История, признаки и симптомы дисграфии

Начав обучение в школе, многие дети испытывают затруднения с правописанием. Но если одни школьники не справляются с письмом из-за проблем с орфографией и пунктуацией, то другие допускают ошибки из-за расстройства, получившего название дисграфия.

Это патология письма, нуждающаяся в обязательной корректировке, иначе проблемы с письмом потянут за собой неуспеваемость по остальным предметам и как следствие нежелание учиться вовсе. Что это за заболевание, каковы его причины и как можно с ним бороться рассмотрим ниже.

История дисграфии

Одним из основоположников изучения патологий речи был немецкий врач А. Куссмауль, который в 1877 году впервые указал на нарушение письма как на отдельную патологию.

Позже появились другие работы с описаниями нарушений устной и письменной речи, считалось, что данная патология свойственна детям с умственной отсталостью.

Но в конце ХIХ века английский врач Ф.Морган представил результат научной работы, в которой был описан четырнадцатилетний мальчик с симптомами дисграфии, но при этом с высокой успеваемостью в школе.

Морган доказал, что дисграфия может встречаться у детей с сохранным интеллектом. Позже другими врачами были описаны похожие случаи.

Таким образом мнения о причинах дисграфии разделились: одни считали, что она сопутствует умственной отсталости, другие говорили о самостоятельном заболевании, с умственной отсталостью никак не связанным.

Сторонники второй теории называли разные причины возникновения заболевания. Основным считалось неправильное воспроизведение зрительных образов.

Интересную теорию выдвинул невролог К. Монаков. Он предположил связь дисграфии с речевыми расстройствами.

Отечественный ученый Р.А. Ткачев первостепенную роль отводил нарушениям ассоциаций у детей между зрительными и слуховыми образами, а также отмечал в качестве возможных причин нарушения памяти и наследственность.

Невропатолог С.С. Мнухин в результате своих исследований пришел к выводу, что часто неспособность к правильному письму сопровождается неспособностью заучить стихотворение наизусть, перечислить дни недели или месяцы по порядку. Таким образом дисграфия является нарушением структурообразования.

М.Е. Хватцев связывал проблемы в письменной речи с проблемами произношения и звукообразования в устной речи.

В конце 30-х годов прошлого века дисграфию начинает изучать все большее количество ученых и врачей, исследования в этой области ведутся и в современной медицине.

Причины дисграфии

Несмотря на многочисленные исследования, однозначная природа заболевания не выяснена до сих пор. Но, основываясь на уже имеющихся данных, можно выделить следующие причины:

  • органические;
  • психологические;
  • социальные.

К органическим причинам относятся наследственность, инфекционные заболевания женщины во время беременности, тяжелый токсикоз, родовые травмы, гипоксия, травмы головы.

Часто дисграфия наблюдается у детей с общим недоразвитием речи, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, задержкой психического и речевого развития, а также у детей со значительными нарушениями зрения и слуха.

К психологическим причинам относятся педагогическая запущенность, недостаточное общение с ребенком в семье, неправильная речь окружающих, билингвальные семьи.

К социальным причинам можно отнести слишком ранний возраст для обучения чтению и письму, завышенные требования к ребенку, неправильные методы обучения.

У взрослых причиной развития дисграфии может послужить травма головы, неудачно проведенная операция, опухоль головного мозга, инсульт.

Симптомы и проявления дисграфии

Дисграфия проявляется в виде ошибок при письме. Но это не те ошибки, которые мы привыкли называть орфографическими и пунктуационными.

При патологии письма ребенок может менять местами буквы и слоги, путать свистящие и шипящие звуки, не согласовывать слова по роду, числу, падежу, писать так же, как и слышит, пропускать буквы или добавлять лишние. Все это сопровождается плохим почерком и медленным письмом.

При этом надо помнить, что диагноз «дисграфия» раньше 8 — 9 лет не ставится, так как школьник до этого возраста еще не в полной мере овладел навыком письма и рано поставленный диагноз может не подтвердиться.

Виды и формы дисграфии

Принято выделять пять форм дисграфии: акустическая, оптическая, аграмматическая, артикулярно-акустическая, дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза. Рассмотрим каждую из них подробно.

Акустическая дисграфия

Обусловлена нарушениями фонематического слуха, иными словами ребенок не способен правильно различать речевые звуки. На письме акустическая дисграфия проявляется заменой фонетически близких букв: с-ш, р-л, глухие-звонкие, твердые-мягкие.

Оптическая дисграфия

Здесь буквы путаются и заменяются на внешне похожие, например, в-д. Часто буквы не дописываются или, наоборот, добавляется лишний элемент, например, ш-и, ц-щ, л-м.

Для левшей с данной патологией характерно «зеркальное» письмо, когда буквы пишутся в зеркальном отражении, например, R вместо Я.

Аграмматическая дисграфия

Является следствием аграмматизма речи, то есть человек испытывает затруднения с построением и восприятием предложений.

Проявляется в виде несогласованности членов предложения, неправильным словообразованием, пропуском слов, несогласованностью предложений в тексте.

Артикулярно-акустическая дисграфия

Ребенок, имеющий проблемы с произношением звуков, пишет так, как слышит. Этот вид дисграфии может проявляться заменой, перестановкой, пропуском букв (рука — лука, сок – шок, жара – зара).

Проблемы с письмом могут сохраниться при устранении неправильного звукопроизношения.

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Формируется из-за неспособности ребенка анализировать состав предложения по словам, а слова по слогам и звукам.

На уровне предложения это проявляется слитным или раздельным написанием слов (Вес ной наулици тепло – Весной на улице тепло)  или даже записи целого предложения без пробелов, в одно длинное «слово».

На уровне слов распространены пропуски гласных и согласных, перестановка букв, слогов, добавление лишних букв.

Способы диагностики дисграфии

Диагностика проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога.

Логопед общается с ребенком, просит написать текст под диктовку, переписать из учебника, описать картинку, почитать.

Существуют специальные задания для выявления разных видов дисграфии.

Например, записать предложения, согласовав слова по роду, числу, падежу, вставить предлоги. Затруднения в выполнении этого задания указывают на аграмматическую дисграфию.

Ребенку могут предложить составить слова из переставленных местами букв или слогов, попросить указать количество слогов в слове или слов в предложении. Это тест на дисграфию на почве недоразвития языкового анализа и синтеза.

Ребенок с артикулярно-акустической дисграфией не выговаривает некоторые звуки, поэтому при письме будет путать похожие по звучанию буквы.

Для выявления этого предлагают вставить пропущенные буквы в предложения типа: «_ерый кот _уршит в углу» или «_агадай _елание».

Акустическую дисграфию можно выявить, попросив записать текст под диктовку. Для такой патологии характерна правильная устная речь, но при письме дети путают буквы, заменяя их на похожие по звучанию.

Предложения будут построены по тому же принципу, что и для выявления артикулярно-акустической дисграфии.

Школьнику могут предложить взглянуть на ряды букв и слогов, например, «(щ) щ и ш и и ц ш» или «(уц) уц ущ оц щи» и попросить найти буквы и слоги, указанные в скобках.

Или попросить вставить в слова пропущенные буквы, похожие по написанию («кро_ка – карт_на»). Здесь ошибки указывают на оптическую дисграфию.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Для профилактики дисграфии рекомендуется с раннего возраста развивать крупную и мелкую моторику рук, заниматься пальчиковой гимнастикой, рисованием, шнуровками,  читать ребенку вслух, заучивать наизусть стишки и песенки, пройти подготовку к школе в 5-6 лет.

Важно помнить, что начинать обучение чтению и письму нужно только после устранения нарушений звукопроизношения у ребенка.

Если диагноз уже поставлен, необходима коррекция. Для этого проводятся занятия, целью которых является:

  • научить ребенка различать схожие по звучанию звуки, гласные и согласные;
  • обрести навык грамотного построения предложения;
  • развить фонематический слух;
  • научиться определять количество звуков, букв, слогов в словах.

Занятия проводятся как под руководством логопеда-дефектолога, так и дома с родителями.

  1. Пишу – говорю. Ребенок проговаривает вслух все, что записывает. Важно четко проговорить все буквы: безударные гласные, глухие согласные.

Например, записывая предложение «Дает корова молоко», ребенок проговаривает вслух ровно то, что пишет: «Дает кОрОва мОлОко», а не «Дает карова малако», как мы бы сказали в обычной устной речи. Или «бОлит зуБ», а не «балит зуп».

  1. Найди букву. Предлагается найти в тексте заданные буквы. Например, найти букву «а» и зачеркнуть ее.

Когда ребенок освоится, можно усложнить задание и попросить найти две похожих по написанию буквы, например, «ж» и «х». Важно, чтобы текст был непонятен или неинтересен ребенку, чтобы он не читал, а именно искал буквы.

  1. Лабиринт. Знакомые всем картинки, где нужно провести человечка к выходу по запутанной траектории. Можно водить пальцем, а можно рисовать линию карандашом. Главное, не отрывать руку от листа.
  1. Пропущенные буквы. Для этого упражнения нужно перепечатать какой-нибудь текст на листочек, пропуская буквы.

Задача ребенка, читая текст в книге, вставить пропущенные буквы в тексте на листочке. Здесь, в отличие от упражнения «Найди букву», важно, чтобы текст был интересным.

  1. Новые слова. Нужно придумать новое слово путем добавления буквы к уже написанному, например, «порт – спорт», «рис – риск». Можно менять по одному звуку, получая цепочки слов: кот — ком – дом – дым.
  1. Города. Всем известная игра, когда следующий город начинается с последней буквы предыдущего.

Для ученика начальных классов эту игру нужно упростить и попросить записать цепочку произвольных слов по аналогии с игрой «Города»: дом – мама – арбуз – зуб – бок.

  1. Скороговорки. Развивают память и фонематический слух, улучшают артикуляцию.
  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Помогают развитию речевого аппарата и голоса.

Все эти упражнения можно использовать не только для коррекции, но и для профилактики дисграфии.

Во время занятий ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если что-то не получается. После двоек в школе и психологического давления дома есть шанс отбить желание учиться навсегда.

Наоборот, нужно хвалить за самые маленькие успехи. Спокойная, доброжелательная обстановка не менее важна, чем сами упражнения.

Если ребенку поставили диагноз «дисграфия», не отчаивайтесь. Она прекрасно поддается коррекции при условии регулярных занятий.

Главное, вовремя диагностировать патологию, обратиться за помощью к специалистам, не забывать про домашние занятия, и Вы обязательно увидите результат.

 

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о