Жанр сказки в воспитании детей

Интересно, что слово «сказка» возникло относительно недавно – в XVII веке. Зафиксировали этот термин в грамоте воеводы Всеволодского. Раньше был принят в использовании другой термин «басень», что на сегодняшний момент переводится как «рассказ». Многие сказочники старых времен сегодня неизвестны для нас. Ведь только в XIX веке ученые стали активно исследовать русский фольклор. Поэтому многие авторские произведения сегодня имеют статус «народных».

Что такое сказка?

Сказка – это термин обобщающий. Разные произведения относят этому виду жанра в зависимости от того, какие признаки присутствуют в их содержании и тексте. Так как сказка относится к эпическому роду, то она обязательно должна обладать сюжетом и преподноситься в повествовательной форме.

Ее содержание должно быть интересным и необычным. При этом обязательно должно быть четкое разграничение между добром и злом. Читатель или слушатель должен точно понимать, где в ней правда, а где кривда. В сказках происходит противостояние между жизнью и смертью. Каждое описанное событие должно быть завершенным. Сказки не имеют свойство быть незаконченными.

Также сказку можно отнести к повествовательному направлению фольклора. Эти рассказы передаются из поколения в поколения в виде устных рассказов.

Рассказом сказку тоже можно назвать, ведь она обладает всеми признаками повествовательного жанра. Однако этот фактор не становится решающим. Ведь есть и другие жанры, которые нельзя отнести к сказкам, но они являются повествовательными. К примеру, сюда относятся баллады и былины. Но народ воспринимает сказку в качестве основы повествовательного жанра. Ведь даже сам термин связан со словом «рассказывать».

Один из выдающихся собирателей сказок А.И. Никифоров разработал собственную методику по поиску и классификации этих произведений.  У него посвящено много работ, которые относятся к сказке как к форме.

Никифоров считает, что сказки – это устные рассказы, которые в обществе используются в качестве развлечений. Их содержание очень необычно с точки зрения бытовой формы. Часто в них присутствуют элементы фантастики и чудеса. Не мало в них и житейских моментов. У них особое композиционно-стилистическое строение. Такое научное понимание для сказки позволяет дать ей наиболее правильное определение. Все это характеризует сказку, как жанр народного творчества.

Исследователь также считает, что сказка рассказывается в развлекательных целях. Но у нее также имеются и эстетические функции. Это особый художественный жанр, который во многом отличается от обрядовой поэзии, которая используется для прикладных задач.

Признаки сказки как литературного жанра

Привлекательность сказки – это признак, который действует в паре с еще одним – с необычайностью. Необычайность при этом воспринимается людьми не только как какая-то необычная фантастическая история. Необычность может нести  житейский характер. Поэтому даже новеллистические сказки подходят под этот признак.

Еще один признак, который выдвигается Никифоровым – это особенное композиционное и стилистическое строение. Обе эти характеристики легко объединяются в общее понятие «поэтика». У сказки достаточно специфическая поэтика.

Еще один признак ученый отметил, но раскрыл его недостаточно хорошо. Этим признаком является то, что ни рассказчик, ни слушатели не верят в достоверность рассказываемых событий. Народ изначально воспринимает сказку, как вымысел.

Но бывают сказки еще и литературные. И если народные сказки творит народ, то литературные создаются профессиональными писателями.

Зачастую литературные сказки сочетают в себе и реальное, и волшебное. Они могут быть интересными не только для детей, но и для взрослых. Детям нравится невероятный сказочный сюжет, они очарованы вымыслом, получают радость от победы добра над злом. Также им нравится то, что события в сюжете разворачиваются быстро.

Существует целое направление в профессиональной литературе – это литературная сказка. И направление это появилось не само по себе. Базой для развития стали народные сказки, которые приобрели известность благодаря работе ученых-фольклористов.

Романтизм – это эпоха, которая стала промежуточной между народными и литературными сказками. Романтики находили для себя эстетические образы, когда исследовали народное творчество. Они воспринимали сказку в качестве источников литературного творчество их эпохи, видели в них основу национальной культуры.

Литературные сказки

Литературные сказки перенимают опыт других жанров, которыми увлечен автор. Они принимают форму романов или драм, а также включают в себя элементы поэзии. В них может содержаться настоящий драматизм или эпичность,  а также лиризм.

В литературных сказах могут быть переплетены разные элементы сказов про животных или волшебство, про бытовую жизнь или приключения. Они могут содержать в себе элементы детективов и науки, а также быть похожими на фантастику или пародию. Сказка появляется из народного творчества. Она может быть основана на легенде или саге, за ее основу может быть взята даже детская песенка или небольшая пословица.

В.Я. Пропп писал, что сказки универсальны по своей природе. Любой жанр литературного творчества переживает эпоху расцвета и падения. А вот сказки бессмертны. Их могут понимать абсолютно все люди. Сказка легко преодолевает языковые границы, передается из одной народности в другую и хранятся в живом виде на протяжении тысячелетий.

Это связано с тем, что сказка включает в себя вечные и неувядаемые человеческие ценности. Сказка красива сама по себе. Основанная на вымысле, она между тем правдива и глубока. Она задушевная и веселая. В ней содержится остроумие и жизнелюбие. В сказке тесно переплетены детская наивность и взрослая мудрость. Сказки позволяют ребенку приобрести трезвый взгляд на жизнь.

Сущность сказки

Чтобы понять сущность сказки, нужно исследовать разные источники.

Например, согласно В.И. Далю сказка – это вымышленный рассказ, который содержит в себе небывалую и невозможную в реальной жизни историю. Сказку воспринимают в обществе как что-то поучительное и невероятное. Это рассказ о том, что никогда в реальной жизни не могло бы случиться, но при этом содержит в себе очень важный урок. В прошлом столетии начали активно выпускать сборники русских сказок. И до сих пор этот вид книг пользуется большой популярностью в русских семьях.

Л.П.Стрелкова описывает сказки, как повествования, которые наполнены вымышленными историями и персонажами, а также подразумевают участие волшебства и фантастики.

Согласно словарю русского языка сказки – это повествования, основанные на придуманных историях, в которых как правило принимают участие фантастические силы.

Согласно другим словарям сказка является одним из жанров народного творчества, в котором присутствует авантюра, волшебство или бытовая жизнь, определенно вымышленные по своему характеру.

Л.С. Выготский указывает на то, что существует очень много самых разных определений этого популярного литературного жанра. Сказка позволяет понять ребенку суть сложных отношений между людьми. Сказочные образы освещают жизненные проблемы, что не способен сделать холодный прозаический текст. Сказка передает важные мысли глубоким и эмоциональным языком.

Очень много работ посвящено исследованию сказок у автора В.Я. Пропп. Он подверг анализу большое число сказок. Это позволило ему сделать следующий вывод: сказки имеют один тип строения. Они все примерно одинаково начинаются и заканчиваются. Но вот по содержанию они очень разнообразны [Пропп, 1998].

Сказки можно различать не только по внешним признакам. Их классифицируют и по героям, и по идеологии, и по особенностям сюжетной линии. Их можно объединять по происхождению и истории. И все это требует разных подходов к изучению. Поэтому грамотная классификация становится важнейшим научной задачей. Но наша наука до сих пор не имеет общепринятых представлений о том, как классифицировать сказки.

Классификация сказок

Свою классификацию предлагает А.Н. Афанасьева. Он считает, что можно включить несколько разрядов:

  1. Про животных
  2. Про людей;
  3. Новеллистические сказки
  4. Волшебные сказки.

Также можно выделить и несколько мелких разрядов, которые представлены одним-двумя случаями. Сегодня также выделяют кумулятивные и цепевидные сказки. Мы тоже считаем, что это грамотный подход к классификации.

Особенностью русских сказок является то, что они в первую очередь направлены не на развлечение, а на воспитание слушателей. Даже в популярных народных выражениях это прослеживается. Например, принято говорить, что сказка ложь, да в ней намек. Русские сказки описывают ручную работу не как тяжелую повинность, а как почетную обязанность любого человека они воспевают многие моральные ценности.

Русские народные сказки

В русских сказках прививают любовь к доброте и честности, к альтруизму и смекалистости. Сказки побуждают людей приходить на помощь. Это самый почитаемый народный жанр. Сказки всегда увлекательны, они открывают слушателю мир отношений между людьми, их чувства. Они включают в себя большие запасы народной мудрости, которые остаются актуальными и по сей день.

Согласно Л.П.Стрелковой, народные сказки содержат в себе фантастический сюжет, наполненный авантюризмом и не обходящий стороной бытовую сторону жизни.

В.Я. Пропп приводит свой взгляд на структуру волшебных сказок. Он пишет, что волшебная сказка обладает особым мотивом и сюжетом. В ней есть определенные закономерности для волшебства. Например, эти сказки обладают определенной повторяемостью, что делает их единообразными, несмотря на большое разнообразие.

Начинаются волшебные сказки, как правило, с какой-то беды. Но иногда беда замещается описанием ситуации, в которой чего-то не хватает.

Завязка чаще всего основана на том, что главный герой отправляется куда-то из дома. Как правило, завязка включает в себя компоненты, которые подготавливают слушателя к возникновению беды. Это может быть временная отлучка, также это может быть какое-либо нарушение или запрет.

В завязку входит также и сама беда или замещающая ее недостача. Также сюда включаются просьбы о помощи и отсылка героя. Иногда герой сам проявляет желание прийти на помощь. Он добивается того, чтобы его отпустили, благословили или что-то тому подобное. И вот, в конце завязки главный персонаж отправляется в свое путешествие.

Волшебные сказки

В любой волшебной сказке обязательно присутствует так называемый «даритель». Это персонаж, которого главный герой встречает случайно. Часто им может оказаться старик или старуха. Они могут указать путь, дать какое-нибудь волшебное средство или дать помощника.

Иногда они просто дают подсказку, как можно это найти. Есть и другой вид дарителей. Например, это может быть благодарное животное. Иногда животные либо сами готовы послужить герою, сообщая, как их нужно позвать. В других случаях они могут подарить герою своего детеныша. Любая помощь дается герою в награду за хороший поступок, а не просто так.

С помощью передачи такого подарка сюжет пополняется новым персонажем. Одна из категорий – это благодарные животные.

Другая категория – это какие-либо фантастические живые существа. Например, это может быть какой-нибудь искусник, который обладает необычайной способностью.

То, что сказка по природе своей очень вариативна, заставляет слушателя лично интерпретировать сюжет в своем воображении. Он может по своему интерпретировать поступки персонажей, давать личные характеристики действующим лицам и оценивать их поступки. Так он становится как бы субъектом взаимодействия и чувствует себя соавтором сказки. Это проявляется в том, что текст им индивидуализируется, читатель по-своему переживает сюжет и испытывает уникальные эмоции.

Также сказка обладает так называемой креативной функцией. Она способа выявить и сформировать творческий потенциал человека, реализовать его абстрактное мышление и формировать мысленные образы.  Волшебный сказочный мир, присутствие в нем нереальных элементов, а также способность сюжета как-бы приглашать слушателя к соавторству, дают возможность слушателям преодолевать стереотипность в мышлении. Ребенок перестает чувствовать себя отчужденным, у него начинают пробуждаться спящие творческие способности.

Функции сказок

Сказочные образы голографичны по своему строению. Это помогает ребенку представлять события в трехмерном пространстве и во времени.

Голографичность – это синтетическое свойство. Это заложенная в сказку потенциальная способность не просто актуализировать органы чувств ребенка, но и создать фундамент для творческой жизни в дальнейшем.

Нужно отметить, что это свойство помогает сказке в небольшом демонстрировать больше, в локальном показывать глобальное, в микромире раскрывать проблемы макромира.

Еще одно свойство – это терапевтическая и развивающая функция сказки. Она позволяет человеку снять стресс, почувствовать себя умиротворенным и очистить свою душу.

Катарсическая функция сказки позволила развить целое направление эстетотерапии. Люди лечатся с помощью сказочных историй. Этот эффект благоприятно воздействует на психику детей и помогает развивать их образный потенциал.

Пятая функция сказки – это культурно-этническая. С ее помощью все слушатели, особенно дошкольники, могут легко усвоить разнообразие местной культуры, приобщиться к родному историческому опыту.

Шестая функция сказки – это развитие языковой культуры детей. Дети приобретают способность овладеть народной речью, применяют в своей жизни ее художественное образное богатство.

Для дошкольника очень важно формировать свою внутреннюю жизнь и творчество, испытывать эмоции и чувства. Эмоции – это главный регулятор поведения детей. Интеллект в этом возрасте работает пока еще слабо. Дети не могут полноценно рассуждать. Они настроены лишь на игру. А игра происходит не только с объектами окружающего мира, но и с тем, что происходит у ребенка внутри.

И мир сказок отлично подходит для подобного рода игр. Создание сказки, ее композиция  — все это позволяет сформировать у ребенка ясное представление о добре и зле. Фантастические образы усиливают в сознании нравственные ценности. Через динамику событий ребенок учится улавливать причинно-следственные связи, которые доступны его пониманию. Ребенок постоянно оценивает разные поступки героев. Все это волнует и интересует детей.

Сказка оказывает мощное влияние на такие качества личности, как самостоятельность. Ребенок хочет разобраться в том, какое у него свое мнение и позиция. Он проявляет активность, учится быть инициативным в процессе общения, хочет быть более коммуникабельным и управлять коммуникациями. Все это формирует коммуникативные навыки.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector