«Осень» М.Ю. Лермонтов: анализ стихотворения

Сегодня мы пишем подробный анализ стихотворения «Осень» Лермонтова М.Ю.

Подробный анализ стихотворения «Осень»

В своём творчестве любой поэт рано или поздно обращается к теме осени. К описанию прекрасной и в то же время печальной осенней поры своим поэтическим словом не мог не прикоснуться и М.Ю. Лермонтов.

Произведение относится к раннему творчеству автора и написано им в четырнадцатилетнем возрасте, предположительно в имении любимой бабушки.

Исследователи творчества поэта считают «Осень» одним из первых его шагов в направлении пейзажной лирики, причём это не какое-то фундаментальное произведение, в котором можно искать тайный подтекст, расшифровывать скрытые в поэтических образах послания автора, а короткая, но ёмкая зарисовка, сделанная наблюдательным юношей, пытающимся пропустить через своё неравнодушное сердце всё происходящее вокруг.

Лирический герой произведения – сам Миша Лермонтов, внезапно обнаруживший в яркой осенней поре не совсем радужные признаки, и если стихотворение начинается легко и воздушно («листья кружатся» в танце, «летят»), то далее читатель начинает для себя открывать далеко не весёлое настроение «нависшей скалы», усталого в трудах пахаря, который «уж не любит» отдыхать в цветущем поле, а хочет вечернего покоя, зимнего отдыха.

Кстати, смена настроения сопровождается и сменой дня ночью: зверь подобно усталому пахарю спешит спрятаться в своей норе, поле натягивает на себя туманное одеяло, а хозяин ночи – месяц выступает в этой осенней пьесе в роли тусклого ночника.

За поэтическим любованием за сменой времён года и непостоянством светового дня можно разглядеть юношеские размышления о бренности этого мира, о жизни и смерти, которое тоже не могло не волновать начинающего поэта.

Радует, что эти мысли выглядят не по-юношески остро, а по-взрослому философски: в них нет страха, есть понимание, что смерть – это неизбежный «сон», отдых уставшей от земного бытия души.

Перекрёстная рифма и четырёхстопный хорей, которые Лермонтов использовал при написании данного произведения, позволили ему глубже передать свою душевную грусть, которую нельзя не почувствовать и которой нельзя не проникнуться в ответ при чтении этих удивительных строк.

Произведению, написанному в жанре пейзажной лирики, всегда трудно «притянуть за уши» какую-то историю создания: поиск образов в окружающей природной красоте – типичное состояние души любого творца, в нём он пребывает ежедневно, ежечасно, правда, видит всё это не как обычные люди, а по-своему уникально, как свойственно только ему одному.

Композиция стихотворения типичная для любого стихотворения: три строфы, в которых радость дня сменяет усталость ночи, а вот поэтические образы, с помощью которых автор рисует свою лирическую картинку, исключительно лермонтовские.

Все второстепенные герои стихотворения живые: и ели, которые поникли, и сердитая нависшая скала, и молчаливый месяц. Используя в качестве средств выразительности олицетворение, Миша Лермонтов хотел подчеркнуть своё одиночество: рядом с этими, как будто неживыми, но оживлёнными в воображении автора предметами, ему не так страшно находиться, но спрятаться от увядания природы и жизни, как и любому «отважному зверю», ему тоже «поневоле» хочется.

Подчёркивая свою душевную тревогу, Михаил Юрьевич выбрал для эпитетов словесные «краски» тёмных тонов: «мрачный», «нависший», «поникший», «тусклый». В помощь им используются такие же не вдохновляющие глаголы: «не любит», «скрыться».

Повторюсь: радостными в этом произведении остаются лишь первые две строки, они дают надежду читателю, что новое утро, которое наступит после осеннего сна, будет таким же солнечным, воздушным, летящим.

Оценки
Ух ты, кнопочки! Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:
Наша Речь
Добавить комментарий

Adblock
detector