Причины аграфии и методы коррекции

Наиболее сложным действием, которое выполняет человек, является письмо. При написании символов мозг человека задействует сразу несколько сфер: непосредственно психику, произвольное и системное восприятие, двигательный аппарат.

Но если одно полушарий человека повреждено, это нарушает его способность к письму и влияет на речь. Такое явление в медицине называют аграфией.

Понятие

Аграфия – это нарушение письменных и речевых способностей человека. При этом развитие интеллектуальных и физических навыков происходит в норме.  Аграфия может появиться у взрослого человека, например, из-за травмы или повреждения одного из полушарий мозга.

Для правши критическим будет повреждение левого полушария, а для левши правого. Различают четыре основных вида аграфии. Диагностикой и лечением занимаются логопеды и психиатры.

Причины

Главным фактором появления данного отклонения является повреждение коры головного мозга. Это может произойти из-за следующих причин:

  • травмы головы различной степени тяжести;
  • опухолевые процессы доброкачественного и злокачественного характера;
  • инфекционные заболевания с воспалительным процессом;
  • кровоизлияние или ишемический инсульт;
  • отравление токсичными веществами.

Утрата человеком способности выражать мысли и чувства посредством устной речи, называется афазией. Она является предпосылкой и расстройства письма. Но чаще всего проявляется как симптом какого-то другого заболевания.

Эти факторы являются причиной заболевания взрослых людей. В младенчестве аграфия может появиться из-за родовой травмы головы, патологии во время беременности. А также из-за алалии, при которой ребёнок не может научиться разговаривать, а, соответственно, и писать.

Виды аграфий

  1. Сенсорная аграфия характеризуется нарушением написания текстов на слух и самостоятельно. При списывании с источника данное отклонение заметно не сильно. Человек просто копирует увиденное или списывает по одной букве. Данное расстройство возникает из-за порока фонетического слуха, и сопровождается нарушением понимания речи, и ухудшением при распознавании звуков. Но главный дефект при данном виде аграфии – это нарушение письменной речи, главным образом написания на слух.
  2. Афферентная моторная форма возникает из-за патологий нижних сегментов постцентральной извилины. Этот вид проявляется расстройствами письма всех видов, кроме списывания. Человек начинает пропускать буквы. Чаще всего это происходит в середине слова и может быть пропущено от одной буквы до целого слога. Он также может заменять некоторые буквы или звуки (при записывании текста под диктовку) созвучными или похожими.
  3. Из-за отклонения или поражения задних лобных извилин появляется эфферентная моторная форма. Аграфия проявляется при написании слов или слогов. Больной может не дописать какое-то слово или заменить слоги в нём, пропустить буквы. Клиническая картина заключается в ошибках при написании текста и может доходить до полной утраты этого навыка.
  4. Нарушение восприятия образа букв и отдельных слов называют оптической формой. Она возникает из-за поражения нижних сегментов затылочной и теменной зоны коры. Как раз они и отвечают за зрительное восприятие образов. Прежде всего этот вид характеризуется невозможностью написания слов из-за отсутствия образов букв.

Эти виды аграфии наиболее распространены. Медицинские работники называют ещё несколько разновидностей этого недуга. Например, причиной дефекта фонетического слуха и слухоречевой памяти называют повреждение левого сегмента височной коры, или афатический вид аграфии.

Если симптомы аграфии не проявляются в совокупности с каким-либо другим расстройством, то такую аграфию называют чистой. Конструктивная и апрактическая аграфия зарождается на фоне конструктивной и идеаторной афазии соответственно.

Дефект самостоятельного написания из-за расстройства замысла и контроля над написанием букв вызывают повреждения лобного сегмента мозга, это является нетипичным видом аграфии.

Симптомы

Главным симптомом аграфии является трудность написания текста и отдельных слов, вплоть до полной потери этого навыка. Реже у пациента наблюдается сложности в написании отдельных слогов слова, пропуски букв или слияние похожих согласных и гласных.

Детская аграфия проявляется на фоне алалии. Она выражается неспособностью строить слова и предложение из-за недостаточно развитой речи.  При этом интеллект и работа мозга остаётся стабильной.

Диагностика заболевания

Диагностика заболевания обычно не вызывает трудности у медицинских специалистов. Потому что симптоматика данного дефекта у человека явно выражена. Диагноз может быть поставлен даже при простом осмотре невропатологом.

Сложнее поставить диагноз человеку с этиологическим фактором аргафии. Для этого врач должен понимать, в каком отделе мозга располагается очаг заболевания. После этого им необходимо выяснить причины. Сначала доктор опрашивает родственников больного. Затем он проводит различные диагностические процедуры и тесты с помощью компьютера.

Лечение

Коррекция аграфии характеризуется долгий и трудоёмким процессом для врача и пациента. Лечение не даёт гарантий полного выздоровления, но помогает людям вернуться к обычной жизни, а ребёнку развиваться вместе со сверстниками. Первым делом, человек встаёт на учет к невропатологу.

Он назначает конкретный курс лечения и практические занятия письма, которые могут быть индивидуальные или групповые. Прежде чем приступить к коррекции написания текста, специалист занимается устной речью больного. Он корректирует и исправляет пробелы в её развитии.

Кроме невропатолога с человеком занимаются логопед и психиатр. Это сделано для того, чтобы больному было легче осваивать звуки и подготавливаться к написанию текста. Зачастую врач назначает гимнастику. Доказано, что физические нагрузки способствуют улучшению навыков. Такие нагрузки могут начинаться даже с движения пальцев или кисти руки.

При постоянных занятиях чувствительность повышается. Пациенту назначается заниматься пением и слушать музыку. Благодаря этому голосовые связки развиваются, и улучшается восприятие звуков. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию моторики рук. Самым главным фактором, способствующим эффективному лечению, является настрой пациента и его родственников. Чем больше позитивных эмоций получает больной, тем быстрее он пойдёт на поправку.

Профилактика

Профилактикой являются любые физические активности, связанные с мелкой моторикой рук. Рисование, тренировка написания букв и слов, гимнастика. Такие упражнения нужно проводить постоянно и как можно чаще.

Лечение не даёт точных прогнозов. Многое зависит от настроя больного и степени поражения мозга. Аграфию нельзя вылечить самостоятельно. Поэтому даже при малейших симптомах заболевания следует обращаться к медицинским работникам. Только комплекс восстановительных процедур и необходимого медикаментозного лечения помогут человеку держать связь с внешним миром.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий