Дизартрией обозначается нарушение речеобразования в результате органического поражения отдельных участков мозга.
Псевдобульбарная, называемая иначе «ложная», наиболее часто встречающаяся форма расстройства. В детском возрасте она, как правило, приобретает врожденный характер, во взрослом становится последствием перенесенного инсульта.
Понятие псевдобульбарной дизартрии
У детей патология входит в комплекс симптомов ДЦП. На ее формирование влияют инфекции, перенесенные в период внутриутробного развития, родовые травмы, длительная асфиксия.
В отличие от истинной, бульбарной дизартрии, при псевдобульбарной изменения не затрагивают продолговатый мозг. Поражаются нервно-проводящие пути, ответственные за иннервацию артикуляционного аппарата. Возникает полный или частичный паралич мимических мышц. Лицевая мускулатура малоподвижна, страдает не только звукопроизношение, но и физиологические акты пережевывания и глотания пищи.
При существующих моторно-речевых проблемах умственные способности таких детей изначально не нарушаются. Ребенок на слух воспринимает собственные дефекты речи и пытается их исправить. Псевдобульбарная дизартрия, в отличие от бульбарной формы, легче поддается коррекции и имеет более оптимистичные прогнозы.
Причины псевдобульбарной дизартрии
Патология всегда развивается на фоне органического повреждения нервно-проводящих волокон. Развивается двухсторонний спастический паралич мышц. Таким образом, при анатомически правильном речевом аппарате сознательное управление мускулатурой оказывается невозможным.
Как и ДЦП, псевдобульбарная дизартрия связана с аномалиями внутриутробного развития или сложным родовым процессом. На формирование патологии влияют:
- тяжело протекающая беременность, отягощенная гестозом, гипоксией плода, несовместимостью резус-фактора;
- осложненная родовая деятельность;
- асфиксия в родах;
- внутриутробные инфекции, поражающие нервную систему плода.
В раннем детском возрасте дизартрия формируется, как осложнение перенесенных состояний:
- инфекционно-воспалительные процессы мозговых оболочек;
- тяжелая общая интоксикация;
- гнойно-воспалительные патологии ЛОР-органов: синусит, отит;
- травмы черепа.
Патология может настигнуть и взрослого человека при следующих отклонениях:
- ишемическая форма инсульта;
- формирование атеросклеротических бляшек, хроническая гипоксия мозга;
- поражение нервных волокон при рассеянном склерозе;
- новообразования головного мозга любой этиологии.
Проводить полноценную коррекцию и восстановительную терапию без воздействия на первопричину невозможно. Поэтому лечение всегда идет параллельно.
Степени заболевания
В зависимости от глубины поражения мозга и нейромышечного аппарата выделяют 3 формы патологии. Каждая сопровождается определенной тяжестью отклонений и возможностью коррекции:
- Легкая характеризуется напряженными артикуляционными движениями. Произношение шипящих и рычащих согласных замедленно, требует усилия, но в целом речь понятна.
Мимические движения сохранены не в полном объеме, но без явных нарушений. Слуховое восприятие звуков правильное. Прочие нарушения моторики отсутствуют. Первая стадия легко поддается коррекции при систематических занятиях.
- Средняя по распространенности занимает лидерство среди детей. Отмечаются трудности в простых движениях, удерживании позиции языка и губ. Речь неразборчивая с выпадением слогов, слова произносятся «в нос». Страдает мимика верхней половины лица, движение бровями, нахмуривание дается с усилием.
Постоянное, но незначительное слюноотделение, процесс глотания нарушен. Деткам сложно самостоятельно обслуживать себя. Мелкие движения, такие как завязывание шнурков, застегивание пуговиц осваиваются с трудом.
Такая форма требует длительной и кропотливой работы по восстановлению функций. Дети, как правило, учатся в коррекционной школе. При сохранении умственных способностей, восприятие звуков, следовательно, и правописание нарушается.
- При тяжелой форме отмечается полное расстройство речи, она состоит из отдельных звуков. Мимические движения отсутствуют, лицо приобретает черты маски.
Мышечный контроль полностью утрачен, челюсть отвисает, язык обездвижен. Отмечается обильное слюнотечение.
В нарушениях преобладает двухсторонний характер, но иногда наблюдается асимметрия, сдвиг пареза в правую или левую половину лица.
Симптомы
Проявления псевдобульбарной дизартрии можно заметить уже в новорожденном периоде:
- ребенок напряженно сосет грудь или бутылочку, ему с усилием даются сами движения;
- возникает быстрая утомляемость во время кормления;
- малышу свойственны частые поперхивания и срыгивания.
В дальнейшем формируется тихий неразборчивый лепет. Мимика вялая. Наблюдается резкая смена тонуса артикуляционной мускулатуры: от чрезмерного напряжения до полного расслабления. Развитие речи запаздывает.
Первые слова появляются после 2,5 лет и сопровождаются нарушением ритма дыхания. Ребенок разрывает фразы короткими вдохами, виной тому повышенный тонус мышц грудной клетки.
Малыш разговаривает чаше односложными или двусложными словами. Большинство звуков дается с напряжением, при этом простейшие рефлексы: зевание, плач, улыбка, облизывание губ выполняются легко.
Дисбаланс между произвольными и рефлекторными движениями – характерная черта псевдобульбарной дизартрии.
Диагностика псевдобульбарной дизартрии
Выявление патологии проходит в три этапа. Для начала собирается анамнез протекания беременности:
- наличие раннего или позднего токсикоза;
- перенесенные инфекционные заболевания;
- осложнения в родах;
- травмы.
Поскольку псевдобульбарная дизартрия всегда сопровождается органическими нарушениями, проводится диагностика работы головного мозга, нервной системы, мышечного ответа. Основные методы:
- магнитно-резонансное обследование;
- ЭЭГ;
- Электронейромиография.
Ключевое значение имеет психолого-логопедическая характеристика. При псевдобульбарной дизартрии, в отличие от других форм, страдают именно осмысленные действия. На что обращает внимание логопед:
- амплитуда движения языка, выполнение точных упражнений губами, достаточно длительное удерживание позиций;
- устная речь: запас и сложность произносимых слов, ритмичность, интонация, правильность звукового ряда, дыхание при разговоре;
- письменная речь.
Важную роль в диагностике играет дифференцирование псевдобульбарной дизартрии от других видов патологии.
Коррекция и лечение
Поскольку заболевание комплексное, лечение проводится параллельно в нескольких направлениях:
- Медицинские процедуры нацелены на борьбу с первопричиной. Из лекарственных препаратов применяются ноотропные средства. Они улучшают кровоснабжение мозга, доставку кислорода, активизируют биохимические процессы.
Заметный результат дает иглоукалывание и точечный массаж. В комплексе назначаются успокаивающие ванны, ароматерапия. Для улучшения общей моторики – лечебная гимнастика.
- Профессиональная коррекция подразумевает занятия с логопедом. С помощью артикуляционной гимнастики прорабатывается правильное произношение звуков, слогов, простых и сложных слов. Ребенок учится общаться выразительно, уместно ставить интонацию, пополняется словарный запас. Параллельно идет развитие мелкой моторики.
Положительный эффект дают как индивидуальные, так и групповые тренировки. В первом случае ребенок сосредоточен на правильности выполнения задания, отведенное время полностью используется на упражнения. При занятиях в группе основной фактор – общение и социализация, проведение совместной деятельности.
- Домашние тренировки направлены на закрепление полученных навыков. Они складываются из комплекса артикуляционной зарядки, которую необходимо проводить несколько раз в день, общей гимнастики, специального массажа мимических мышц.
Детям с дизартрией полезно общение с домашними животными, занятия творчеством, водными видами спорта.
Профилактика
Поскольку этиология заболевания в 80% случаев связана с нарушением внутриутробного развития, особое значение обретает здоровье и благополучие будущей мамы. Важно:
- своевременно встать под наблюдение специалиста;
- отказаться от вредных пристрастий еще на этапе планирования беременности;
- избегать возможности заражения инфекциями любого характера.
Особое значение необходимо уделить патронажу детей с родовыми травмами и перенесенными нейроинфекциями. Чем раньше выявятся признаки дизартрии и своевременно окажется помощь, тем успешнее будет лечение.
Полное восстановление артикуляционной функции происходит при легкой степени поражения, нормализация речи и контролируемая моторика – при средней.
Псевдобульбарная дизартрия требует терпения родителей, желания самого ребенка и профессионализма ведущего лечение специалиста. Но заболевание не считается неизлечимым. Лишь тяжелая форма патологии не разрешает человеку жить полноценной жизнью.
В остальных случаях при систематических тренировках, возможно, добиться впечатляющих результатов.