Стимуляция мозжечка с помощью балансировочной доски

Балансировочная доска, в первую очередь, необходима для мозжечкового стимулирования. Зачем это надо и как делается, рассмотрим в этой статье.

Мозжечок и его стимуляция

Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. С ее помощью можно развить или восстановить функции мозга, которые были утрачены после инсульта или травмы.

Однако некоторые специалисты находят, что подобные методы могут навредить больному.

Так, ученые предупреждают, что мозжечковая стимуляция может быть опасна для людей, страдающих от эпилепсии или других неврологических заболеваний.

Также она провоцирует эпилептические припадки и может увеличить риск возникновения новых приступов.

Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга.

Когда мозг функционирует нормально, он делает это очень быстро, однако при эпилепсии или болезни Альцгеймера этот механизм дает сбой.

Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Если бы он был не связан с лобными долями, человек не смог бы контролировать себя в стрессовой ситуации.

В результате этого процесса, который ученые называют нарушением межполушарной асимметрии, происходит полная потеря координации.

Человек не может удержаться на ногах и падает.

А еще его постоянно тянет в сон.

Он не может ходить, держать ложку, пользоваться телефоном.

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Поэтому при лоботомии происходит торможение деятельности мозга, человек становится умственно отсталым, и часто у него развивается шизофрения.

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития.

Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений. А у детей с тяжелыми нарушениями речи, как известно, мозжечковая система всегда работает неадекватно.

Поэтому работа по развитию данной системы должна идти одновременно с коррекцией основных мозговых систем.

Проводились исследования, которые показали, что, если у ребенка имеется задержка речевых навыков, то мозжечок будет работать неправильно.

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития.

Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

Способствует следующему:

  • способствует восприятию устной, письменной речи;
  • формированию навыков механического чтения;
  • развивает математические способности;
  • влияет на все виды памяти;
  • развивает спортивные навыки, координацию;
  • улучшает навык балансирования;
  • благотворно воздействует на общую моторику;
  • формирует осознание схемы собственного тела;
  • положительно действует эмоционально-волевую сферу;
  • развивает концентрацию внимания.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом).

Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические способности, письмо рукой, память (оперативную и долговременную), мышление.

История представлений о функциях мозжечка

Мозжечок — очень заметная и особенная часть головного мозга. То, что он есть, заметили еще древние философы. Древние философы писали, что есть мозг и «малый мозг», «параллельный мозг», имея в виду мозжечок.

Уже древний лекарь Гален довольно уверенно сообщал, что мозжечок связан с организацией, как бы сейчас сказали, моторных актов, что это орган мозга, связанный с движением.

Такие выводы о работе мозжечка Гален строил, исходя из удивительных предположений. В то время считалось, что движение организуется пневматическим способом, то есть душа-«пневма» накачивается в маленькие трубочки-нервы и от этого совершаются все движения.

Поэтому орган, который регулирует движения в мозге, не может быть мягким, как весь мозг. А вот мозжечок как раз имеет твердую структуру, поэтому как клапан для пневмы он подходит лучше. Таким образом, считалось, что мозжечок занят управлением мышцами, а весь остальной мозг занят управлением мыслями.

В средние века мозжечку приписывали самые разнообразные функции: сексуальное влечение, обеспечение жизненных функций, инстинктивное поведение и тому подобное.

Эта генерация теорий продолжалась примерно до 18 в., пока французский ученый Флоранс впервые не освоил технику удаления части головного мозга, в основном, птиц и не стал делать исследования, определяющие, какие функции пропадают после удаления той или иной части мозга.

Таким образом, он впервые обнаружил, что при удалении мозжечка птицы не только не умирают, но и продолжают интересоваться противоположным полом. Из  чего он сделал вывод, что ни обеспечение жизненных функций, ни сексуальное влечение в мозжечке не находятся.

Также он заметил и впервые сформулировал термин «координация движений», что в настоящее время является основой наших представлений о том, что же делает мозжечок. Таким образом, Флоранс выявил, что никакое движение после удаления мозжечка не пропадает, но страдает координация движений.

Заметный прорыв в понимании функции мозжечка случился в 60-е гг, когда ученый Дэвид  Марр занимался теоретическими нейронауками и предположил то, что мозжечок должен делать. В дальнейшем к ученому присоединились Альгус и Витт и их теория получила название «теория Маара-Альгуса-Витта».

Обнаружилось, что мозжечок — не только моторный орган и его большая часть связана с отделами лобной коры, так, что он имеет прямое отношение не только к моторным, но и когнитивным процессам. Что привело к формированию теории «когнитивно-аффективного мозжечкового расстройства» или «дизметрии мысли».

Что понимают под балансотерапией

Общая трактовка данного термина весьма многополярна. К балансотерапии (или стабилотерапии) относят упражнения, выполняемые:

  1. в целях восстановления функции ходьбы после острого нарушения мозгового кровообращения;
  2. в целях увеличения резистентности вестибулярной системы к кинетозным воздействиям. Проще говоря, чтобы не укачивало в транспорте;
  3. в целях повышения точности интерпретации данных сенсорных систем  человека: зрения, слуха, осязания и проприоцептивного ощущения;
  4. а также в целях повышения когнитивных функций мозга: чтения, обучения и способности концентрации внимания.

Если первые два пункта этого списка являются самоочевидными, то третий и, особенно, четвертый требуют пояснений. Это мы и попытаемся сделать в рамках данной статьи. Тем более, что в рамках этого сайта мы понимаем под балансотерапией именно эти пункты.

Баланс и многосенсорная интеграция

Вестибулярная система получает «сырые» данные из вестибулярных органов, состоящих из трех полукружных каналов, купулей и отолитового аппарата. Три канала ориентированы по трем пространственным координатным осям в системе отсчета, связанной с ориентацией головы человека. Они определяют изменение скорости перемещения в каждом из трех направлениях.

Когда голова испытывает ускорение, внутри каналов перемещается эндолимфа, и ее движение фиксируется  волосковыми клетками каждого канала.

Мозг использует эту информацию для расчета отклонения тела от  инерциального состояния. Навигационные (не спутниковые) системы авиалайнеров во многом схожи по принципу действия с вестибулярным аппаратом человека.
Для ориентации осей относительно  вертикально действующей силы тяжести  в отолитовом аппарате также имеется сферический мешочек, схожий по сути с  маятником.

Вестибулярный аппарат комбинирует  инерциальную информацию трех полукружных каналов с данными гравитационной ориентации, получаемых от отолитового органа.

Именно такой подход обеспечивает нас возможностью постоянного информирования об изменении направления движения вне зависимости от положения головы.

Она может быть наклонена в любом направлении, и все равно данные вестибулярных сенсоров позволяют рассчитать истинную траекторию движения – траекторию относительно силы тяжести – и верное восприятие трехмерного пространства вокруг нас.

Столь значительная роль вестибулярного аппарата в основах восприятия делает очень существенной зависимость иных функций мозга от работы вестибулярной системы.

Для того, чтобы сформировать полное и точное представление об окружающем нас мире, мы должны собрать и проанализировать информацию от всех наших органов чувств.

Таким образом, мы сопоставим звук реактивного двигателя с серебристыми инверсионными следами в небе над нами (слух и зрение), или небольшой круглый объект, ощущаемый руками с наблюдаемым глазами белым бейсбольным мячом (осязание и зрение).

Трехмерная же модель мира, выстраиваемая вестибулярной системой,  служит пространственной структурой  — сеткой, в которую интегрируются все другие сенсорные данные.

Птичка поет на дереве – стереофонический слух дает нам направление источника звука, но это направление помещается в базис, выстроенный вестибулярном аппаратом.

Глаза передали в зрительный центр красивую картинку салюта на 9-ое Мая – но что бы означала эта информация, если бы она не была снабжена пространственными данными, не была бы привязана к координатам?

И тут мы приходим к очень простому и логичному выводу. Точность, а даже, скорее, разрешающая способность вестибулярной системы, определяющим образом влияет на корректность обработки данных, получаемых от всех большинства сенсорных систем организма.

Происходящее по тем или иным причинам искажение обработки информации, поступающей от вестибулярной системы, сделает невозможной точную интерпретацию данных всех прочих сенсоров нашего организма.

Таким образом, одной из задач, решаемых занятиями на балансировочной доске, является повышение точности интерпретации данных сенсорных систем  человека: зрения, слуха, осязания и проприоцептивного ощущения.

Балансировочная доска Бильгоу

Стимуляция мозжечка способствует улучшению памяти, коммуникационных и умственных способностей, а также развитию логического мышления. Процедура проводится при помощи специальной балансировочной доски Бильгоу.

Доска – балансир – это тренажер, позволяющий прочувствовать расположение своего тела и удерживать равновесие, для чего требуется контроль веса и грамотное его распределение.

Особенностью балансира является то, что занятия на нем воспринимаются как развлечение. Тренировка с его помощью не являются сложным занятием. Она без усилий и незаметно приносит пользу для здоровья:

  1. укрепляет мышечную систему;
  2. улучшает работу мозга;
  3. формирует чувство равновесия;
  4. развивает координацию.

Тренажеры предназначены для людей с заболеваниями нервной системы.

Они могут быть полезны для общего развития и для развлечения здоровых деток. Балансер является незаменимым элементом для отработки движений в сноуборде и серфинге.

Балансир относится к категории увлекательных тренажеров, с которым могут работать взрослые и дети. Несмотря на простоту конструкции, устройство эффективно для улучшения показателей здоровья человека.

Кому подходят занятия на балансборде?

Занятия на баланс полезны и подходят всем без особого исключения. Возраст тоже не помеха, принято считать от 3 до 90 лет. Даже взрослому, здоровому, среднестатистическому человеку будет не лишним провести простую тренировку.

С возрастом кровоснабжение головного мозга снижается, появляется утомляемость, рассеянность и забывчивость — 5-15 минут на балансировочной доске ощутимо поправит здоровье.

Занятия помогают стимулировать мозжечок, отвечающий за координацию движений. А комплекс упражнений помогает развивать и держать в тонусе участки мозга, отвечающие за высшие психические функции.

Признаки неуклюжести, излишняя топорная подвижность, рассеянное внимание можно списать на особенности человека, но это еще и повод задуматься над неврологическими проблемами.

Комплекс занятий на Бильгоу

  1. Ноги на ширине плеч и просто постойте на доске. Пусть вестибулярный аппарат человека привыкнет к нагрузке.
  2. Переваливайтесь в стороны, перенося центр тяжести и увеличивая ширину ног к краю доски. 10 медленных повторов.
  3. Стоя на доске, ловите мячи разных цветов и размеров. 10 повторов.
  4. Стоя на доске, ловите мячи разных размеров и цветов, сортируя и закидывая их в разные корзинки, либо метайте их в какую-нибудь цель. 10 повторов.
  5. Стоя на доске, ловите мячи разных размеров и цветов, чередуя правую и левую руки. 10 повторов.
  6. Стоя на доске, перекидывайте руками небольшой снаряд. 10 повторов.
  7. Стоя на доске, поочередно чеканьте мяч руками. 10 повторений на каждую руку.

Для более глубокой стимуляции, можно сделать импровизированную полосу с препятствиями-раздражителями. Подойдут любые емкости или ящички с наполнителями разной фактуры.

В качестве наполнителей может выступать крупная или мелкая крупа, орехи или желуди, каштаны. У нас вообще пробки от вина. Можно использовать уже готовые массажные ортопедические напольные коврики.

Придерживаем тренирующегося и шагаем по наполнителям, минуя раскачивающуюся балансировочную доску. Можно выставить несколько досок в ряд или чередовать полотна препятствиями.

Упражнения на балансировочной доске

Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Ребенку приходится балансировать и в положении стоя выполнять различные упражнения.

Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Это интересно и полезно!

Как организуются занятия с балансировочной доской

Занятия можно начинать в 3-4 года. Необходимы регулярные занятия — 3-4 раза в неделю. Примерно 30 минут.

Сложные упражнения:

  1. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора или мамы, например, обмениваясь с инструктором мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п.
  2. Разного веса мешочки с крупой кидаются ребенку.
  3. Принимать мяч или мешочки от ведущего, одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.
  4. Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
  5. Подкидывать вверх каждой из рук.
  6. Отбивать подвешенный мяч,левой, правой, двумя руками.
  7. Мишень на полу для мешков, мишень на стене, что то на меткость.
  8. Мяч-прыгунчик от наклонной доски отбивать.
  9. Кинуть подвешенный на резиночке мяч — хлопнуть в ладоши пока летит.
  10. Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой.

Простые упражнения:

  1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
  2. Сидя «по-турецки», раскачивая доску, попросить ребенка удержать равновесие.
  3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.
  4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
  5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.
  6. Положение то же. Круговые вращения руками:

А) Обе руки в одну сторону
В) Обе руки в разные стороны
С) По очереди в одну сторону.
Д) По очереди в разные стороны.

7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:
А) Обе руки положить на грудь
В) Поднять руки над головой
С) Прямые руки в сторону
Д) Нагнуться, достать пальцы ног
Е) Любые движения, какие понравятся.

Как сделать балансировочную доску своими руками

Совсем не обязательно платить несколько тысяч рублей за простую конструкцию, которая легко делается в домашних условиях.

Замеры составляющих балансборда Belqau

• Платформа: 400 х 600 мм ( 40 х 60 см ) — 12 слойная фанера
• Салазки: 420 х 70 мм ( 42 х 7 см ) — 18 слойная фанера
• Болты: D10

Доска Бильгоу — платформа

Площадка выпиливается из березовой 12-слойной фанеры 400 х 600 мм (40 х 60 см). Такой плотности будет вполне достаточно, чтобы платформа выдержала вес до 120 кг.

Важно сначала пройтись фрезером, чтобы сгладить углы и грани. Таким образом, края не будут острыми и травмоопасными.

После этого можно затереть все наждачкой.

По центру доски делаем отметку для разметки. По прямой от центра делаем отверстия под салазки, отмеряем 4 см от края платформы.

Заготовка балансировочной доски

Салазки Бильгоу

С ними проще. Выпиливаем 42 х 7 см прямоугольник из 18 слойной березовой фанеры.

Толщина в 18 слоев спокойно выдержит большой вес и равномерно распределит площадь давления на платформу.

По центру на грани высверливаем отверстие под болт. Одну сторону через лекало стачиваем до полусферы, отступив по 1 см от другой стороны.

В оригинальном наборе используется обычная мебельная футорная гайка. Ее садят на клей, для более надежной фиксации.

Со временем эта гайка все равно разболтается и начнет выкручиваться. Из-за того, что отверстие очень близко к краям салазки, и сама футорная гайка в длину около сантиметра, она еще и может попортить деталь.

Можно изменить отверстие до 6 см, диаметр взять немного меньше обычного мебельного болта. Таким образом,  увеличивается площадь прижима салазки к платформе, что делает конструкцию более прочной и долговечной.

Разметка и наклон салазок

Со временем мозг привыкает к направлениям наклона и, если изменить это направление — занятия будут более продуктивными.

Особого значения сами градусы не имеют, можно разметить в любом направлении, но салазки должны быть направлены в одну сторону. Это делается для того, чтобы синхронизировать направления салазок.

Балансировочная доска

Балансировочная доска-лабиринт как разновидность средства для мозжечковой стимуляции

Кроме традиционных балансировочных досок есть доски-лабиринты, которые тоже успешно используются в коррекционной работе с детьми и взрослыми.

Психологи детских заведений имеют в своем арсенале различные типы таких инструментов и применяют их во время занятий с детьми, имеющими различные отклонения от норм развития речи, интеллекта и др.

Балансировочные доски-лабиринты очень просты в изготовлении, они не ломаются, так как выполнены из прочных материалов (чаще всего из дерева), эстетичны.

Такие доски легко демонтируются в плане поворота салазок, что дает еще больше возможностей.

Ручные доски-лабиринты помогают развивать и тренировать ловкость, моторику, зрение ребенка.

Держась за боковые ручки, ребенок может поворачивать доску в воздухе или же вращать на поверхности (пол, стол). Доска легко стабилизируется.

Вообще балансировочная доска изобретена для стимуляции вестибулярного аппарата, мозжечка. Но успешно используется для укрепления мышц тела и позвоночника, устранения сколиоза у ребенка.

Стоя на доске, сложно удерживать равновесие. Поэтому не каждый может сразу начинать тренировку. Иногда потребуется несколько занятий, чтобы научиться держаться на доске ровно, держать равновесие в течение длительного времени.

Балансировочная доска позволяет решить проблемы с речевым развитием при:

  • дислексии и трудностями при обучении чтению;
  • синдроме дефицита внимания;
  • диспраксии и нарушением координации движений;
  • дисграфии и дискалькупии;
  • нарушениях устной и письменной речевой деятельности;
  • сенсорные проблемы обработки информации.

Все эти проблемы так или иначе связаны с отсутствием мозжечковой стимуляции, которая влияет на:

  • сенсорную интеграцию;
  • ориентацию в пространстве;
  • межполушарное взаимодействие;
  • если нарушено чувство времени и ритма, темп и плавность речи, плавность и координация движений и другие отклонения.
Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. Инна

    Можно дома сделать. Но только это будет сложно, если менять направления салазок. Там надо проценты же высчитывать как-то. Но так чтобы по-простому потренироваться, можно и такой простой вариант.

    Ответить