Гимнастика для артикуляции — губы, щеки, мышцы

Содержание
  1. Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
  2. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
  3. Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
  4. Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет
  5. Методические указания к проведению гимнастики
  6. Гимнастика губ и щек
  7. Упражнения для языка
  8. Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц
  9. Гимнастика мимико-артикуляторных мышц
  10. Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти
  11. Гимнастика мышц зева и глотки
  12. Упражнения для активизации мышц мягкого нёба
  13. Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков с, сь, 3, Зь, ц
  14. Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ
  15. Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков л, л’
  16. Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков р, р’

С ранних лет кроха ежеминутно проделывает массу мимических движений язычком, губками, нижней челюстью. Упражнения на артикуляцию помогают ему осваивать родную речь. Важно разнообразить словарный запас крохи, пробудить у него желание охотно заниматься артикуляционной гимнастикой.

Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе

Цель упражнений по артикуляции – научить ребёнка правильно пользоваться своим артикуляционным аппаратом. Здесь важна помощь специалиста – логопеда.

Для того, чтобы речь малыша была связной и понятной для окружающих его людей необходимо тренировать органы речи. При этом важно учитывать, что артикуляция зависит от работы многих мышц. Для правильного произнесения звуков необходимо задействовать жевательные, а также глотательные и мимические мышцы. В том числе следует научить ребёнка правильному дыханию.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

С младшими дошкольниками можно проводить упражнения в виде игры, цель которых – это знакомство с органами речи, их функциями. Так, педагог объясняет непоседе, что его губки любят улыбаться и умеют вытягиваться трубочкой. При этом нижняя челюсть открывает и закрывает ротик, а маленький язычок двигается вверх и вниз. Он умеет вращаться по кругу, убегать влево и вправо.

Вот какую артикуляционную гимнастику можно выполнять с детьми 3-4-х лет.

  1. Улыбка – трубочка.

Малыш растягивает губы в широкой улыбке и при этом показывает сомкнутые зубы.

Тянем губки к нашим ушкам
Удивляются лягушки!
Посмотри! Они смеются!
И глаза у них, как блюдца.

  1. Откроем и закроем дверцу

В этом упражнении нужно чередовать движения губ. Сначала при сомкнутых зубах губы растягиваются в широкой улыбке («дверца закрыта»). Потом зубки размыкаются, и дитя продолжает широко улыбаться («дверца открыта»). Нижняя челюсть при этом остаётся полностью неподвижной.

Открываем – закрываем!

С нашей дверцей мы играем.

  1. Часики

Резцы при улыбке обнажаются, а «весёлый» язычок высовывается и поворачивается к правому углу рта. Затем движение меняется на противоположное. Язык двигается к левому углу рта при статичной нижней челюсти.

Язычок наш потянулся,
Вправо-влево повернулся.
Словно часики: тик-так.
Улыбнулись мы – вот так!

  1. Лопаточка и иголочка

Сначала ребёнок по просьбе педагога кладёт широкий расслабленный язык на нижнюю губку и при этом растягивает губы в улыбке («лопатка»). После этого малыш просовывает между зубками и делает его тоненьким («иголочка»).

Лопатка

Язычок наш отдыхает,
Потихоньку засыпает.
Вот проснулся язычок,
Вылез тонкий и – молчок!

  1. Качели

В широкой улыбке толстый кончик языка сначала поднимается к бугоркам за верхние зубы, а потом опускается за нижние резцы. Он словно «качается на качелях», вверх – вниз.

На качелях я лечу и спускаться не хочу!
Вниз и вверх я поднимаюсь,
Прямо в небо упираюсь!
А когда я покатался
Вниз с качелей я спускался.

  1. Горка

Педагог предлагает крохе отодвинуть кончик язычка к подъязычной связке. При этом задняя часть его спинки выгибается вверх и становится «горкой».

Ну – ка спинка языка
В небо поднимись слегка!
Станет горкой наш язык,
С горки, прямо в снег и — прыг!

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

На этом этапе чадо с удовольствием и легко изменяет положение органов артикуляционного аппарата. Почемучек просят удерживать их положение от 5 до 10 секунд, чётко и плавно произносить звуки.

В работе можно использовать следующие упражнения.

1. Узнай звук

Логопед предупреждает малыша, что сейчас будет произносить определённый звук в словах, а ребёнок отмечает знакомый звук хлопком в ладошки.

2. Замени звук

Взрослый называет слово, а дошкольник должен заменить в этом слове один из звуков. Например, «пар – шар»; «пот – кот».

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Младший школьник по просьбе педагога уже умеет держать положение язык в определённом положении неподвижно, под счёт. Также он легко задействует мимические мышцы лица, учится правильно дышать.

Для тренировки речевого дыхания можно использовать следующие упражнения.

  1. Весёлая разминка

Вдыхаем носом, выдыхаем через рот: «старушка поднимается по крутой лестнице». Задерживаем дыхание: «играем в ныряльщиков за жемчугом».

  1. Футбол

Школьнику нужно «забить мяч в ворота» (бумажный шар, ворота из кубиков).

  1. Листопад

На ладошку ученика следует положить несколько бумажных листочков. Они различаются по форме и размеру. Сначала листья мягко и аккуратно опускаются на землю (дыхание длинное и спокойное). После этого «начинает дуть сильный ветер, листья падают быстро и беспорядочно» (выдох резкий и активный).

Методические указания к проведению гимнастики

Для того, чтобы артикуляционная гимнастика выполнялась методически правильно, необходимо придерживаться нижеследующих рекомендаций.

  1. В самом начале занятий не следует торопиться. Ребёнку рекомендуется смотреть на своё отражение в зеркале и понимать, где в данный момент находятся органы речи.
  2. Постепенно нужно увеличивать скорость выполнения задачи. Однако при этом сохраняется плавность и точность в произношении звуков.
  3. При занятии с малышом от 3 до 5 лет нужно контролировать, как он делает губами «трубочку», улыбается и играет с «весёлым» язычком и зубками. Младший школьник должен уметь чётко выполнять артикуляционную гимнастику, владеть речевым дыханием.

Гимнастика губ и щек

Желательно ежедневно проводить следующую гимнастику.

  1. Улыбаться и удерживать губы, так чтобы зубов не было видно.
  2. Имитировать губами трубочку.
  3. Заборчик. Сомкнуть зубки и при этом удерживать губы в широкой улыбке таким образом, чтобы они были видны.
  4. Почесывать и легко покусывать зубками поочерёдно свои губы.

Можно в работу включать упражнения для тренировки силы щек.

  1. Попеременно втянуть и надуть щеки;
  2. резко выбить ладошками воздух из надутых щек.

Упражнения для языка

В игре используется, как статика, так и динамика.

Лопаточка

Рот широко открыт. «Ленивец» лежит на нижней губке.

Маленькая чашечка

Дитя показывает педагогу где «спрятался» его хитрый язычок (его передние и боковые края подняты в форме чашки).

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц

Для примера можно пожевать жевательную конфетку. Обратить внимание крохи на тщательное пережёвывание, осторожное движение челюсти в разных направлениях.

Гимнастика мимико-артикуляторных мышц

Очень хорошо под руководством логопеда поднимать и опускать уголки рта, легонько сжимать челюсти. В это время взрослый советует крохе расслабить мышцы лица, закрыть глазки.

Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти

Ребёнка наверняка заинтересует игра в «маленьких птенчиков», или «страшных акул». Чадо начинает широко открывать и закрывать рот таким образом, чтобы уголки губ тянулись вверх. При этом «акулья пасть» опускается на два пальца вниз и двигается вправо – влево, возвращается на своё место. Движения следует производить осторожно.

Гимнастика мышц зева и глотки

Здесь важно обучить кроху позёвывать, покашливать. Причём можно это делать с высунутым наружу языком.

Упражнения для активизации мышц мягкого нёба

Можно вместе с чадом сладко позевывать, глотать слюнку, а также набрать в стаканчик тёплой воды и прополоскать горлышко.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков с, сь, 3, Зь, ц

Здесь важно обратить внимание ребёнка на кончик язычка, его боковые края, переднюю часть спинки. При произнесении свистящих кроха целенаправленно и сильно выдыхает с лёгким присвистом.

Для тренировки плавного выдоха и расслабления органов артикуляционного аппарата полезно поиграть в такие игры.

  1. Попробуй забить мяч в ворота

На столе располагаются два кубика – это ворота. Лёгкий ватный шарик лежит прямо перед ротиком непоседы. Он старается вытянуть вперёд губки трубочкой и загнать шарик в ворота.

  1. Наказать непослушный язык

Язычок широкий и расслабленный. Следует выдувать воздух через рот сильной и долгой струёй. Нижняя губа не должна подворачиваться при выполнении этого задания.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ

Важно научить почемучку делать во рту «чашечку» и тихо шипеть (голосовые складки разомкнуты). Если непоседа уже умеет произносить звуки ч и ш, то легко научится произношению ж и щ.

Артикуляционная гимнастика может состоять из приведённых ниже упражнений.

  1. Змейка шипит

Попросить ребёнка приподнять кончик язычка к верхним альвеолам и пошипеть, как «сердитая змейка».

  1. Чистим наши зубки

Малыш широко улыбается, приоткрывает свой ротик и языком водит из стороны в сторону. В этом действии он касается нижних и верхних резцов.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков л, л’

Для того, чтобы перейти к артикуляционной гимнастике со звуком л, нужно учесть, что в правильной позиции произнесения этого звука работают лишь кончик языка и его задняя часть.

Можно в дополнении к предыдущим поиграть в такие игры для большей подвижности язычка.

  1. Вкусное варенье

Малыш несколько раз облизывает верхнюю губку сверху вниз, как будто слизывает вкусное варенье.

  1. Пароход гудит

Звук «ы» произносится с приоткрытым ротиком («как будто гудит большой пароход»). Можно также при помощи шпателя придерживать кончик язычка в глубине ротовой полости, а спинку приподнимать к мягкому нёбу.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков р, р’

Маленький ученик может научиться говорить эти непростые звуки лишь в том случае, если подключит к работе все органы артикуляционного аппарата. С помощью специалиста – логопеда почемучка способен складывать язычок в форме чашечки, цокать «как лошадка», имитировать игру на барабане.

К вышеуказанным действиям можно добавить следующие движения.

  1. Маляр

Непоседа при улыбке гладит кончиком язычка мягкое нёбо. Поглаживания происходят ритмично, вперёд и назад.

  1. Кто дальше загонит мяч?

Ребёнок кладёт широкий язык на нижнюю губу. Затем на выдохе старается произнести ф и сдуть ватку. Струя выдыхаемого воздуха должна быть довольно сильной.

Заключение. Ежедневные и целенаправленные упражнения помогают крохе научиться чисто произносить трудные для него звуки. Правда, на первых порах ему достаточно тяжело согласовывать движения маленького язычка, гортани, губ. Однако ритмичная и грамотная речь может появиться у малыша только в результате совместной работы педагогов и родителей.

Другие статьи:

Звук В – постановка

Какие упражнения полезны ринолаликам?

Упражнения, развивающие дикцию

Коррекция дислалии – гимнастика, упражнения

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий