Как произведение искусства роман «Мастер и Маргарита» уникален еще и потому, что разделить действующих лиц на «главных» и «второстепенных» невозможно. Для кого-то это роман о любви, соответственно, Мастер и Маргарита – основные герои, для кого-то центральная фигура – Понтий Пилат, для кого-то – Воланд.
Каждый читатель видит в калейдоскопе событий то, что близко и нужно ему именно в данный период, потому что, перечитав роман спустя 10 лет, можно с удивлением обнаружить, что приоритеты расставлены совсем по-другому.
Главные действующие лица
Итак, каждый герой в книге важен и нужен. Роман описывает реальный период из жизни России, причем автор ничего не романтизирует и не идеализирует, описывает мир таким, как он есть, привлекая различных по степени значимости персонажей.
Мастер
Не очень молодой, хорошо образованный москвич, владеющий 5 языками. О его прошлой жизни известно немного – когда-то был женат, но вспоминать об этом не любит, работал в музее, историк по образованию – вот и все, что известно о человеке, который и не помышлял о литературных подвигах до тех пор, пока однажды не выиграл в лотерею.
Только Булгакову известно, почему именно в этот момент обычный среднестатистический мужчина стал Мастером, постиг смысл бытия и решил поведать о нем окружающим.
Но вот окружающим было не до него, времена стояли лихие: и люди исчезали внезапно, и квартирный вопрос стоял остро, и вообще молодую республику лихорадило.
Каждый был озабочен собственным благополучием, включая членов Союза литераторов, пропагандирующих исключительно советские ценности и прославляющих правительство, лишившее свой народ Бога.
Не удивительно, что рукопись Мастера публиковать отказались, заподозрив, что, ознакомившись с ней, люди тоже начнут задумываться о вечных ценностях, а Советская власть допустить этого не могла. Не выдержав испытания системой,
Мастер сжигает роман, обвинив его в своих неудачах, и самостоятельно отправляется в больницу для душевнобольных, решив, что это единственное место, где системе до него дела не будет.
То, что в его жизни на тот момент присутствует Маргарита, верная соратница и любовь всей его жизни, Мастера не останавливает.
Маргарита
Молодая, красивая женщина по имени Маргарита Николаевна живет праздной жизнью обывателя в роскошном особняке. Но богатый, заботливый муж не интересует Маргариту, жизнь кажется ей скучной и пресной, по ее выражению «она не была счастлива ни дня».
Встреча с Мастером разделила жизнь девушки на «до» и «после». Неожиданно в невзрачном, на первый взгляд, мужчине Маргарита разглядела смысл своего существования.
С этой минуты она целиком посвящает себя любимому: помогает писать и вычитывать роман, берет на себя бытовые заботы, не оставляет Мастера в сложный для него период и поддерживает в борьбе за гениальный роман.
В момент, когда мужчина, проявив малодушие, сбегает от проблем и прячется в клинике, Маргарита не перестает думать о нем, волнуясь и недоумевая, почему любимый ее бросил.
Знакомство с темными силами в лице Воланда не пугает Маргариту, у нее появляется надежда на встречу с Мастером. И то, что для этого потребуется продать душу дьяволу и оказать ему некоторые услуги в образе ведьмы, ее совсем не смущает, наоборот, она рада, что в жизни появилось своего рода разнообразие.
Охарактеризовать образ Маргариты в романе можно как отрицательный, но для глаз приятный. Все-таки назвать ее любящей, верной, преданной женой сложно, потому как на момент описываемых событий женщина была замужем, и по отношению к собственному мужу было все как раз все с точностью до наоборот.
Да и сделка с Сатаной, даже ради Великой любви, не очень вписывается в концепцию положительной героини.
Но симпатии Булгакова, очевидно, на стороне Маргариты, такой образ, близкий всем женщинам, он и создавал: красивая, не без греха, зрелая, немного циничная, принимающая решения и несущая за них ответственность, благородная Женщина с большой буквы.
Иешуа Га-Ноцри
По мнению многих критиков – единственная положительная фигура в романе. Бродяга, который считает всех вокруг добрыми людьми, проповедует учение о милосердии, и рассказывает о «царствие справедливости, и добра, где не нужна никакая власть». Образ собирательный, несмотря на сходство с библейским Иисусом Христом.
Чтобы защитить свои моральные и нравственные принципы Иешуа приходится противостоять правовой системе. Слабый, уязвимый человек выступает один против власти и одерживает победу, потому что сумел заронить зерно истины в сердца, как своего ученика Левия Матвея, так и самого Понтия Пилата.
Очевидно, что булгаковский прием «роман в романе» — своего рода параллель между эпохами, отражающая взаимоотношения между людьми.
Попытка привлечь внимание к истинным ценностям, которые проповедует бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, от которых он не отрекся, за что и поплатился собственной жизнью, простив при этом тех, кто его казнил.
Понтий Пилат
Самая трагичная фигура в романе. Облеченный практически неограниченной властью прокуратор Иудеи, в руках у которого находятся судьбы людей. Жестокий и беспощадный с виду чиновник, а по сути одинокий, подневольный, страдающий человек, подверженный обычным слабостям и способный к состраданию — еще одна жертва системы.
Зажатый в тисках собственного величия, Пилат не может поступить так, как подсказывает ему сердце и выносит смертный приговор Иешуа, человеку, который под маской прокуратора сумел увидеть несчастную, зависимую личность и дотронуться до таких струн ее души, о существовании которых не подозревал и сам Понтий Пилат.
За свою трусость Пилату приходится расплачиваться не только при жизни, но и после. Невозможность объяснить мотивы своих поступков казненному Иешуа, попросить у него прощения, сказать ему еще много важных слов – эти невыносимые страдания прокуратор испытывает и после смерти. Собственная совесть, действительно, оказалась самым строгим судьей.
Воланд
Дьявол, Сатана — самый неоднозначный персонаж, призванный по роду деятельности быть сугубо отрицательным, но вызывающий зачастую у читателя положительные эмоции, вплоть до уважения. Вместе со своей свитой он появляется на страницах романа одним из первых.
Роман о Понтии Пилате, написанный Мастером – причина, по которой Воланд решает посетить Москву. Вообще складывается ощущение, что многое из того, что происходило в жизни Мастера – дело рук Воланда: неожиданный выигрыш в лотерею, идея создания произведения на совсем необычную для того времени тему.
Кажется, что Сатана водил рукой автора, когда тот творил. Но что-то пошло не так, Мастер струсил и сжег роман, тогда Воланду лично пришлось спасать рукопись, а заодно и пошалить в Москве, раз уж все равно явился.
Роль Воланда в романе крайне неоднозначна. И симпатии он вызывает, возможно, потому, что с его появлением в романе четко прослеживается взаимосвязь между преступлением и неотвратимостью наказания.
Он как раз и является тем, кто вершит правосудие. Особенно ярко это проявляется на балу у Сатаны, где истории жутких гостей демонстрируют, что хозяин ничего и никогда не прощает, разве что в порядке исключения, по просьбе королевы.
Парадокс в том, что он сам вводит в искушение, заставляя слабых духом людей согрешить – а потом за это же и наказывает.
Основная информация о второстепенных действующих лицах
Второстепенные герои в «Мастере и Маргарите» тоже имеют особый статус. Все они достаточно характерно выписаны и вполне самостоятельны и самодостаточны, в отношении некоторых термин «второстепенный» даже не вполне уместен.
Например, Иван Бездомный, в начале романа – легкомысленный поэт, написавший по заданию руководства поэму об Иисусе, в которой тот получился «как живой», поэтому творение подверглось жесточайшей критике.
Встреча с Воландом на Патриарших прудах довела молодого человека, в буквальном смысле, до психушки. Встреча с Мастером заставила переосмыслить и переоценить все вокруг, в результате чего в конце романа мы видим профессора истории и философии Ивана Николаевича Понырева.
По сути, Иван Бездомный – единственный персонаж у Булгакова, кто переживает личностный рост, и, кто, кстати, не поддался трусости и не изменил своим новым убеждениям, хотя и не афишировал их.
Свита, в сопровождении которой Воланд прибыл в Москву, заслуживает отдельного внимания, статус «второстепенных» лиц им совсем не подходит. Азазелло, Фагот и милейший кот Бегемот – прекрасная команда, в любую минуту готовая на подвиги ради своего Мессира, с удовольствием напакостит любому, кто хоть немного этого заслуживает.
Справедливости ради нужно отметить, что без причины пакостили они редко. Искрометный юмор, хотя в большинстве своем черный, сопровождает эту компанию с момента появления на страницах романа, и делает произведение еще глубже и символичнее.
Второстепенные персонажи из Ершалаима тоже яркие и значимые. Это и Левий Матвей, ученик, преданный последователь Иешуа, и Иуда, предавший его и поплатившийся за это.