Каллиграфический почерк — залог грамотного письма

Каллиграфия – важный аспект в развитии письма ребенка, что является главной проблемой в системе школьного образования. Если почерк будет неаккуратным, то учитель не сможет разобрать какая буква написана учащимся, следовательно, успеваемость школьника снизится.

Существует множество методик для овладения навыка каллиграфического письма, которые следует применять еще задолго до похода в первый класс.

Понятие каллиграфии

Понятие «каллиграфия» известно еще с Древней Греции. В переводе с греческого – красивый почерк и обозначает раздел в прикладной графике. Также каллиграфия является учебной дисциплиной и является искусством красивой и быстрой письменности.

Умение эстетически оформить рукописный текст ценится до сих пор, несмотря на изобретение книгопечатания и век компьютерных технологий.

Каллиграфия неразрывно связана с папирусом, пергаментом, бумагой и шелком. А инструментами письменности являются:

  • перо (из тростника, металла или перо птицы);
  • кисть.

Сейчас каллиграфия больше является областью изобразительного искусства, чем исходным способом оформления письма и является основой для создания шрифтов.

Причины плохого почерка у детей

Проблемы в качестве написания букв можно обнаружить у детей в первом-втором классе. У них снижается успеваемость, аккуратность письма страдает. В основе этого есть ряд причин:

  1. Слабое развитие мелкой моторики. Ребенок с 6 месячного возраста познает окружающий мир при помощи своих рук, пальцев. Когда этот навык разрабатывается не в полной мере, то ребенок не может нарисовать мелкую деталь, правильно держать пишущий предмет и аккуратность письма страдает.
  2. Неправильно подобраны письменные принадлежности. Плохое качество, недорогая или вычурной формы ручка либо карандаш будут регулярно скользить, их неудобно держать в руке, а чрезмерно твердый или мягкий карандаш и слишком бледный или яркий цвет стержня в ручке не позволяют регулировать их нажим.
  3. Неправильная поза во время письма. Здесь учитывается освещение, осанка, высота стула, стола и как расположена тетрадь.
  4. Неправильное держание пишущих предметов. Если ребенок немного сместит кисть в бок, то перекроется обзор, а сильный нажим спровоцирует быструю утомляемость.
  5. Слишком раннее начало обучения письму. Всему свое время. Не нужно опережать развитие. Дети с трех лет, конечно, быстро могут научиться писать, но концентрация внимания при продолжительном занятии (чего требует каллиграфия) небольшая, от чего есть риск сформировать некрасивый почерк.
  6. Отсутствует пространственная ориентация.
  7. Нет взаимодействия письма с оптическим глазодвигательным аппаратом.
  8. Недостаточный опыт в чтении и письме.
  9. Неустойчивое внимание, несформированная и неразвитая память, ребенок не умеет сконцентрироваться.

Когда ребенок пишет некрасиво и неотчетливо, то у ребенка появляются не только плохие оценки и отставание в записывании материала за учителем, но и самооценка школьника снижается. Значение каллиграфического навыка в постановке красивого почерка

Исследователи и педагоги отводят важное значение наличию и развитости каллиграфического навыка у школьников 1-4 классов. Это является основой для последующего обучения в средней и старшей школе.

Для эффективного формирования навыка каллиграфии педагогами разрабатываются и апробируются новые методики.

Влияние каллиграфии на формирование грамотности

Существует взаимосвязь графического написания и грамотного письма, что имеет важное значение для учащихся начальной школы. Для того чтобы написать букву и правильно соединить ее с другими, учащийся сперва должен решить орфографическую задачу – выбрать букву.

От скорости, потраченной на решение данной задачи, зависит уровень внимания и сосредоточенности для четкого и правильного начертания любого знака письма, соединения между ними, ведь от этого зависит ритмичность и связность письма.

Если навык письма будет доведен до автоматизма, то орфографические способности возникают и устанавливаются просто и быстро.

Наиболее встречаемые ошибки в графике письма:

  • отсутствует интервал между буквами в слове;
  • слова в строке находятся неравномерно;
  • буквы написаны с большим размахом или чересчур близко друг другу;
  • буквы изображаются с разным наклоном, либо с чрезмерным наклоном в какую-то сторону;
  • не соблюдается линейность письма;
  • не выдержана единая высота букв.

Данные ошибки указывают, что у ребенка не сформирована четкость и устойчивость почерка. Поэтому родителям и учителю следует обратить внимание на это и давать необходимые упражнения по коррекции графики письма, иначе это войдет в привычку.

Когда педагог приучает к аккуратности и четкости письма, при этом заботится, чтобы их почерк стал устойчивым, он воспитывает в них добросовестность, старательность, прилежность, усидчивость.

Это оказывает влияние не только на письмо, но и прививает уважение к труду, к людям, что благоприятно воздействует на эстетическое развитие ребенка.

Если у школьника будут проблемы с каллиграфией, то неразборчивость письма оказывает негативное воздействие на усвоение материала по русскому языку, в частности раздела орфография.

Учитель при проверке работы сталкивается с трудностью идентификации буквы. Стоит отметить, что человек, пишущий небрежно, отождествляется с неграмотностью и небрежностью ко всему.

Естественно, без компьютеризации обучения здесь не обошлось, ведь печатая на клавиатуре, дети теряют навыки каллиграфии.

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш?

Ребенка нужно учить правильному захвату пишущих предметов еще до начала учебы в школе, чтобы рука не уставала при длительном письме.

А для того, чтобы буквы на письме были одинаковой высоты без нарушений пропорций и не выходили за пределы строк и полей, нужно давать малышу рисовать, объясняя, что предметы бывают разных размеров.

Правильный захват ручки или карандаша:

  • мизинец и безымянный согнуты внутрь ладони;
  • на согнутый средний палец ложится предмет письма,
  • пишущий предмет удерживается большим и указательным пальцем, который должен быть расслабленный;
  • рука лежит на внешнем ребре ладони, запястье – основная точка опоры.

Для верного расположения указательного пальца на ручке нужно поставить точку, отступив от нижнего края 1,5 см, другой край пишущего предмета нужно направить на плечо.

Для пишущего инструмента также есть свои требования. Длина должна быть 15 см, диаметр – менее 7 мм, круглой или треугольной формы, синий или фиолетовый стержень.

Дополнительно в канцелярском магазине можно приобрести специальный тренажер, который одевается на предмет письма и приучает к правильному захвату.

Также следует хорошо развивать мелкую моторику пальцев, что поможет ребенку лучше понять и быстрее научится верно держать ручку, с помощью специальных упражнений и занятий: завязывать шнурки, вырезать ножницами, делать гимнастику пальцев и аппликации, лепить из пластилина, перебирать крупы и другие мелкие предметы, собирать конструктор, рисовать пальцами на крупе (песке).

Ежедневные регулярные занятия помогут развить мелкую моторику, и ребенок научится держать ручку или карандаш правильно.

Технология постановки каллиграфического почерка

Прежде, чем дать ребенку карандаш или ручку, необходимо его научить пользоваться кисточкой и краской, одновременно он учится правильному захвату.

В два года малыша можно смело знакомить с карандашом. Именно в этом возрасте у детей проявляется активный интерес к нему. Перед ребенком необходимо положить небольшой листок бумаги и мягкий карандаш. Сперва необходимо продемонстрировать, как его необходимо держать, и как он оставляет следы на бумаге.

Повторяя движения родителей (воспитателя) малыш автоматически запоминает нужные движения и начинает сам водить по бумаге. Сперва это будут просто каракули, затем нужно учить его рисовать прямые линии, проводя его рукой по листе бумаги.

Обязательно нужно хвалить ребенка, когда у него стала получаться прямая.

Далее следует рисовать с ребенком волнистые линии, при этом движения необходимо объяснять. Можно попутно рассказывать, что изображаем море, а над ним летают чайки (в форме галочек). После показать, как нарисовать круг, сказать, что он похож на букву «О».

Для ребенка нарисовать красивый овал очень сложно, поэтому он будет долго тренироваться рисовать свою первую букву. Эту фигуру дети очень любят и понимают ее значение почти сразу же.

Затем следует учить рисовать внутри большого «О» маленькое. Рисование этих фигур будет доставлять малышу истинное удовольствие.

Когда ребенок научится рисовать короткие прямые палочки, следует переходить к другим буквам, состоящим из кружочков, овалов и палочек: «А», «Б», «В», «Р» и др. Их нужно произносить четко и часто, когда показывает их взрослый или малыш.

После нужно показать ребенку, как рисовать квадрат, треугольник и пр. Если эти графические знаки он мог видеть с первых дней жизни, то изображение их на бумаге для него не составит большого труда.

Затем можно перейти к букве «Г», «Т» и «П». После известные буквы комбинируются в слоги («ПА», «ГА» и т.д.). Буква «М» для ребенка очень сложная, поэтому ее изучение следует отложить.

Готовя ребенка к школе или для коррекции почерка в начальных классах следует приобрести специальные прописи и ежедневно выполнять предложенные задания.

Начинается отработка написания проблемных символов или их элементов, после постепенно усложняется (слоги, слова, предложения).

Обучение каллиграфии – это длительный процесс. Также не стоит забывать хвалить ребенка за определенные успехи и старания, которые он уже достиг.

Занятия по прописям следует чередовать, делая упражнения на развитие мелкой моторики. Это позволяет укрепить мышцы, участвующие во время письма. Между занятиями нужно делать перерыв не больше 15 минут.

Методика верного и красивого письма заключается в:

  • раскрашивании. Рисуя и раскрашивая разного размера детали ребенок учится вниманию, усидчивости, ориентироваться в пространстве, он успокаивается. Постепенно движения будут все более уверенными, линии малыш рисует ровнее и четче;
  • штриховке. Постепенно задания усложняются от обведения контура по заданным точкам, до заштриховывания пространства в определенном направлении (по горизонтали, по вертикали, по диагонали);
  • перерисовка. Копирование рисунка, точно соблюдая все детали, тренирует внимание, ребенок учится чувствовать величину его элементов;
  • развитие мелкой моторики (вырезание ножницами геометрических фигур по контуру, шнуровка разной сложности, застегивание пуговиц, собирание конструкторов, мозаик, оригами).

При обучении каллиграфии нужно обязательно демонстрировать и объяснять, как правильно пишется буква, как следует соединять знаки письма между собой. Дети, записывая буквы в тетрадь, подражают, повторяют и сравнивают с образцом.

На обведении букв по точкам не нужно долго останавливаться, иначе ребенок не в полной мере осознает процесс написания, не видит ее форму, не всегда обводит ее в нужном направлении и это входит в привычку.

Дополнительно можно давать упражнения на развития воображения, писать буквы в воздухе по образцу и по памяти. Ребенок тренирует зрительное восприятие, память и двигательные навыки.

Когда дети уже достаточно усвоили графический навык, следует вводить в обучение правила, которые ребенок должен выучить и применять их каждый раз, когда пишет разные знаки письма. При этом правила должны быть краткими, в малом количестве и вводить их постепенно.

Важный метод обучения каллиграфии – написание под заданный ритм или счет. Это позволяет выработать плавность и ритмичность письма.

Данный прием очень интересен для детей, но его следует применять не так часто, иначе работа станет монотонной.

Учитель также может использовать такие приемы: самопроверка или взаимопроверка (сравнение образца с неверно написанным и объяснения в чем именно ошибка).

Стоит отметить, при обучении и корректировке письма нужно следить за правильной посадкой и гигиеническими правилами.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о