Обучаем ребенка чтению

Как научить ребенка читать — вопрос, который волнует многих родителей.

Чтение – одна из главных форм проявления речевой активности, связанная с произношением и восприятием информации. Несмотря на многообразие информационных и технических средств познания мира, чтение остается одним из основных жизненных навыков.

Человек учится читать в раннем детстве, этот вариант получения знаний сопровождает его всю жизнь. Потребности образования стимулируют поиски новых, более комфортных способов обучения.

Новые методики раскрывают возможности, как научить ребенка читать, опираясь на достижения фонетики, делая процесс обучения осознанным, интересным.

Чтение как подготовка к школе

Дети, регулярно читающие, знают больше сверстников, быстрее воспринимают новую информацию, лучше запоминают ее. Начиная со средних классов, объем информации, с которым ученику приходится сталкиваться, увеличивается в несколько раз.

Плохо читающие школьники с трудом усваивают новый материал. Снижается их самооценка, ухудшается способность налаживать контакты с другими людьми.

Чтение повышает степень любознательности ребенка, при этом возрастает его интеллектуальная активность. Понимая это, родители стараются научить детей читать как можно раньше, чтобы они пришли в школу подготовленными.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению?

Многие дети приходят в школу, умея читать. Чтению учат в детском саду, на занятиях в кружках, спецшколах, на курсах подготовки к школе. Иногда взрослые дома занимаются с дошкольниками. Одни малыши уже в три года знают буквы, а другие и в пять лет мало интересуются книгами.

Родители озабочены: с какого возраста можно обучать чтению? Вопрос звучит некорректно: начинать обучение можно в любом возрасте, это зависит от подготовленности детского сознания воспринимать знания. Ребенок готов обучаться чтению, если:

  • четко произносит почти все звуки;
  • различает похожие фонемы;
  • выражает мысли отдельными предложениями, логически связывая их;
  • понимает смысл сказанного;
  • удерживает внимание в течение примерно 10 минут.

Малыш, готовый к обучению, может свободно ориентироваться в пространстве, различая понятия «вправо» и «влево», «вниз» и «вверх».

Особенности обучения детей чтению по возрастам

Дошкольник в силу возрастных особенностей, недостатка знаний воспринимает новый навык механически, не понимая значение и красоту печатного слова. К чтению надо приучать постепенно.

В возрасте около года малышей уже можно заинтересовать, читая доступные для восприятия короткие стихи или сказки, показывая разноцветные яркие картинки. Покупая книгу, надо выбирать хорошо иллюстрированные издания, напечатанные на плотной бумаге, чтобы было интересно их рассматривать, удобно листать страницы.

Детям от 1,5 до трех лет надо чаще читать вслух небольшие рассказы о знакомых предметах, животных. Во время чтения можно попросить показать картинку, произнести звуки, коротко ответить на простой вопрос.

Если ребенку читать регулярно, примерно к трем годам у него появляются любимые книги. Малыш может сам просить почитать конкретную сказку или стишок. В этом возрасте можно выбирать произведения с более сложным сюжетом, вызывающим детский интерес.

К пяти годам появляется восприимчивость к звуковой окраске речи. Становится понятно, что звуки, объединяясь, образуют слоги, а из отдельных слогов получаются слова. Только усвоив механизм словообразования, можно научиться читать.

К этому же времени формируется специфика детского восприятия: чтобы понять устройство предмета, его надо потрогать, несколько раз разобрать, заново собрать. При изучении фонематического строя языка стоит придерживаться этих же принципов.

Учим различать звуки в словах

Чтобы ребенок научился читать, грамотно писал, надо:

  • научить различать твердые и мягкие, звонкие и глухие, согласные и гласные фонемы;
  • показать, как вычленять звуки в словах;
  • научить составлять новые слова по звуковым схемам.

Обращают внимание на то, что гласные образуются голосом, их можно петь. В произнесении согласных участвуют язык, губы, зубы. Чтобы определить ударный звук, надо произнести это слово с вопросительной интонацией или с удивлением. Строят словарные схемы. Четко произносят слово целиком, потом – каждый звук. Определяют, какой он – гласный или согласный. Если гласный, на стол кладут красный кубик, если согласный, то – синий.

Постепенно выложив все кубики, начинают «читать» схему. Позже учатся ставить ударение, обозначать мягкость звука. Сначала анализируют только те лексемы, у которых все звуки стоят в сильной позиции, затем переходят к более сложным случаям.

Как выучить с ребенком буквы

Научив ребенка вычленять из слова звуки, переходят к буквам. Можно использовать знаки, сделанные из разного материала: бархатной бумаги, пластика, ткани. Многие пользуются магнитными досками.

Как научить ребенка читать без ошибок и бегло? Целесообразно изучать пары (глухая согласная – звонкая; гласные О – Е, А – Я).

Можно сначала выучить самые распространенные буквы, потом – менее распространенные. Показывая новый буквенный символ, просят объяснить, на что он похож, какие предметы напоминают элементы, из которых он состоит. Можно лепить литеры из пластилина, собирать из кофейных зерен или пуговиц.

Учим ребенка делить слова на слоги

Обучая делению слов на слоги, взрослый объясняет, что в русском языке количество слогов равно количеству гласных.

Выделяя голосом каждый слог, хлопают в ладоши: вер-то-лет (3 гласных, 3 слога, 3 хлопка), дом (1 гласный, 1 слог, 1 хлопок), ка-ша (2 гласных, 2 слога, 2 хлопка).

Обучение ребенка слоговому чтению

Детям объясняют, что гласные выполняют 2 функции: обозначают звуки и подсказывают, как произносить согласные, стоящие перед ними. Узнав несколько букв, пробуют составить из них слоги, короткие слова. Просят ребенка объяснить, какую роль играет гласный: смягчает согласный или подчеркивает его твердость.

Понимая, какой звук обозначает буква, уяснив варианты обозначения мягкости согласного на письме и принцип соединения согласных с гласными, дети учатся читать слова. От чтения коротких лексем переходят к чтению длинных, написание которых отличается от произношения.

Читаем предложениями

Научив малыша читать слова, переходят к чтению предложений, коротких фраз, небольших текстов. У юных читателей иногда появляются сложности во время чтения.

  1. Антиципация – способность предугадать логику текста. Ребенок хочет, чтобы его похвалили за беглое чтение, поэтому домысливает слово, торопясь прочитать только первый слог. В этом случае помогут игры со словами, чтение «тарабарщины» (стихов, состоящих из рифмующихся звуков).
  2. Регрессия – возвращение глаз на уже прочитанную строчку, чтобы перечитать или заново проговорить прочитанное. Такая привычка может появиться, если переход от чтения слогового к чтению словами произошел быстро. Чтобы этого не случилось, не надо торопиться.
  3. Звукослияние – процесс, при котором дети, произнося все звуки по отдельности, не могут произнести целый слог. Чтобы помочь понять механизм слогопроизнесения, рисуют тропинку, на одном ее конце изображают первую букву слога, на другом – последнюю. Ставят палец на первый звук и протяжно произносят его, пока палец двигается к концу тропинки. Протягивая звуки, показывают, как они объединяются в слог.

Чтобы было меньше ошибок, родители объясняют детям важность осмысленного чтения. Для этого перед чтением текста знакомят с его названием. Рассматривают иллюстрации, во время чтения объясняют непонятные моменты. После чтения разговаривают о прочитанном, рисуют картинки к тексту.

Какую методику выбрать?

Существуют разные методики обучения дошкольников чтению. Наиболее известные и хорошо зарекомендовавшие себя: методика Елены Бахтиной и методика Надежды Жуковой.

Первая подходит для совсем маленьких детей, начинать обучение можно с 2-3 лет. Вторая подойдет для более старших дошкольников 5 – 6 лет.

Конечно, идеально было бы приобрести букварь выбранного автора и заниматься по нему, но можно сделать наглядные пособия самостоятельно, предварительно вникнув в суть методик.

Методика Елены Бахтиной

Описание того, как буквы соединяются в слоги, в методике Е.Бахтиной называется «Буквы дружат». Ребенку можно объяснить так: «Буква М подружилась с буквой А, теперь они повсюду вместе и получилось МА.

Буквы дружат и образуют слоги». Повторять слоги, согласно методике, нужно много раз до тех пор, пока ребенок их не выучит. Не нужно спрашивать: «Что получится, если встретятся М и А?» Нужно утверждать: «М, А – вместе МА».

Обучение строится на принципе, где единицей чтения выступает слог, а не буква. Сперва ребенок запоминает их наизусть, затем переходит к чтению полных слов.

Приступать непосредственно к чтению слогов и слов можно, когда на распознавание букв дошкольник будет тратить минимум времени.

Средним значением для проговаривания всего алфавита считаются 20 секунд. Но здесь главное не стоять с секундомером, засекая время, а обратить внимание, насколько уверенно ребенок называет буквы, запинается ли, возникают ли паузы. Это будет более объективным показателем.

Когда изучение алфавита и «дружба букв» останутся позади, можно переходить к чтению слогов. Нужно записать в столбик разные сочетания, например, МА, МО, МУ или открыть соответствующее упражнение в букваре.

Затем указать на первую букву в слоге МА и спросить: «Какая это буква?».

Ребенок отвечает: «М».

Важно, чтобы к этому моменту малыш уже бегло знал алфавит. Если этого не произошло, то переходить к чтению слогов пока рано. Следом нужно быстро указать на вторую букву: «А эта?». Получив ответ, произнести: «М, А – что получится?»

Ребенок ответит: «МА». Это уже много раз повторялось устно. Также отрабатываются другие сочетания.

Через какое-то время можно предложить ребенку прочитать слог сразу полностью. Это достаточно сложно, и многие дети испытывают затруднения.

Тогда можно попробовать следующее: отдельные звуки произносить шепотом, а весь слог громко и звонко. Нужно пройтись по всем слогам, повторять их много раз, пока не будет достигнут нужный эффект.

Когда ребенок освоится с чтением слогов, можно переходить к чтению слов. Слоги в словах должны быть для наглядности разделены черточкой.

Когда будет прочитан первый слог, нужно быстро перевести палец или карандаш на второй: «МА-МА». Разумеется, начинать обучение нужно с простых слов.

Если малышу трудно, если он не понимает объяснений, не стоит настаивать и уж тем более ругать маленького ученика.

Возможно, ему не подходит методика. А, возможно, он просто еще не созрел психологически для обучения чтению и лучшим вариантом будет отложить обучение на какое-то время. Важно помнить, что все дети разные, и это абсолютно нормально.

Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной

Е. Бахтина, организатор «Школы Гениев», уверена, что раннее развитие малыша – залог обретения жизненного успеха. Ребята учатся читать по «Живой азбуке», в которой буквы похожи на знакомый предмет:

  • Т напоминает молоток, а Б – бегемота с большим животом;
  • буква У похожа на веселую улитку с рожками;
  • Ъ сложен из твердых камней;
  • Ь похож на мягкую подушку.

Яркие иллюстрации вызывают положительные эмоции, легко запоминаются. Отдельная глава азбуки рассказывает о словообразовании, т.е. о «дружбе» между буквами. Поэтому она так и называется: « Буквы дружат».

Показав малышу, что буквы, дружно объединяясь, образуют слог, надо примерно 50 – 70 раз в день повторить пройденный материал: на уроке, на прогулке, за обедом, ужином…

Повторение приведет к запоминанию. Изучив тему, дети приступают к чтению слов, небольших текстов. Е. Бахтина считает, что по этой методике двухлетнего малыша можно научить читать за 4 месяца.

Методика Надежды Жуковой

Это классическая методика обучения чтению, которая сочетает в себе традиционный подход с авторскими наработками. По букварю Н.Жуковой ведут занятия в школе.

Как и в методике Е.Бахтиной, единицей чтения выступает слог, а не буква.

В букваре Н.Жуковой слоги нарисованы в виде двух букв, соединенных линией. По этой линии от одной буквы к другой бежит человечек. Ребенок произносит первый звук и тянет его до «встречи» со вторым. Например, слог АУ. Ребенок произносит «ааа» и ведет пальчиком по дорожке к букве У.

Когда буквы встретятся, получится «аау». Важно, чтобы ребенок не произносил буквы по отдельности, а тянул первую и коротко произносил вторую. На первых порах вести пальчиком от буквы к букве также обязательно.

В отличие от методики Е.Бахтиной данная методика не предполагает заучивание всего алфавита сразу. Для начала можно познакомить ребенка с гласными А, О, У, Э, Ы и затем учиться читать слоги из этих букв.

После знакомства с гласными, можно перейти к согласным. На каждом занятии необходимо обязательно закреплять пройденный материал.

После слогов, состоящих из двух гласных, нужно переходить к простым слогам с согласными: МА, НО, ЛУ. Когда алгоритм будет отработан, можно перейти к более сложным слогам с шипящими и глухими согласными.

Не стоит спешить с переходом к чтению слов, лучше как следует закрепить чтение слогов, в том числе сложных, где гласная идет перед согласной: АМ, ИК, ЭХ.

Когда слоги будут хорошо отработаны, можно переходить к чтению первых слов: ма-ма, па-па, ка-ша, постепенно усложняя задачу.

Универсальной рекомендации по выбору конкретной методики нет. Все зависит от личных особенностей ребенка, его манеры восприятия, педагогических способностей родителей.

Если ребенку тяжело, возможно, он просто еще не готов к чтению. Тогда лучшим вариантом будет отложить обучение. Ни в коем случае не надо его ругать, стыдить, сравнивать со сверстниками, которые уже бегло читают. Такие приемы дадут обратный эффект.

Важно проявлять терпение и доброжелательность, чтобы не отбить у ребенка желание учиться читать еще на начальном этапе.

Особенности методики Н. Жуковой

Многие поколения детей обучались чтению по букварю. Занятия по книге требуют усидчивости. Среди множества авторских азбук учителя и родители выделяют букварь Н. Жуковой. Автор считает, что детям в речи труднее выделить звук в слове, чем отдельный слог. Но как научить ребенка читать в таком случае?

Поэтому доходчиво объясняет, как прочитать «ба-ба», превращая отдельные звуки в слоги, а не протягивая буквы: «бэ – а – бэ – а». Сначала изучают гласные А, У, О. Потом из них создают сочетания: АУ, УО, УА, ОУ, АО, ОА.

Напевая эти сочетания и пальчиком соединяя буквы, дети учатся сливать гласные. Затем приступают к изучению согласных. От простых слогов переходят к более сложным. На занятиях можно использовать магнитную азбуку Н. Жуковой.

Как научить детей читать по разным методикам?

Методики обучения отличаются друг от друга языковой единицей (звук, буква, слог, слово) и типом деятельности ученика (синтез, анализ), взятыми за основу. Каждая из методик имеет плюсы, а также минусы.

  1. Аналитико-синтетический вариант. Сначала учат выделять звуки из слова. Потом показывают, какая буква соответствует данному звуку. Звуки сочетают в слоги, слоги – в слова. Такой способ обучения считается традиционным. Недостаток метода: дошкольники не всегда понимают, чем различаются звук и буква, которая его обозначает.
  2. Чтение по слогам, при котором сначала запоминают слоги, затем их объединяют в слова. Метод полезен при обучении чтению детей, имеющих тяжелые речевые расстройства.
  3. Обучение чтению по складам основано на аналитико-синтетическом способе. Для обучения применяют складовые блоки.
  4. Обучение чтению по готовым словам, или Глобальное чтение: слова воспринимаются как цельное графическое изображение (иероглиф). Анализ лексем не проводится.

Каждый из методов может применяться дома.

Обучение чтению по методу Г. Домана

Методика Гленна Домана основана на механическом заучивании отдельных лексем. Занятия проводят с самого раннего возраста. Родители произносят слово, в течение двух секунд показывают карточку, на которой оно написано.

На первых занятиях ребенок видит до 15 карточек, на которых написаны короткие слова, обозначающие простые понятия. Затем количество лексем увеличивают, старые карточки постепенно убирают.

Показывают сочетания слов: размер и предмет; предмет и признак. Автор методики советует не проводить тесты, а вместо серьезной проверки знаний показывать ребенку несколько карточек и просить принести одну из них.

Ученики, обучавшиеся по этому методу, не понимают, чем различаются согласные и гласные, буквы и звуки; не видят, из каких частей состоит лексема.

Кубики Зайцева

Учебный комплект содержит 52 кубика, по которым можно научиться читать по складам. Они различаются по размеру и «начинке». Кубики, на которых начерчены глухие согласные, заполнены частичками дерева. Кубики с изображением звонких согласных наполнены металлическими деталями.

По мнению Н. Зайцева, основная словообразовательная единица – склад – одна буква, сочетание согласной и гласной букв, сочетание согласной с Ь или Ъ.

На маленьких кубиках изображены мягкие склады (ню, ми, ля), на больших – твердые (бо, ма, ку). В набор включены таблицы складов, которые надо петь, а не произносить.

По этой методике ребенок от четырех лет может быстро научиться читать, но есть опасения, что он начнет «глотать» флексии, а в школе ему будет сложно разбирать слова по составу.

Обучение по методике Тюленева

Педагог П. Тюленев в начале 1980-х годов разработал «Методику интеллектуального развития» («МИР»). Обучение проходит под лозунгом: «Читать – раньше, чем ходить». Предполагается, что ребенка можно научить писать и читать, когда он учится складывать и разбирать пирамидки, примерно в один год.

Автор утверждает, что, следуя его советам, курс младшей школы ребята могут пройти к трем годам. Обучающую программу «Мощный интеллект – ребенку», азбуку «УРАМИР» П. Тюленев рекомендует применять с самого рождения человека.

К восьми месяцам можно приступать к составлению слогов: сначала по дидактическим карточкам, потом – по таблицам и кубикам. Для запоминания используют серию игр.

П. Тюленев детей относит к группам в зависимости от их физиологической способности достигать определенного уровня обучения:

  • «смотрунки» — младенцы, которые могут только смотреть на слоги (низший уровень развития);
  • «сидунки» — дети умеют сидеть (средний уровень);
  • «ходунки» (высший уровень).

Взрослые создают развивающую обстановку, в которой ребята, играя, получают знания. Автор объясняет, как научить ребенка читать в зависимости от его статуса. По мнению автора методики, малышу надо освоить около 50 распространенных слогов, а потом он автоматически из них будет составлять новые.

Методика обучения чтению Глинки

Методика, разработанная Г. А. Глинкой, изложена в издании «Буду говорить, читать, писать правильно». Автор рассказывает о распространенных ошибках, советует, как их избежать.

Г. А. Глинка рекомендует: прежде чем показывать ребенку новую букву, надо научить его слышать звук, обозначенный литерой. Показывая дома букву, взрослый называет ее не так, как она называется в алфавите, а так, как слышится звук, который она обозначает (букву П стоит называть отрывисто «п», а не «пэ», произнося два звука, «п» и «э»).

Второе важное правило: учить читать не по буквам, а по слогам, произнося слитно несколько звуков. Из новых и уже известных букв ребенка просят составить сначала слоги, потом – слова.

Динамические кубики Чаплыгина

Учебный набор, созданный Е. Чаплыгиным, состоит из 10 двигающихся блоков и 10 кубиков, на каждой грани которого напечатана буква. Динамический блок состоит из двух литер: согласной и гласной. Из пары кубиков можно сложить 20 слов.

Ребенок к одной из произвольно выбранных букв подбирает пару. Сначала таким способом составляют простые лексемы, состоящие из одинаковых слогов. Постепенно переходят к более сложным. Благодаря активной моторике, начертание букв запоминается быстрее; поиск нужного слога похож на интересную игру.

Методика называется «Читаю легко» и позволяет обучиться чтению с трехлетнего возраста.

Чтение по Монтессори

Последователи метода рекомендуют воспринимать букву как картинку, которую сначала рисуют (пишут), потом читают. Дети заштриховывают литеры. Учитель предлагает сначала потрогать, а потом обвести силуэт буквы, вырезанной из бархатной бумаги, повторить действия на манке.

Многократно выполняя однообразные действия, можно запомнить написание. К чтению слогов, простых слов приступают, когда изучат несколько согласных и гласных. Ребятам нравится игровой подход к обучению.

Перечисленными методиками варианты обучения чтению не ограничиваются. Родители и педагоги могут выбрать оптимальную, на их взгляд, систему. Любой способ обучения станет эффективным, если занятия будут проходить непринужденно и интересно. Полезной будет только та учеба, которая приносит радость.

Теперь вы имеете представление, как научить ребенка читать. Какую методику выбрать — это не важно. Главное — уделять обучению достаточно времени и создавать у ребенка положительный настрой в процессе обучения.

Логоправ
Добавить комментарий

7 − 2 =

Adblock
detector