Князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот» представляет собой человека свободного от мирских пороков, честного и открытого.
По понятным причинам князь очень одинок, ведь ему недостаёт всего того, что ценится в светском обществе.
Не ярок, не развязен.
Казалось бы, что и поговорить-то с ним не о чем. Но это совсем не так.
Мышкин может рассказать множество презанимательнейших историй, которые некоторым кажутся сущим вздором.
Другие же начинают задумываться о жизни.
Не имея семьи, князь тянется к родственным душам, которых находит вокруг себя не так уж и много.
Ему вдруг кажется, что он понимает падшую женщину Настасью Филипповну. И начинает за ней ухаживать, обещая ей простую и счастливую семейную жизнь.
Князь смотрит насквозь, через все её согрешения, и видит в ней чистоту и незапятнанность.
Он приписывает ей её падение как результат страданий и лишений.
Такое мнение лестно девушке. В какой-то момент она даже соглашается броситься в его объятия, но внезапно выскальзывает и убегает к человеку, погубившему её позднее.
Князь Мышкин мечтает, чтобы у него был верный друг, хотя он проявляет сострадательность ко всем подряд.
Даже к тем, кто творит беззаконие и преступные деяния.
Рогожин, который в конце концов убил возлюбленную Мышкина, вызывает у князя какое-то понимание и жалость.
Возможно, это из-за его болезни, которую он и не скрывает вовсе ни от кого.
Но это не делает его в глазах окружающих неприятным.
Наоборот, ему все сочувствуют, относятся почти как к ребёнку.
Психическое расстройство, которое Мышкин излечил (казалось бы) за границей, вернулось к нему после гибели Настасьи Филипповны.
И Мышкин снова попал в лечебницу.
Взрослый человек с ощущениями ребёнка вызывает умиление и сострадание, в котором он совершенно не нуждается.
Потому что не чувствует себя каким-то особенным. Просто он привык в белом видеть белое, а в чёрном — грязно-белое, которое легко отстирывается.
Вот такой он человек и художественный образ — этот князь Мышкин.