Диагностика речевой активности

Исследование речевой активности детей мы осуществили через метод наблюдения.

Чтобы достичь эту цель, мы поставили перед собой такие задачи:

  • найти методики диагностики, чтобы реализовать план экспериментальной работы;
  • создать группы для осуществления эксперимента;
  • провести работу в группах с применением фольклорных произведений;
  • сделать анализ результатов и обобщить их.

Мы организовали исследование речевой активности следующим образом. Эксперимент включал в себя три этапа.

  1. Констатирующий этап подразумевал выбор методики для диагностики. Также мы изучили, на каком уровне развития находится речь детей. Провели беседу с родителями и воспитателями, чтобы определить, какие уже фольклорные формы используются на данный момент.
  2. Формирующий этап был посвящен осуществлению работы по развитию познавательной и речевой активности. Были проведены занятия, во время которых мы старались приобщать детей к фольклору для развития их речевых способностей.
  3. Контрольный этап был посвящен повторному обследованию дошкольников из обеих групп, что позволило проанализировать эффективность проведенной работы.

Исследование речевой активности — методики

Чтобы определить степень сформированности речи детей раннего возраста, мы применяли систему методик, разработанную Н.В. Серебряковой при сотрудничестве с Г.А. Урунтаевой.

Эти методики дают возможность понять, в каком состоянии находится сенсомоторный уровень речи, насколько правильно дети пользуются грамматическим строем, хорошо ли они владеют словарем и навыками образования слов, а также понять, на насколько хорошо развита связная речь. Чтобы оценить эффективность выполнения этих заданий, мы использовали систему баллов.

Для проведения исследования было организовано соблюдения нескольких условий, включающих в себя определенной количество заданий.

  1. Сенсомоторный уровень исследовался путем анализа звукоподражаний, нужно было исследовать фонематические речевые аспекты, изучать развитие звуко-слоговой словесной структуры.
  2. Изучение грамматического речевого строя могло включить в себя исследование понимания падежных предложных систем, восприятие множественного и единственного чисел.
  3. Изучался лексический словарь и способности к словообразованию, что потребовало сделать анализ уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Изучение связности речи осуществлялось в форме составления детьми рассказов с применением сюжетных иллюстраций, на которые они опирались. Во время исследования мы задавали детям вопросы, которые должны были помочь нам увидеть, насколько дети понимают обращенную речь и видят ли ее вне контекста, могут ли они переходить от одних ситуаций к другим. Когда дети испытывают затруднения, мы им помогали, задавая дополнительные вопросы. Старались фиксировать, насколько часто ребенок употребляет в своей речи те или иные грамматические формы.

В результате исследования все дети могут набирать некоторое число баллов, что и помогает определить степень развития речи.

Исследование проводилось как внутри групп, так и индивидуально. Нужно было обязательно использовать игровые фрагменты и разные варианты дидактических материалов.

По структурным элементам системы языка можно было ввести обозначения речевого уровня развития.

Высокому уровню соответствовало количество набранных баллов от 24 до 30:

  • дети использовали развернутую речь, применяли в ней сложные или распространенные предложения, правильно оформляли их и работали со всеми частями речи;
  • они грамотно высказывались, не допускали ошибок, когда совмещали прилагательные с существительными по числу, падежу и роду;
  • грамотно работали с числительными совместно с существительными;
  • каждый звук произносился четко, слоговая структура не упрощалась и не сокращалась, не было замещений;
  • дети использовали выразительную интонацию, достаточно активны в общении, проявляли инструкции и интерес с первого раза.

Среднему уровню соответствовало количество набранных баллов от 16 до 24:

  • речь детей достаточно развернутая, в ней присутствуют определенные признаки грамматического, лексического и фонетического недоразвития; в речи используют в основном простые предложения, им сложно строить сложные или распространенные предложения; в речи используются все части речи, но больше всего применяются существительные и глаголы; глаголы употребляются в неточной форме, названия частей предметов заменяются обозначением целых предметов; практически не участвуют в словотворчестве;
  • грамотно строят фразы, не ошибаются при совмещении прилагательных или числительных с существительными, но при этом допускают ошибки в предлогах и ударениях, часто путают падежные окончания;
  • иногда заменяют звук, если он по-разному звучит в разных словах, звуковые группы заменяются на более простые в артикуляционном плане;
  • нарушается структура слогов и наполнение звуками;
  • нуждается в помощи со стороны взрослого, инициативу в общении не начинает, про принимает участие, нечасто использует невербальные приемы коммуникаций.

Низкому уровню соответствует количество баллов от 6 до 16:

  • речь детей простая и состоит из фраз, не превышающих трех слов; предложения в основном используются простые, высказываются дети на уровне восприятия действий и предметов;
  • можно заметить определенные морфологические и грамматические формы;
  • не владеют названиями цвета, формами, размерами, низкий запас слов, обозначающих признаки и действия, дети не участвуют в словотворчестве;
  • речь грамматически неверна, формирования фраз обычно заканчиваются неудачей, часто смешиваются падежные формы, существительнуе употребляются в основном в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве; нет согласований, пропускаются предлоги, заменяются сложные предлоги более простыми; ребенок допускает ошибки в роде и числе глаголов, не может изменять по числам существительные;
  • низкий уровень качества звукопроизношения, множество раз допускаются искажения звуков, звуки могут смешиваться и замещаться, неправильно произносятся звонкие или глухие звуки, мягкие или твердые; заметны диссоциации между тем, как произносятся изолированные звуки и как они используются в спонтанном высказывании;
  • грубо нарушается структура слогов, наполняемость слов звуками, слогов становится меньше, часто переставляются местами, заменяются одни слоги на другие, сокращаются звуки, если совмещаются гласные;
  • невозможно определить, какую позицию звук занимает в слове, ребенок не может выбирать изображения с заданными словами, не может выделять звуки в ряде других, не может анализировать звуковой состав и синтезировать его;
  • дети не активны, не проявляют инициативы в диалогах, у них нет интереса к выполнению заданий, страдает внимательность, речь невыразительна.

Также можно выделить уровень, который можно обозначить как «ниже низкого». Для него набирается от 0 до 6 баллов:

  • дети не используют фраз, часто применяют жесты и мимику;
  • речь воспринимается в зависимости от текущей ситуации, полностью не воспринимаются грамматические изменения слов;
  • лексический запас очень небольшой, словарь носит обиходный предметный характер, глаголы практически не используются, часто осуществляются лексические замены;
  • резко искажено звуковое оформления лепета; артикуляция носит неустойчивый характер, ребенок не способен распознавать звуки на слух;
  • структура слова очень нарушена, слова сокращаются до одно-двухсложных; ребенок не может воспринимать и воспроизводить слоговой состав слов;
  • зачаточное состояние фонематического развития, дети могут произносить лишь гласные звуки, плохо развит фонематический слух, ребенок не способен понять задания, связанные со звуковым анализом;
  • дети не могут реализовывать поставленные перед ними задачи, отказываются от работы с заданиями, не могут реализовывать задания или просто отказываются от их выполнения.

Критерии и показатели

Понимание речи

Дети должны уметь понимать короткие рассказы взрослых без демонстрации картинок, основываясь на детском опыте.

Материал: был подготовлен небольшой рассказ о событии, которое хорошо знакомо детям.

Для выявления развития речи мы рассадили полукругом детей. Я села напротив них и рассказал сначала первую часть сказки. Затем задавала им два вопроса. После чего продолжала сказку и задавала следующие вопросы.

«Жил был мальчик Витя. Однажды он решил погулять. Надел шапку, куртку, ботинки. Спустился вниз по лестнице, осторожно открыл дверь и вышел во двор» (первая часть).

Вопросы: «Кто решил прогуляться? Что надел Витя?». После того, как ребенок ответил, звучит вторая часть: «Во дворе гуляют ребята. Неожиданно выскочил пес и начал лаять на Витю – гав – гав! Витя испугался и заплакал. А дядя сказал: «Не плачь, Витенька, собака не кусает», — и пес убежал. Витя перестал плакать и пошел играть с ребятами».

Вопросы: «Чего испугался Витя? А что дядя ему сказал?».

Ребята должны ответить на вопросы. И если у них получилось, они получают высокий уровень. Если же они ответили только на два – получают средний. Если же не отвечают ни на один – получают низкий уровень.

Результаты этой диагностики заносятся в табличку.

Речевая активность

Общаясь со взрослыми, ребенок использует предложения, состоящие из трех слов, называет местоимения и прилагательные.

Метод определения уровня – естественная ситуация. Результаты диагностики вносятся в таблицу.

Определив результаты диагностики дошкольников, я ставлю перед собой задачу: найти новые способы решения проблемы формирования речи, познакомив детей с малыми фольклорными формами.

Я изучала свою тему с помощью подходящих источников, также был составлен план работы, основанный на программе воспитания М.А. Васильевой.

Разрабатывая план, я старалась учесть то, что для того, чтобы обеспечить нужный уровень развития речи, необходимо расширить круг явлений и предметов, создать развивающую речевую среду и использовать средства для наглядности.

Чтобы достичь позитивных результатов по формированию речи у дошкольников ранней группы и познакомить их с малыми фольклорными формами, я создавала в группе доброжелательную спокойную обстановку.

Таким образом, исследование речевой активности и завершение работы помогло убедиться, что вовлечение в работу по формированию речи малых фольклорных форм дает возможность повысить степень познавательной и речевой активности.

Уровни речевой активности дошкольников представлен в таблице 1.

Таблица 1 Уровень речевой активности дошкольников

Констатирующий этап — исследование речевой активности

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Экспериментальная группаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКонтрольная группа
3%2,5%34%36%63%61,5%

Результаты исследования речевой активности

В процессе исследования мы заметили, что уровень познавательной и речевой активности в обеих группах был примерно похож.

0% процентов детей в экспериментальной и 10% процентов в контрольной группах продемонстрировали высокий результат. Лишь 30 процентов первой и 20 процентов во второй показали средний уровень. Низким же уровне обладали 40 процентов в первой и 30 процентов во второй группах.

Мы увидели, что дети в целом предпочитают строить свою речь фразами, состоящими из двух-трех слов. Дошкольники работали с простыми конструкциями. И высказывались они лишь о том, что воспринимали в текущий момент, шла ли речь о действиях или о предметах.

Также нужно отметить ограниченность признаком и действий, которые они могли описать. У речи не был сформирован грамматический строй. Смешивались падежные формы, часто пропускались предлоги.

Произношение звуков было значительно хуже нормального. Дети часто искажали звуки, заменяли их на другие или смешивали. Все виды звуков по их классификациям произносились с нарушениями.

Также было заметно, что лексический словарь по признакам и действиям детей был ограничен. Слоговая структура слова часто оказывалась нарушенной. Дошкольники пропускали некоторые слоги. Они могли переставлять их местами наравне со звуками, сокращали звуки в местах, где стекаются гласные.

Дошкольники в целом не были активны и не проявляли инициативы во время общения. Им было не интересно выполнять задания, их речь теряла интонационную выразительность.

Ниже среднего – это был уровень, свойственный для 30 процентов дошкольников в экспериментальной и для 40 процентов в контрольной группах. Ребята полностью не были способны использовать фразовую речь. Они прибегали к мимике и жестам, употребляли отдельные лепетные слова.

Речь взрослого они были способны понимать лишь в конкретной ситуации. Они не понимали, что значат грамматические изменения слов, предлоги. Их лексический запас был значительно ниже нормы. Практически отсутствовали обиходный, предметный и глагольные словари. Часто звучали лексические замещения.

Лепетные слова были резко искажены по звучанию. Артикуляция была неустойчивой, на слух детям было сложно распознавать отдельные звуки.

Структура слогов внутри слова также была очень резко нарушена. Слова сокращались до одного-двух слогов. Дети имели сниженную способность воспринимать слоговую словесную структуру.

Они могли произносить лишь гласные звуки, а также те, которым свойственен ранний онтогенез. Их фонематический слух был нарушен не очень грубо, но звуковой анализ выполнять дети не были способны.

Они отказывались выполнять задания, не были способны на практике реализовывать поставленные перед ними задачи или полностью отказывались от их выполнения.

Получается, что в экспериментальной группе в целом дети отставали от контрольной по речевому развитию. Во время констатирующего этапа исследования стало понятно, что для дошкольников в экспериментальной группе нужно было разработать программу коррекционного типа, чтобы всесторонне формировать их речь.

Учитывая исследование речевой активности и его результаты, мы решили провести формирующий эксперимент, о котором расскажем в следующей статье.

Чтобы понять, насколько эффективна проведенная работа, был проведен контрольный эксперимент, основанных на тех же показателях и параметрах.

Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведение формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector