произношения [в] — [ф]

Звуки [в] — [ф] не требуют, чтобы губы и язык были очень подвижны в процессе произнесения. Артикуляция заключается лишь в лёгком вытягивании и выворачивании нижней губы, которая слегка прижимается к верхним зубам.

Верхнюю губу следует приподнять, при этом обе губы без напряжения открывают верхние зубы. Выдыхаемый воздух свободно проходит в пространство между верхними зубами и нижней губой.

Когда произносится звук [ф], в расслабленном состоянии находятся голосовые связки, при этом голос не используется.

Произношение [в] требует добавления голоса. Лишь этим и различается звукопроизношение [в] — [ф]. Начинать постановку следует с глухого парного, а лишь потом переходить к звонкому, где уже используется голос и необходимо лёгкое напряжение губ.

Гимнастика для языка и губ

Постановка и автоматизация звуков [в] — [ф] может проходить весело и непринуждённо. Освоить правильное положение языка и губ поможет артикуляционная гимнастика, в которую можно включить следующие упражнения.

«Ёжик, который фыркает»

Ёжики издают смешные звуки, которые напоминают фырканье. Сначала взрослый показывает на собственном примере, как нужно правильно фыркать. Для того чтобы легко было фыркать, надо предложить ребёнку поднять нижнюю губу к верхним зубам, а затем медленно выдыхать. Таким образом получится [ф]. Если повторять упражнение несколько, или даже много раз, то фыркать малыш научиться всё чётче.

«Ветродуй»

Выполняя такое упражнение, мы будем уже не фыркать, а выть, подражая завыванию ветра. Сначала повыть должен взрослый, чтобы малыш видел, как это делается, и как должен звучать звук [в].

Сначала делаем тихий ветерок, звук получается сначала слабеньким. Потом начинаем добавлять голос, звук крепнет, становится громче.

Если взрослый будет дружно подвывать ребёнку, то звук [в] по образцу получится быстрее и правильнее.

«Вьюга»

Упражнение можно проводить в виде соревнования – кто дольше повоет.

Такие артикуляционные задания способствуют отработке речевого дыхания, длительности выдоха. А это уже поможет подготовить речевой аппарат для развития словопроизношения.

Читайте также
Конспект занятия «Звук В»
Автоматизация звука В происходит при многократном повторении звука в разных положениях — в начале, середине или конце слов. Конспект занятия для…

 

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий