Коррекция механической дислалии

Механическая дислалия — одна из самых частых причин обращения к логопеду. При этом нарушении ребенок (или взрослый человек) не может четко проговаривать некоторые буквы (р, л, к), обогащает речь свистящими и шипящими звуками, причиной чего являются анатомические аномалии развития и иногда гласных звуков

Механическую дислалию еще называют органической, а коррекция всегда включает логопедические и медицинские мероприятия.

Общие сведения о механической дислалии

Механическая дислалия возникает на фоне анатомических аномалий строения речевого аппарата: отсутствие рубцов, неправильный прикус, серьезные патологии зубочелюстной системы, недоразвитость языка, губ или нижней челюсти и другие.

Впервые феномен дислалии был описан в начале XIX века в Европе, но со временем описание и определение менялось. Самое обширное описание речевой особенности встречается в работах отечественных специалистов второй половины XX столетия.

Механическая дислалия может возникнуть в любом возрасте. Обычно ее наличие не мешает человеку нормально жить и общаться, но в некоторых случаях произношение доставляет психологический дискомфорт и трудности в общении с людьми, поэтому коррекция необходимо в любом случае. В ней принимает участие хирург, ортодонт и логопед.

Этиология и патогенез механической дислалии

Этиология механической формы дислалии — повреждения периферического речевого аппарата в любом возрасте. В результате этих повреждений или врожденных аномалий развития артикуляционного аппарата возникают фонетические искажения речи или трудности со звукопроизношением.

При наличии щели между зубами и челюстями возникает избыток шипящих и свистящих звуков в речи, неправильное произношение сонорных согласных, губно-зубных, взрывных и иногда гласных звуков.

Неполное смыкание губ из-за аномалий строения губы (например, заячья губа) приводит к неправильному произношению губных и губно-зубных согласных, а также гласных, произношение которых требует выпячивание губ и придание им округлой формы (например, о, у).

Недоразвитость языка, укороченная уздечка становятся причиной трудностей с шипящими, сонорными согласными. Речь зачастую в целом неразборчива.

Причины механической дислалии

Причинами механической дислалии могут быть аномалии строения любой части речевого аппарата: зубочелюстной системы, языка, губ, различные травмы, переломы, разрывы мышц, рубцевание тканей.

Принято выделять 3 группы причин:

  • Дефекты зубочелюстной системы: неправильное расположение зубов или их отсутствие, неправильный прикус, дефекты челюстей. Эти аномалии могут быть наследственными, приобретенными во время внутриутробного развития или в результате травмирования, вредных привычек, заболеваний.
  • Дефекты твердого или мягкого нёба: высокий или пологий свод, отсутствие или расщепление маленького язычка.
  • Дефекты строения языка и губ: короткая подъязычная связка, увеличенный или укороченный язык, тонкие или толстые губы. К приобретенным дефектам относятся травмы, рубцевание в результате ошибок, совершенных во время хирургических или стоматологических манипуляций.

Иногда дефекты являются следствием родовых травм, рахита и искусственного вскармливания.

Симптомы механической дислалии

При механической дислалии обнаруживаются искажения звукопроизношения: речь человека нечеткая, некоторые звуки «выпадают». К наиболее распространенным симптомам относят:

  • искажения в произношении звуков;
  • трудности с некоторыми фонемами, которые требуют схожих артикуляционных действий.

В зависимости от аномалии, лежащей в основе дислалии, могут быть трудности со звуками, для которых требуется округлять губы, поднимать язык к небу, смыкать челюсти.

Наибольшие трудности вызывают звуки, произносимые при единовременной работе губ, языка и челюстей. При произнесении согласных присутствует посторонний шум (свист, шипение), гласные сопровождаются призвуками. Речь в целом кажется бессвязной.

Механическая дислалия всегда видна невооруженным взглядом. Дефекты опознаются при визуальном осмотре: слишком выпирающая верхняя или нижняя челюсть, расщелина между зубами, неправильное расположение резцов.

За счет очевидности первопричины механическую дислалию можно определить на ранних стадиях и своевременно приступить к коррекции.

Осложнения

Осложнениями механической дислалии являются трудности с социализацией в детском возрасте, что приводит к неумению выстраивания взаимоотношений в будущем.

Картавость, гнусавость могут стать причиной насмешек сверстников, и это очень болезненно переносится детьми. Психологическая травма лежит в основе последующих нервозности и комплексов.

Механическая дислалия в школьном возрасте вызывает трудности с чтением и письмом, которые в сочетании с психологическим дискомфортом и неуверенностью в себе приводят к неуспеваемости, отказу от обучения, асоциальному поведению и социальной дезадаптации.

Диагностика

Механическая дислалия является предметом изучения логопедов и специалистов медицинской направленности, поэтому диагностика всегда многоэтапна.

  1. Логопед анализирует строение и подвижность органов речи, диагностирует способности звукопроизношения и фонематического слуха. Далее формируется заключение, в котором указывается форма речевого нарушения, его разновидность и вид (сигматизм, ротацизм).
  2. В ходе медицинского обследования может потребоваться коррекция хирурга, стоматолога-хирурга, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга.

В рамках медицинской диагностики могут быть назначены рентген, ОПТГ, телерентгенографии, а также показано изготовление контрольно-диагностических моделей.

Коррекция механической дислалии

Коррекция почти всегда требует медицинского вмешательства и работы логопеда. Большинство пациентов нуждается в хирургических манипуляциях челюстно-лицевой области или ортодонтической и других видах стоматологической помощи.

Легче всего исправить проблему в 5-6 лет. В этом возрасте стоматологическая коррекция может заключаться только в специфических упражнениях, направленных на устранение осложнений неправильного развития зубов и челюстей.

Лечение осуществляется в три этапа:

  • подготовительный (диагностика, сбор анамнеза, определение схемы терапии, работа специалистов-медиков);
  • закрепление навыков правильного произношения;
  • установление четко сформированных приемов коммуникации.

Продолжительность коррекции определяется возрастом пациента, степенью тяжести анатомического дефекта и дислалии и конкретикой заболевания.

Сначала назначаются хирургические мероприятия (пластическая коррекция языковой уздечки или губы), затем ортодонтические (исправление прикуса, устранение щелей между зубами). Только после устранения анатомических аномалий в работу вступает логопед.

Логопедическая работа с детьми проводится в игровой форме. Ребенка нужно научить правильно дышать (через нос), правильно располагать язык, губы и челюсти во время произношения определенных звуков. Коррекция всегда начинается с подражания.

После выработки рефлексов логопед приступает к постановке произношения.

В некоторых случаях коррекция завершается психотерапевтическим вмешательством, чтобы ускорить социализацию ребенка.

Прогноз и профилактика

Прогноз комплексного своевременного лечения расстройства в большинстве случаев положительный. Чем раньше дислалия механического типа была устранена, тем больше шансов, что ребенок не будет отставать от сверстников в успеваемости и иметь проблему с общением. Лучший возраст для коррекции — дошкольный.

Практически всегда коррекция занимает много времени, в течение которого осуществляются все необходимые медицинские и логопедические манипуляции.

За этот период важно не отбить у ребенка желание заниматься, поэтому здесь важен профессионализм логопеда и поддержка родителей.

Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра.

К профилактическим мерам относится своевременное обращение к специалистам.

Например, первое посещение стоматолога нужно планировать на 6-месячный возраст малыша, чтобы можно было предположить возможные проблемы с зубами или прикусом в будущем.

По возможности следует исключить искусственное вскармливание. Если это невозможно, необходимо для профилактики посещать педиатра, с момента произнесения первых слов и словосочетаний отвести ребенка к логопеду.

Упражнения и игры, направленные на расширение словарного запаса, постановку произношения и развитие речи, родители могут проводить дома самостоятельно.

Механическая дислалия может быть предупреждена с самого раннего детства. Это распространенная патология, которая со временем становится все более ощутимой для ребенка, подростка, взрослого.

Если пустить течение заболевания на самотек, в будущем оно может привести к состояниям, практически не поддающимся коррекции. Чтобы избежать серьезных осложнений, нужно обращать внимание на речь ребенка с самого раннего детства и не игнорировать неправильное произношение, картавость и гнусавость.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий