Как распознать дизартрию?

Дизартрия – это патологическое нарушение произношения слов из-за разрыва связи нервных волокон речевого аппарата человека с центральной нервной системой.

Она характеризуется ограничением подвижности мягкого нёба, языка, губ и затруднением артикуляции.

У взрослых данное заболевание не вызывает серьёзного изменения восприятия устной и письменной речи. Детский недуг может привести к серьёзным последствиям.

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей является психо-физиологической патологией и характеризуется неспособностью ребёнка правильно произносить слова.

Нарушение нервной связи с ЦНС у младенцев может возникать по нескольким причинам:

  • из-за дефицита кислорода в крови во время внутриутробного периода развития плода или родового процесса;
  • при конфликте резус-факторов матери и ребёнка;
  • вследствие рождения малыша раньше намеченного срока;
  • травмирования плода в ходе родовспоможения;
  • желтухи младенца;
  • токсикоз у беременной женщины;
  • заболеваний головного мозга и гнойный отит.

В раннем детском возрасте дизартрия может возникнуть из-за тяжёлых инфекционных и вирусных патологий:

  • менингита и энцефалита;
  • гидроцефалии (воспаления оболочек головного мозга);
  • ДЦП.

Кроме того, причиной заболевания являются черепно-мозговые травмы и интоксикация организма, наступившая вследствие инфекционных болезней.

Родители и окружающие начинают замечать нарушение речи по следующим симптомам:

  • неравномерная скорость речи;
  • недостаточная сила голоса;
  • нечёткое, смазанное произношение с фонетическими дефектами;
  • затруднённое дыхание во время процесса говорения;
  • не эмоциональная устная речь из-за патологии мимических мышц;

У детей с младенчества до полутора лет дизартрию можно обнаружить по частому срыгиванию, трудности глотания пищи, отсутствия лепета, способности произносить первые слова после 2,5 лет. У ребёнка постарше не развита мелкая моторика.

Дети с дизартрией не могут грамотно читать, пересказывать тексты, грамотно излагать мысли.

Причины дизартрии

Дизартрия у взрослых является следствием различных болезней или несчастных случаев, имеет приобретенный характер и не передаётся «по наследству».

Причины данного недуга:

  1. Заболевания, связанные с нарушением работы ЦНС и её периферических отделов: болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, синдром Фацио-Лонде.
  2. Патологии органов сердечно-сосудистой системы и головного мозга: инсульт, опухоль, сифилитическое поражение спинного, головного мозга и мозжечка.
  3. Инфекционные заболевания (в том числе ботулизм).
  4. Отравление ядами различных групп.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Умственная отсталость.
  7. Обширная посттравматическая кома.

Причиной нарушения речи может стать неудачно проведённая хирургическая операция на головном мозге или неэффективная терапия.

Также наркологи отмечают, что патология может появиться вследствие чрезмерного употребления крепких алкогольных напитков, передозировки наркотических и психоактивных средств.

В группу риска относят детей до 2 лет, подростков, представителей старшего поколения и людей, ведущих асоциальный образ жизни.

Формы дизартрии

В зависимости от локализации и патогенеза выделяется несколько форм заболевания:

Стертая дизартрия

Самая лёгкая форма патологии.

Локализация: поражение тройничного, лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов.

Патогенез: нарушение работы губ, язычной, мимических и жевательных мышц.

Бульбарная

Локализация: воспаление или опухоль продолговатого мозга, нарушение деятельности бульбарных нервов.

Патогенез: парез или паралич мышц глотки, гортани, языка и мягкого нёба.

Псевдобульбарная

Самая частая форма болезни у детей.

Локализация: поражение кортико-бульбарных проводящих трактов.

Патогенез: повышенный тонус голосовых связок затрудняет прохождение струи воздуха через артикуляционные органы.

Подкорковая

Локализация: поражение подкорковых узлов головного мозга: полосатого тела, чёрной субстанции, хвостатого и красного ядер.

Патогенез: неконтролируемые движения тела, нарушение тонуса мышц артикуляционных органов.

Мозжечковая

Данная форма считается самой редкой.

Локализация: поражение мозжечка.

Патогенез: снижение регулирующей функции мозжечка, что ведёт к расстройству согласованной работы мышц органов речевого аппарата.

Корковая

Локализация: поражение передней центральной извилины или нарушение обработки афферентных импульсов, которые информируют ЦНС о состоянии артикуляционных органов.

Патогенез: парез мышц языка, мимических мышц, нарушение последовательности и силы движения мышц органов речи.

Паркинсоническая дизартрия

Локализация: поражение подкорковых структур.

Патогенез: обнаруживается при синдроме Паркинсона.

Холодовая дизартрия

Локализация: поражение стриопаллидарной системы.

Патогенез: миастенический синдром, миастения.

Симптомы дизартрии

Симптоматика дизартрии подразделяется на речевую и неречевую.

1.Речевые симптомы:

  • нарушение произношения всех или нескольких групп согласных и гласных звуков;
  • изменение ритмико-интонационных особенностей речи: силы голоса, темпа, ритма, модуляции, пауз, логических ударений, речевого дыхания, интонации, дикции и мелодики речи;
  • неспособность различать фонемы, из-за чего возникает невозможность образования правильного слухового портрета звука;
  • бедный словарный и грамматический строй языка.

2.Неречевые симптомы:

  • парезы и параличи мышц органов речи и конечностей;
  • парезы глазодвигательных мышц, в результате формируется неспособность фиксировать взгляд на предмете и анализировать его особенности;
  • эмоционально-волевые расстройства, уровень развития которых зависит от продолжительности болезни и её локализации;
  • психологические переживания о собственной неполноценности;
  • снижение уровня познавательной деятельности в связи с невозможностью полноценно описать предметы и события окружающей действительности.

Характеристика клинических форм дизартрии

Клинические формы дизартрии можно определить по характерным симптомам проявления болезни. Они представлены в таблице.

Клиническая форма дизартрииХарактеристика симптомов
СтёртаяНарушения моторики и звукопроизношения диагностируются в 5-6 лет. Допускаются ошибки в артикуляции сонорных, шипящих и свистящих звуков. Речь неразборчивая, тусклая, невыразительная. Голос прерывистый, глухой.

Ребёнок обладает низкой работоспособностью и высокой утомляемостью. Имеет синюшний цвет конечностей.

БульбарнаяОслабляется подвижность мышц органов говорения, происходит потеря звучности голоса, звуки произносятся нечётко.

Появляется упрощённая артикуляция: выпадают звонкие согласные, преобладают глухие. Стирается разница в произношении ударных и безударных. Речь становится монотонной, механической, без ритма и эмоций.

Сопутствующие симптомы: высокая температура, головная боль, тошнота.

ПсевдобульбарнаяСпазм мышц

· искажает звуки «л», «ш», «щ», «ч»;

· делает невозможным правильное произношение звука «р»;

· смягчает звуки «л», «ш», «ж»;

· меняет звучание звуков «и», «э».

Речь хриплая, «в нос». Челюсти и губы не способны плотно сжиматься, отчего наблюдается обильная течь слюны изо рта. На лице – «насильственная» улыбка.

Дети обычно молчат, имеют скудный словарный запас.

ПодкорковаяОтмечается тесная связь речевой деятельности с эмоциональным состоянием: в комфортном состоянии больной чётко произносит звуки, слова и предложения; во время напряжения и беспокойства речь меняется: становится невнятной, гнусавой, происходят непроизвольные выкрикивания заднеязычных «кы» и «гы». Постепенно способность говорить трансформируется в бормотание со стонами и выкриками.
МозжечковаяНаблюдается диспросодия – нарушение ритмичности и плавности процесса говорения, отсутствие ударений (логических и в словах). Речь толчкообразная, дрожащая, невнятная, с неравной силой голоса. Звонкие звуки оглушаются, мягкие произносятся твёрдо. Преобладает назальное (в нос) произношение.

Больной говорит с усилием, напряжённо, при этом краснеет или бледнеет. Мимика практически отсутствует.

КорковаяРечь замедляется, утрачивает плавность, потому что пациенту сложно шевелить губами и языком. Плохо произносятся переднеязычные звуки, выпадают сложно произносимые фонемы, раздельно проговариваются звуки в сочетаниях «тс», «стн», «здр». Артикуляция сопровождается высовыванием языка, наморщиванием лба, зажмуриванием глаз.
ПаркинсоническаяДля речи характерно отсутствие интонационной окраски, яркости, точности, частые остановки и повторения слов и звуков, голос глухой.
ХолодоваяЗатруднение артикуляции при пониженной температуре окружающей среды

Диагностика дизартрии

Обследование и лечение заболевания проводят невролог и логопед.

При сборе анамнеза врач производит следующие манипуляции:

  • осматривает глотку и нижнюю челюсть;
  • проверяет рефлекс глотания;
  • оценивает речевые способности пациента;
  • для исключения болезней носа назначает консультацию у отоларинголога;
  • собирает информацию о хронических и наследственных патологиях родственников и пациента.

Для объективного диагностирования заболевания назначаются следующие мероприятия:

  • электромиография (ЭНМГ), проверяющая функциональную активность мышц и нервов, степень и область поражения болезнью;
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод по стимуляции и активизации клеток головного мозга, позволяющий сделать выводы о работе речевого, зрительного и когнитивного центра;
  • компьютерная томография (КТ) – рентгеновское послойное исследование внутренних органов, сосудов и костей, которое позволяет повысить эффективность диагностики;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ) – импульсное исследование уровня жизнедеятельности головного мозга, выявляющее места локализации патологии;
  • магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ) – высокоточное магнитное сканирование органов, выявляющее аномалии в головном мозге.
  • Современные способы диагностики определяют не только очаг поражения, но и степень развития болезни. Благодаря диагностике, врач сможет составить эффективную схему лечения и реабилитации больного.

Коррекция дизартрии

Коррекция дизартрии состоит из нескольких этапов и является комплексной, системной и индивидуальной.

1 этап: Преодоление нарушений в работе речевого аппарата: подготовка мышц к речевой деятельности с помощью проведения естественной тренировки мышц во время приёма пищи и процесса говорения, логопедического массажа, иглоукалывания, физиопроцедур.

2 этап: Преодоление звуковых недостатков речи: постановка звуков с помощью подражательных и творческих упражнений, игр, беседы, чтения и рассказа; интонирования.

3 этап: Введение больного в активное речевое общение, устранение вторичных признаков дизартрии, когда пациент стесняется сам себя.

Прогноз и профилактика дизартрии

Прогнозировать результаты лечения сложно, так как недуг связан с поражением ЦНС.

Положительный исход заболевания наблюдается в двух его формах: стёртой и холодовой. Это объясняется лёгким нарушением нервных связей и их способностью постепенно восстанавливаться во время коррекционных мероприятий.

Но тяжёлое поражение головного мозга и травмы приводят к непоправимым последствиям – полного восстановления не наступает, симптомы заболевания проявляются в большей или меньшей степени до конца жизни.

Специальной системы по предупреждению данного заболевания не существует.

Условно к профилактическим мерам можно отнести

  • контроль течения беременности;
  • профилактику инфекционно-токсических заболеваний (особенно в период вынашивания плода);
  • исключение вредных привычек;
  • соблюдение правил безопасной жизни.

Обращение к врачу на ранней стадии дизартрии поможет избежать тяжёлых последствий этой опасной болезни.

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о