Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста

В психологии и педагогике сенсорное формирование детей позволяет формировать их восприятие и представления о внешних свойствах объектов: об их форме, величине, об их положении в пространстве, об их запахах, о музыкальном вкусе. Также это помогает совершенствовать анализатор речи и т.п.

Какие сенсорные эталоны знают дошкольники

Стойкие понятия ребенка о сенсорных эталонах начинают развиваться в трехлетнем возрасте и продолжают на протяжении всего дошкольного периода. Дети в этом возрасте уже способны сравнить предметы, расположенные в ряд.

К примеру, из 3-4 отрезков, которые нарисованы на листе тетради, ребенок способен определить самый короткий, длинные или средний отрезок. Также сенсорные эталоны усваиваются в разных типах деятельности.

К примеру, когда малыш конструирует, ему легко запомнить цвета разных деталей, их размер и форму, а также исходный материал. Например, конус ребенок использует для того, чтобы изобразить крышу. Кирпичики он устанавливает как фундамент. А для башенок использует цилиндры. Рисуя, дети подбирают подходящие цветные карандаши.

К примеру, они понимают, что стебельки нужно рисовать зеленым цветом, а цветочки изображать оранжевым, желтым, красным или розовым цветами. Он не станет рисовать цветы черным оттенком, ведь у него уже есть опыт взаимодействия с растениями и память подсказывает, что и как разукрашивать. Согласно Л.А. Венгеру, успешность любой детской активности зависит от того, каков уровень развития сенсорики.

В дошкольном возрасте дети  начинают знакомиться с окружающей действительностью. В этот период активно формируются способности детей и их познавательные силы. Дети знакомятся с миром, изучают природные явления, общественную жизнь, которая доступна для наблюдения. Знания, которые они получают во время подобных наблюдений и не подкрепляются чувствами, обычно неточные, неясные и непрочные. Если не обогащать чувственный опыт ребенка, у него не разовьется глубоких представлений об этом.

Восприятие детьми окружающего мира

Все дети, даже если их целенаправленно не воспитывать, по-разному воспринимают окружающую действительность. Конечно, у всех детей даже без целенаправленного воспитательного процесса все равно формируются представления об окружающей действительности. Но если это усвоение протекает стихийно, без педагогического вмешательства со стороны специалистов, то оно может быть неполноценным.

А ведь именно восприятия и ощущения могут поддаваться формированию и развитию. Поэтому нужно систематически и регулярно использовать сенсорный опыт во всех сферах жизни детей и внедрять его в режимные моменты детского учреждения.

Итак, одной и главных задач сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является способность выделять предметные свойства: величину, форму и цвет. И они для ребенка должны быть наделены постоянными признаками.

Это база для всей работы по дальнейшему формированию восприятия. Уже с трех лет главное место в развитии сенсорики становится знакомство с основными сенсорными эталонами и методами их использования.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте

Сенсорные эталоны в дошкольный период – это принятые в обществе образцы любого типа отношений и предметных свойств, которые вырабатываются человечеством. Изучение этих навыков должно протекать постепенно с самого раннего этапа. Общий момент для каждого из типов сенсорных эталонов – это образцы и их разновидности.

Во время знакомства с сенсорными эталонами большое внимание нужно уделить правильному использованию называний предметных свойств. В восприятии цвета эти эталоны делятся на хроматические и ахроматические оттенки.

Чтобы полностью овладеть цветовой системой эталонов, нужно познакомиться со всеми оттенками и тонами цвета, а разными отличиями по насыщенности и светлоте, также нужно приобрести представления о том, в какой последовательности цветовые тона могут располагаться в спектре и каким способом можно получать цвета, смешивая их друг с другом.

На четвертом году жизни дети начинают развивать представления о черном и белом цветах, а также о хроматических цветах. Они запоминают их названия.

Сначала у ребят развивается способность группировать эти предметы по их величине и форме. Затем развивается способность группировать предметы, обладающие одинаковыми цветами, но отличающимися оттенками. Затем нужно выделять и указывать эти оттенки. Эталоны формы – это фигуры геометрии.

Поэтапное формирование сенсорных эталонов

На первом этапе изучения сенсорных эталонов нужно знакомить ребят с несколькими видами геометрических фигур.

Это такие фигуры, как овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник и круг.

Дети должны уметь отделять одни фигуры геометрии от других, придавать им разные значения образцов. Это позволяет сопоставлять все фигуры с похожими предметами по форме.

Предметы можно группировать по подходящим геометрическим фигурам. Потом можно переходить к применению образцов предметов для представления их словесного обозначения.

Дети, усвоив сенсорные эталоны, должны быть способны осуществлять анализ, выделять главные черты, форму главной части, раскладывать ее на более мелкие части.

На всех этапах изучения действий по исследованию формы нужно побуждать детей обводить части предмета и его контур. Это позволяет сопоставлять обводимую форму с изученными эталонами.

Эталоны величины наделены особым характером. Ведь величина – это свойство, которое имеет относительный характер. И определить величину можно, используя условные меры.

Ознакомление с эталонами

Определить, какова величина предмета, можно лишь сравнить его с другими предметами, расположенными в ряду подобных.

Эталоном здесь может быть представление о том, какие отношения по величине существуют между предметами. Например, предмет может быть маленьким или большим. Также постепенно переходить от изучения отношений между 2-3 предметами к отношениями, существующими между многими предметами.

К примеру, на третьем году жизни дети должны уметь на глаз выбирать предмет, который больше или меньше. Для этого они сравнивают всего два предмета. Затем они могут учиться выбирать предмет, который похож на образец – третий.

Сложнее научить ребенка глазомером подбирать два предмета, которые по величине вместе равны третьему.

На первом этапе нужно знакомить детей с использованием простых мерок.

К примеру, ребенок может использовать шнурок или полоску бумаги для измерения предмета и сопоставления его с образцом.

Главным содержанием воспитания сенсорики является знакомство детей с цветом, величиной и формой. И это правильно, ведь именно эти свойства обладают определяющим значением в процессе развития зрительных представлений о явлениях и предметах реального мира.

Задачи сенсорного развития детей

В любом возрасте перед сенсорным развитием ставятся задачи по формированию определенного звена культуры сенсорики. С трехлетнего возраста главным способом сенсорного воспитания становится знакомство детей с принятыми в обществе сенсорными эталонами и методами работы с ними.

Фигуры геометрии являются хорошими эталонами формы. Знакомство с фигурами с целью развития сенсорной культуры отличается от процесса знакомства с фигурами для развития базовых математических представлений.

Изучение эталонов форм подразумевает знакомство с овалом, квадратом, треугольником или кругом. Трапеция – это форма, которую стоит изучать чуть позже. Но в каждом случае дети должны научиться создавать соответствующую форму, осуществлять с ней действия, называть ее  и анализировать.

Каждая фигура дается ребенку как отдельная фигура без их соотношений между собой, которые установлены в геометрии.

Дети должны знакомиться с разными видами фигур. Например, это могут быть овалы, имеющие разное соотношение осей, или прямоугольники с разным соотношением сторон, разные типы треугольников.

Насколько целесообразно использовать в качестве эталонов объемных или плоскостных фигур для обучения дошкольников, долго подвергалось дискуссиям.

Фигуры плоского типа в отличие от объемных более обобщены. Они способны изобразить лишь контур предмета – наиболее важную в процессе восприятия сторону формы объекта. Их используют как образцы для восприятия плоскостных или объемных предметов. Круг, к примеру, изображает форму тарелки и мяча.

Это позволяет использовать во время сенсорного восприятия плоскостные фигуры в качестве эталонов. Куб, шар и другие объемные фигуры часто вызывают дополнительные сложности во время изучения сенсорного восприятия.

Эталоны величины и меры

Эталоны величины обладают особым характером. Ведь величина – это относительное свойство, для измерения которого используются условные меры. Эти меры, в отличии от геометрических форм, носят условный характер.

Система мер специально создается людьми. При этом в качестве основы измерения может использоваться любая единица. А вот геометрические фигуры всегда отражаются от форм настоящих объектов.

Изучение системы мер и их применения – важная задача, которая требует математической подготовки. Поэтому ее не вводят в работу с дошкольниками.

Но в процессе восприятия мы не всегда можем применять метрическую систему. В то же время и отказаться от нее мы не можем полностью.

Величина может быть установлена в зависимости о того, какое место занимает предмет в ряду подобных. Например, большая кошка выглядит большой по сравнению с другими кошками, но при этом она очень маленькая по сравнению с жирафом. Поэтому эталоном величины часто становятся представления о том, какие отношения существуют между предметами в виде: маленький, большой, самый маленький и т.п.

Постепенно эти представления усложняются. Происходит переход от сравнения 2-3 предметов к сравнению многих, которые образуют ряды возрастающих и убывающих величин. Естественно, что воспитание сенсорики очень переплетено с формированием мышления детей.

Цветовое восприятие у детей

В процессе цветового восприятия в качестве сенсорных эталонов выступают хроматические и ахроматические спектральные цвета. Сначала дети запоминают черный и белый цвет. Для этого нужно создать условия, которые бы способствовали запоминанию названий.

Изначально целесообразно внедрять не семь, а шесть тонов цвета. Голубой цвет лучше исключить, ведь дети его усваивают с трудом. Голубой цвет рекомендуется изучать в более поздний этап, когда дети уже знакомы с разными оттенками, с остальными цветами и с делением цветов на холодные и теплые. Представления об оттенках позволяет детям сопоставлять голубой и светло-синий цвета, подмечая их отличия. Также дети способны усвоить спектральную последовательность, которая определяет, что голубой расположен между синим и зелеными цветами.

В процессе знакомства детей с цветовыми тонами, педагоги не советуют рассматривать насыщенность и светлоту отдельно, так как в процессе окраски настоящих предметов эти свойства обычно меняются одновременно, формируя разную яркость цвета.

Развитие отдельных эталонов позволяют детям более точно воспринимать не только свойства предметов, эталоны которых совпадают, но и другие свойства, эталоны для которых еще пока не были усвоены. При развитии и использовании сенсорных эталонов, у ребенка проявляется характер восприятия, связанные с общественным опытом.

Процесс овладения сенсорными эталонами длится долго и протекает сложно. Усвоить один из эталонов – не значит просто научиться его называть. Нужно иметь ясное представление о том, какие разновидности могут быть у каждого свойства и научиться пользоваться этими представлениями для выделения и анализа свойств разных предметов. Иначе говоря, изучение сенсорных эталонов – это адекватное их применение в качестве единиц измерения во время оценки свойства.

Согласные эталоны в исследованиях педагогов

Согласно О.Г. Сольцевой,  для формирования восприятия дети должны владеть социальным сенсорным опытом, которые бы включал в себя наиболее эффективные способы обследовать предметы и сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны позволяют обозначить обобщенные сенсорные знания, тот сенсорный опыт, который был накоплен людьми за всю историю человечества.

На протяжении многих веков люди формировали современную систему сенсорных эталонов. Были развиты такие эталоны, как шкала звуков, фонем, меры веса, геометрические фигуры, величины цвета, направления, длина, вес и т.п.

Согласно Н.Н. Поддьяковой, дети должны учиться воспринимать явления и предметы: нужно формировать в них целенаправленное восприятие, способность направлять свое внимание на разные аспекты, находить в предметах самые главные свойства и признаки.

Если наглядно ознакомиться со словом, его можно подкрепить чувственным опытом. Знания, которые не были подкреплены чувственным опытом, обычно несут неотчетливый и неясный смысл

Ребенок, когда воспринимает и выделяет некоторые свойства и признаки, не всегда выделяет самые главные. Поэтому исследователь считает, что детей нужно учить находить в предметах наиболее важные и существенные признаки.

Согласно Н.Н. Поддьякову, сегодня во многих пособиях слишком облегчают задачу по выделению тех или иных свойств. Больше внимание уделяется тому, как сравнивать предметы по этому свойство. А вот комплекс свойств практически не прорабатывается. В результате ребенок знакомится не с самими предметами, а только с их свойствами, которые присущи самым разным другим предметам.

Лучше было бы поступить следующим образом: обучать детей целостно воспринимать предмет и выделять в нем отдельные признаки и свойства. Отдельные свойства могут вступать в многообразные и сложные связи. И это сравнение намного труднее, чем в дидактических пособиях.

Последовательность обследования предметов

Поэтому можно придерживаться следующей последовательности действий при обследовании предметов:

  1. целостное восприятие облика;
  2. выделение главных частей и определение их признаков;
  3. выделение пространственных отношений между разными частями;
  4. выделение более мелких элементов и определение их пространственного положения;
  5. повторное восприятие целостного предмета.

В любом возрасте сенсорное воспитание позволяет добиться соответствующих возрасту задач.

Э.Г. Пилюгина и Л.А. Венгер выделили следующие задачи поэтапно до шести лет.

Первый год жизни: нужно наполнить жизнь впечатлениями. Нужно создать такие условия, в которых дети могли бы следить за движущимися игрушками с ярким цветом, могли хватать их и сравнивать.

Второй и третий год: дошкольники уже могут выделять цвет предмета, его величину и форму. Постепенно накапливаются представления о главных видах формы и цвета, об отношениях предметов между собой по величине.

Четвертый год: начинают формироваться сенсорные эталоны. Дети закрепляют в речи свои представления о фигурах, цветах, отношениях предметов по величине. Затем нужно ознакомить детей с оттенками цвета, с разными вариантами фигур из геометрии.

Нужно учить дошкольников разным способам обследовать предметы: они могут группировать их по форме или цвету, последовательно осматривать и описывать их форму, выполнять трудные глазомерные действия.

Освоение величины

Большое внимание нужно уделить младшим дошкольникам в плане освоения ими эталона «величина». Это задача умственного развития, с помощью которой дети учатся не только правильно называть свойства предметов, но и сравнивать их, что позволяет детям получить более полное представление об окружающем мире. Деятельность по измерению формирует мышление, становится основой для разных типов деятельности, помогает при обучении в школе.

Эталоны величин сначала формируются на уровне чувств. Это значит, что задействуется сенсорная основа. Ребенок может смотреть на предметы, щупать их, производить с ними некоторые действия. Затем объект восприятия осмысливается с помощью мышления, а знания дополняются речью. Дети и взрослые одинаково воспринимают объекты.

По мере того, как ребенок осуществляет практическую деятельность с предметом, у него появляется больше знаний и понятий о нем. При этом обязательно в процессе принимают участие слова и размышления. Ребенок учится сравнивать, анализировать, он занимается синтезом и классификацией, что учит его логически мыслить. Дети в три года еще не способны различать предметы по разнице величины. Например, малыш может укладывать медведя в небольшую кроватку.

После того, как этот период закончился, ребенок старается выделить предметы, основываясь на их внешнем виде. Он отталкивается от их объема. Бегемот для него – большой. А мышонка он воспринимает, как маленького. По мере того как с возрастом развивается речь ребенка, он может выделять длину, высоту, ширину и толщину. Ему все еще сложно запоминать, как эти свойства называются. Поэтому воспитатель может организовывать дидактические игры, которые позволяют детям сравнивать предметы по величине и называть их признаки.

Все эти упражнения основываются на сравнении с помощью глазомера. На практике все это находит применения в разных видах деятельности. во время конструирования дети не ставят небольшие детали в самый низ, потому что они понимают, что конструкция развалится в этом случае. Когда дошкольник рисует, он соотносит величины предметов с расстояниями. Например, близлежащие деревья он рисует большими, а те, что растут вдалеке – маленькими.

Формирование сенсорных эталонов по В.И. Логиновой

В. И. Логинова – это талантливый ученый в сфере дошкольной педагогики. Она пишет, что развитие сенсорных понятий начинается в самые ранние годы и продолжается в школе. Она разделила процесс формирования на три этапа, связанные с возрастом детей.

Первый этап – это изучение сенсорных моторных эталонов. Дети в этом возрасте могут замечать лишь некоторые качества предметов, которые имеют для них большое значение. Малыши понимают, что шарики могут катиться, а кубики – не могут. Но почему это так, им пока не понятно.

Следующий уровень связан с предметными эталонами. Ребенок начинает соотносить качества, которыми наделен знакомый предмет с новым предметом.

В предшкольный период у детей начинают формироваться сенсорные эталоны в соответствии с накопленным опытом. В этом возрасте дети могут использовать образы свойств предметов, которые у них есть в запасе. Основываясь на этом опыте, дети усваивают всю систему эталонов, которая принята человечеством. Они уже воспринимают сами эталоны отдельно от объектов.

Сам процесс усвоения сенсорных эталонов протекает очень долго и достаточно сложен. Детям нужно научиться понимать систему геометрических фигур, им нужно работать с величинами, с временными и пространственными ориентировками.

Изучить сенсорный эталон – значит не только научиться правильно называть разные свойства предметов. Нужно обладать ясными представлениями, позволяющими делать анализ и выделять свойства разных предметов в разных обстоятельствах. Поэтому очень много внимание уделяется сенсомоторным действиям. Чтобы познакомить ребенка с каким-либо предметом на практике, ему нужно дать его потрогать и ощутить все его свойства на ощупь. Дети сжимают предметы, гладят их, катают, нюхают и совершают другие операции, чтобы понять, какими они обладают свойствами.

Можно сделать вывод, что есть два главных компонента, включаемых в процесс восприятия сенсорных эталонов:

  1. развитие представлений о разновидностях свойств предметов, которые выполняют функцию сенсорных эталонов;
  2. развитие самих действий, которые необходимы для использования этих эталонов во время анализа свойств реальных объектов.

Перед тем как приступить к возрастным этапам развития сенсорных эталонов, хочется коротко обсудить главные задачи сенсорного развития дошкольников.

Знакомство с каждым типом эталонов обладает своими особенностями, ведь разные свойства предметов могут подразумевать разные действия с этими предметами. К примеру, в время знакомства с цветами и оттенками, очень важно, чтобы дети могли самостоятельно получать эти цвета и оттенки.

Во время знакомства с геометрическими формами и их видами, дети должны учиться обводить контур, контролируя при этом движения своей руки, а также сопоставляя фигуры во время наблюдения за ними и при взаимодействии с ними.

Знакомство с величиной подразумевает, что дети будут выстраивать предметы по убыванию или увеличению величины. Так они создают сериационные ряды, учатся работать с общепринятыми мерками.

Когда дети воспринимают музыку, они знакомятся с образцами ритмичных и звуковысотных отношений.

Во время всего дошкольного детства человек знакомится с разными видами эталонных свойств. Постепенно они усваивают все более тонкие черты и свойства. Они начинают усваивать связи между эталонами и существующие между ними отношения. Дети запоминают порядок цветов, могут группировать их на холодные и теплые, могут выделять округлые фигуры или прямолинейные объекты.

При этом совершенствуются действия восприятия. Дети должны учиться обследовать предметы. И нужно постепенно переводить их способности на новый уровень. Сначала обследуются предметы от внешних действий к действиям восприятия. Затем дети начинают выполнять более сложные глазомерные действия, последовательно рассматривать предметы и словесно их описывать.

На этом этапе нужно объяснять, как правильно рассматривать предмет, как вслушиваться в звуки, как сравнивать их. Так деятельность ребенка направляется на самостоятельное использование этих методов в отношении разного содержания.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий