История, признаки и симптомы дисграфии

Начав обучение в школе, многие дети испытывают затруднения с правописанием. Но если одни школьники не справляются с письмом из-за проблем с орфографией и пунктуацией, то другие допускают ошибки из-за расстройства, получившего название дисграфия.

Это патология письма, нуждающаяся в обязательной корректировке, иначе проблемы с письмом потянут за собой неуспеваемость по остальным предметам и как следствие нежелание учиться вовсе. Что это за заболевание, каковы его причины и как можно с ним бороться рассмотрим ниже.

История дисграфии

Одним из основоположников изучения патологий речи был немецкий врач А. Куссмауль, который в 1877 году впервые указал на нарушение письма как на отдельную патологию.

Позже появились другие работы с описаниями нарушений устной и письменной речи, считалось, что данная патология свойственна детям с умственной отсталостью.

Но в конце ХIХ века английский врач Ф.Морган представил результат научной работы, в которой был описан четырнадцатилетний мальчик с симптомами дисграфии, но при этом с высокой успеваемостью в школе.

Морган доказал, что дисграфия может встречаться у детей с сохранным интеллектом. Позже другими врачами были описаны похожие случаи.

Таким образом мнения о причинах дисграфии разделились: одни считали, что она сопутствует умственной отсталости, другие говорили о самостоятельном заболевании, с умственной отсталостью никак не связанным.

Сторонники второй теории называли разные причины возникновения заболевания. Основным считалось неправильное воспроизведение зрительных образов.

Интересную теорию выдвинул невролог К. Монаков. Он предположил связь дисграфии с речевыми расстройствами.

Отечественный ученый Р.А. Ткачев первостепенную роль отводил нарушениям ассоциаций у детей между зрительными и слуховыми образами, а также отмечал в качестве возможных причин нарушения памяти и наследственность.

Невропатолог С.С. Мнухин в результате своих исследований пришел к выводу, что часто неспособность к правильному письму сопровождается неспособностью заучить стихотворение наизусть, перечислить дни недели или месяцы по порядку. Таким образом дисграфия является нарушением структурообразования.

М.Е. Хватцев связывал проблемы в письменной речи с проблемами произношения и звукообразования в устной речи.

В конце 30-х годов прошлого века дисграфию начинает изучать все большее количество ученых и врачей, исследования в этой области ведутся и в современной медицине.

Причины дисграфии

Несмотря на многочисленные исследования, однозначная природа заболевания не выяснена до сих пор. Но, основываясь на уже имеющихся данных, можно выделить следующие причины:

  • органические;
  • психологические;
  • социальные.

К органическим причинам относятся наследственность, инфекционные заболевания женщины во время беременности, тяжелый токсикоз, родовые травмы, гипоксия, травмы головы.

Часто дисграфия наблюдается у детей с общим недоразвитием речи, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, задержкой психического и речевого развития, а также у детей со значительными нарушениями зрения и слуха.

К психологическим причинам относятся педагогическая запущенность, недостаточное общение с ребенком в семье, неправильная речь окружающих, билингвальные семьи.

К социальным причинам можно отнести слишком ранний возраст для обучения чтению и письму, завышенные требования к ребенку, неправильные методы обучения.

У взрослых причиной развития дисграфии может послужить травма головы, неудачно проведенная операция, опухоль головного мозга, инсульт.

Симптомы и проявления дисграфии

Дисграфия проявляется в виде ошибок при письме. Но это не те ошибки, которые мы привыкли называть орфографическими и пунктуационными.

При патологии письма ребенок может менять местами буквы и слоги, путать свистящие и шипящие звуки, не согласовывать слова по роду, числу, падежу, писать так же, как и слышит, пропускать буквы или добавлять лишние. Все это сопровождается плохим почерком и медленным письмом.

При этом надо помнить, что диагноз «дисграфия» раньше 8 — 9 лет не ставится, так как школьник до этого возраста еще не в полной мере овладел навыком письма и рано поставленный диагноз может не подтвердиться.

Причины и проявления дисграфии у младших школьников

Дисграфия – это расстройство письменных процессов, которое связано с плохим развитием некоторых функций психики, которые необходимы для полноценного контроля и синтеза письменной речи. Дисграфия выражается в том, что у ребенка заметны ошибки во время письма, которые всегда повторяются и не пропадают сами по себе без целенаправленной работы.

Приобретение навыков письма происходит в связи со степенью развития всех аспектов устной речи.

Поэтому во время развития дисграфии на этот процесс влияют те же причины, которые приводят к алалии, дислалии, афазии, дизартрии и к задержке развития речи.

Органические причины. Сюда включаются поражения мозга или его недоразвитие на всех стадиях роста. Например, у беременной женщины могут наблюдаться патологии, во время родов могут быть нанесены травмы, может проявляться асфикция, влиять энцефалиты и менингиты, разного рода инфекции и сложные соматические заболевания, которые истощают нервную систему.

Социально-психологические. Например, использование двух языков папой и мамой, плохо развитая речь у родственников, редкое общение, отсутствие внимания к речи ребенка у родных взрослых, слишком раннее обучение детей грамоте, когда те еще психологически к этому не готовы.

Несмотря на глубокое изучение этой темы, дисграфия еще не до конца изучена. Но все же у исследователей уже есть определенные данные. К примеру, ученые считают, что подобное речевое расстройство может быть вызвано следующими факторами.

Биологические факторы. Здесь подразумевается наследственность, поражения, возникшие во время беременности и родов, пережитые соматические заболевания и инфекции, которые поразили деятельность нервной системы.

Социально-психологические факторы. Это так называемый синдром госптиализма, когда ребенок долгое время пребывал в стационарах без семьи и не дома. Это запущенность в плане педагогического воспитания, низкая степень речевых контактов, воспитание в семье, говорящей на разных языках.

Социально-средовые. Сюда включаются слишком высокие ожидания к развитию речи школьника, раннее начало занятий письмом, плохо подобранные методы и слишком быстрые темпы учебного процесса.

Как известно, люди начинают изучать навыки письма, когда у них адекватно развиты все составляющие их устной речи: произношение звуков, лексика и грамматика, фонетика и связность речи. Если же при развитии головного мозга также возникали проблемы, то дисграфия разовьется с большой степенью вероятности.

Дисграфия иногда появляется у детей, страдающих разными слуховыми нарушениями, а также дефектами зрения. У взрослых к формированию недостатка могут подтолкнуть травмы мозга, инсульты, опухоли в мозге и нейрохирургические операции. Все эти факторы приводят к развитию дисграфии, которая может быть выражена в разных формах.

Подобно разным нарушениям речи, дисграфия имеет комплекс своих симптомов. Эти ошибки люди совершают совсем не потому, что не знают нормы языка и правила.

Во многих случаях ошибки могут возникать во время смещения и замены похожих и сложных букв и звуков. Также можно наблюдать то, как ребенок слитно пишет многие слова, во фразах не согласованы слова и словоформы. При этом скорость письма очень низкая, а почерк сложно читать.

Чаще всего при дисграфии встречаются следующие виды ошибок:

  • Похожие графически друг на друга рукописные буквы смешиваются или заменяются, также наблюдаются проблемы у фонетически схожих звуков во время письма;
  • Искажается структура слогов внутри слова (слоги пропускаются, переставляются, к ним добавляются ненужные буквы или другие слоги);
  • Нарушаются правила слитного или раздельного словесного написания;
  • В письме наблюдаются аграмматизмы (ребенок неправильно использует словоиозменения и не может согласовывать слова внутри предложения).

Более того, если у ребенка появляется дисграфия, он может писать медленно, очень сложно читать то, что он  написал. Колеблется наклон и высота букв, текст как бы соскальзывает со строки, строчные и прописные буквы меняются местами.

Невозможно судить о дисграфии раньше 8 лет. Ведь до этого возраста у детей и не должно получаться хорошо писать.

Дисграфия может быть артикуляторно-акустического типа. Недостатки на письме приводят к неправильному звукопроизношению. Буквы в словах могут пропускаться и заменяться, в устной речи могут повторяться определенные звуковые ошибки.

Дисграфия артикуляторно-акустического плана наблюдается при развитии ринолалии, полиморфной дислалии или если у детей развита дизартрия.

Акустическая дисграфия не подразумевает нарушения звукопроизношения. Но вот фонематическое восприятие оказывается развито плохо. Ошибки проявляются в том, что ребенок заменяет буквы на те, что имеют фонетически сходное звучание. Например, свистящую букву он может заменить на шипящую. А глухую на звонку.

Дисграфия, возникающая при нарушениях анализа языка и его синтеза, проявляется в том, что ребенок не способен делить слова на слоги, а предложения не может делить на слова.

Дети пропускать слоги и буквы, а также менять их местами. В словах попадаются лишние буквы. Иногда пропускаются окончания. Предлоги иногда пишутся слитно а приставки отделяются от слова. На почве нарушений анализа языка дисграфия обычно проявляются чаще всего.

Аграмматическая дисграфия проявляется в том, что ребенок допускает множество аграмматизмов: он неправильно изменяет падежные формы слов, не умеет менять слова по числам и родам, плохо согласовывает слова внутри предложений, допускает нарушения предложных конструкций.

Обычно этот тип дисграфии приводит к ОНР, проявляющемуся в дизартрии и алалии.

Оптическая дисграфия на письме заставляет ребенка смешивать и заменять буквы, которые схожи графически. Если ребенок не узнает и не может воспроизводить изолированные буквы, это говорит о том, что у него развита литеральная оптическая дисграфия. Если же ребенок неправильно пишет буквы, это свидетельствует о вербальной оптической дисграфии.

Наиболее часто в таком случае встречаются ошибки типа недописывания или использования лишних элементов буквы, некоторые буквы пишутся зеркально.

При этом заметно, что у ребенка проявляется симптоматика внеречевого типа: пониженная работоспособность, нарушения неврологии, ребенок часто отвлекается, проявляет гиперактивность, его память становится хуже и т.п.

Сложности в изучении письма у школьников, страдающих общими речевыми нарушениями связаны с тем, что определенные процессы, необходимые для успешности в этой области, нарушены. Плохо сформированный фонематический анализ делает более сложным процесс деления слов на отдельные части и не дает правильно распознать каждый звук.

Из-за того, что в произношении у ребенка недостатки, ему сложно правильно проанализировать звуковой анализ. Тем более сложно осуществлять и синтез. Из-за того, что моторная сфера нарушена, ошибки допускаются и в том, как ребенок пишет буквы, как он ориентируется на бумажном листке.

Если у младшего школьника наблюдается дисграфия, он с трудом учится писать правильно. Во время диктантов и упражнений он допускает большое количество ошибок. Он не может использовать заглавные буквы, не владеет знаками препинания, у него плохой почерк. Эти дети и при достижении среднего и даже старшего школьного возраста пользуются только короткими фразами и допускают много грубых ошибок.

Психологически им непросто выдержать нагрузку, поэтому часто они даже отказываются посещать уроки письма или не соглашаются выполнять задания. Это приводит к развитию чувства своей ущербности, вызывает депрессию, ребенок пребывает в коллективной изоляции. Дисграфия приводит к тому, что детям сложно ориентировать буквы на пространстве листа. Они начинают путать буквы, имеющие похожее начертание.

Они не способны заметить разницы между буквами Щ и Ш. Пишут они медленно и нервничают.

Дети также демонстрируют низкое развитие многих функций психологии: плохо сформированы способности к зрительному синтезу и анализу, ориентирование в пространстве, звуковая дифференциация, анализ слогов и синтез слов.

Особенно эти проблемы сложны, когда дети страдают ОНР. В этом случае у них нарушен фонематический слух, не сформированы грамматическая и лексическая стороны речи, ребенок плохо запоминает на слух, с трудом обобщает и анализирует информацию.

Виды и формы дисграфии

Принято выделять пять форм дисграфии: акустическая, оптическая, аграмматическая, артикулярно-акустическая, дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза. Рассмотрим каждую из них подробно.

Акустическая дисграфия

Обусловлена нарушениями фонематического слуха, иными словами ребенок не способен правильно различать речевые звуки. На письме акустическая дисграфия проявляется заменой фонетически близких букв: с-ш, р-л, глухие-звонкие, твердые-мягкие.

Оптическая дисграфия

Здесь буквы путаются и заменяются на внешне похожие, например, в-д. Часто буквы не дописываются или, наоборот, добавляется лишний элемент, например, ш-и, ц-щ, л-м.

Для левшей с данной патологией характерно «зеркальное» письмо, когда буквы пишутся в зеркальном отражении, например, R вместо Я.

Аграмматическая дисграфия

Является следствием аграмматизма речи, то есть человек испытывает затруднения с построением и восприятием предложений.

Проявляется в виде несогласованности членов предложения, неправильным словообразованием, пропуском слов, несогласованностью предложений в тексте.

Артикулярно-акустическая дисграфия

Ребенок, имеющий проблемы с произношением звуков, пишет так, как слышит. Этот вид дисграфии может проявляться заменой, перестановкой, пропуском букв (рука — лука, сок – шок, жара – зара).

Проблемы с письмом могут сохраниться при устранении неправильного звукопроизношения.

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Формируется из-за неспособности ребенка анализировать состав предложения по словам, а слова по слогам и звукам.

На уровне предложения это проявляется слитным или раздельным написанием слов (Вес ной наулици тепло – Весной на улице тепло)  или даже записи целого предложения без пробелов, в одно длинное «слово».

На уровне слов распространены пропуски гласных и согласных, перестановка букв, слогов, добавление лишних букв.

Способы диагностики дисграфии

Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога.

Логопед общается с ребенком, просит написать текст под диктовку, переписать из учебника, описать картинку, почитать.

Существуют специальные задания для выявления разных видов дисграфии.

Например, записать предложения, согласовав слова по роду, числу, падежу, вставить предлоги. Затруднения в выполнении этого задания указывают на аграмматическую дисграфию.

Ребенку могут предложить составить слова из переставленных местами букв или слогов, попросить указать количество слогов в слове или слов в предложении. Это тест на дисграфию на почве недоразвития языкового анализа и синтеза.

Ребенок с артикулярно-акустической дисграфией не выговаривает некоторые звуки, поэтому при письме будет путать похожие по звучанию буквы.

Для выявления этого предлагают вставить пропущенные буквы в предложения типа: «_ерый кот _уршит в углу» или «_агадай _елание».

Акустическую дисграфию можно выявить, попросив записать текст под диктовку. Для такой патологии характерна правильная устная речь, но при письме дети путают буквы, заменяя их на похожие по звучанию.

Предложения будут построены по тому же принципу, что и для выявления артикулярно-акустической дисграфии.

Школьнику могут предложить взглянуть на ряды букв и слогов, например, «(щ) щ и ш и и ц ш» или «(уц) уц ущ оц щи» и попросить найти буквы и слоги, указанные в скобках.

Или попросить вставить в слова пропущенные буквы, похожие по написанию («кро_ка – карт_на»). Здесь ошибки указывают на оптическую дисграфию.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Для профилактики дисграфии рекомендуется с раннего возраста развивать крупную и мелкую моторику рук, заниматься пальчиковой гимнастикой, рисованием, шнуровками,  читать ребенку вслух, заучивать наизусть стишки и песенки, пройти подготовку к школе в 5-6 лет.

Важно помнить, что начинать обучение чтению и письму нужно только после устранения нарушений звукопроизношения у ребенка.

Если диагноз уже поставлен, необходима коррекция. Для этого проводятся занятия, целью которых является:

  • научить ребенка различать схожие по звучанию звуки, гласные и согласные;
  • обрести навык грамотного построения предложения;
  • развить фонематический слух;
  • научиться определять количество звуков, букв, слогов в словах.

Занятия проводятся как под руководством логопеда-дефектолога, так и дома с родителями.

  1. Пишу – говорю. Ребенок проговаривает вслух все, что записывает. Важно четко проговорить все буквы: безударные гласные, глухие согласные.

Например, записывая предложение «Дает корова молоко», ребенок проговаривает вслух ровно то, что пишет: «Дает кОрОва мОлОко», а не «Дает карова малако», как мы бы сказали в обычной устной речи. Или «бОлит зуБ», а не «балит зуп».

  1. Найди букву. Предлагается найти в тексте заданные буквы. Например, найти букву «а» и зачеркнуть ее.

Когда ребенок освоится, можно усложнить задание и попросить найти две похожих по написанию буквы, например, «ж» и «х». Важно, чтобы текст был непонятен или неинтересен ребенку, чтобы он не читал, а именно искал буквы.

  1. Лабиринт. Знакомые всем картинки, где нужно провести человечка к выходу по запутанной траектории. Можно водить пальцем, а можно рисовать линию карандашом. Главное, не отрывать руку от листа.
  1. Пропущенные буквы. Для этого упражнения нужно перепечатать какой-нибудь текст на листочек, пропуская буквы.

Задача ребенка, читая текст в книге, вставить пропущенные буквы в тексте на листочке. Здесь, в отличие от упражнения «Найди букву», важно, чтобы текст был интересным.

  1. Новые слова. Нужно придумать новое слово путем добавления буквы к уже написанному, например, «порт – спорт», «рис – риск». Можно менять по одному звуку, получая цепочки слов: кот — ком – дом – дым.
  1. Города. Всем известная игра, когда следующий город начинается с последней буквы предыдущего.

Для ученика начальных классов эту игру нужно упростить и попросить записать цепочку произвольных слов по аналогии с игрой «Города»: дом – мама – арбуз – зуб – бок.

  1. Скороговорки. Развивают память и фонематический слух, улучшают артикуляцию.
  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Помогают развитию речевого аппарата и голоса.

Все эти упражнения можно использовать не только для коррекции, но и для профилактики дисграфии.

Во время занятий ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если что-то не получается. После двоек в школе и психологического давления дома есть шанс отбить желание учиться навсегда.

Наоборот, нужно хвалить за самые маленькие успехи. Спокойная, доброжелательная обстановка не менее важна, чем сами упражнения.

Если ребенку поставили диагноз «дисграфия», не отчаивайтесь. Она прекрасно поддается коррекции при условии регулярных занятий.

Главное, вовремя диагностировать патологию, обратиться за помощью к специалистам, не забывать про домашние занятия, и Вы обязательно увидите результат.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий