Очередной эксперимент по диагностике развития детей

В этот раз мы диагностировали развитие дошкольников поэтапно.

Этапы эксперимента

Эксперимент состоял из трех этапов.

  1. Констатирующий этап – диагностика уровня развития детей по ряду критериев.
  2. Формирующий этап – реализация условий проектирования развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста средствами современных игровых технологий в экспериментальной группе.
  3. Контрольный этап – повторная диагностика уровней развития дошкольников и анализ результатов исследования.

Перейдем к рассмотрению каждого из этапов. Начнем с констатирующего этапа и диагностики.

Цель диагностики: наблюдение и анализ достижений ребенка в свободном овладении навыками качественного усвоения материала, выявление детей с ярко выраженными способностями в математических знаниях.

Форма организации: игровая ситуация, обладающая определенным вопросом, которая проводится наедине с дошкольником.

Методы диагностики

Мы предложили несколько диагностических ситуаций.

Диагностическая ситуация №1

Цель: определение практических навыков ребенка в возрасте от 5 лет в счете и задачах поиска.

Три домика, стоявшие в ряд, обладают своим числовым номером – 4, 7, 5. Они обозначают количество бронзовых монет. Забрать эти монетки может тот, кто дойдет до домика и откроет дверь. Чтобы пройти задание, нужно внимательно посмотреть на следы рядом с домиками. По ним нужно пройтись так, чтоб общее число следов составляло значение, подходящее их домику.

Педагог: задает вопросы о домике, нужном количестве следов; интересуется, не хочет ли ребенок открыть дверь другого дома.

Диагностическая ситуация №2

Цель: отслеживание стремления детей к соблюдению правил, исправлению ошибок, рассуждению и мысленному обоснованию своей точки зрения.

В этой ситуации ребенку и педагогу не требуется выполнять практических действий. Дошкольник внимательно наблюдает за ходом соперника, а затем делает свой, комментируя решение и размышляя об исправлении недочетов.

Педагог: Давай представим, что мы играем в Домино. Кто-то из нас ошибся в игре. Найди эти ошибки и исправь их. Я сделаю первый ход.

Когда ребенок находит неверные ходы, целью педагога являются вопросы, подводящие дошкольника к логичному и последовательному рассуждению. Воспитатель должен узнать у дошкольника, кто совершил ошибку и как ее можно исправить.

Чтобы грамотно осуществить мониторинг, мы выбрали методики диагностирования уровней освоения дошкольниками программного материала.

Уровни развития у детей готовности к обучению

Были использованы следующие критерии для оценки изучения программного материала старшими дошкольниками:

Первый уровень – высокий.

Дошкольники обладают достаточно большим запасом знаний, могут использовать эти знания для достижения поставленных ими задач, самостоятельно справляются с заданием, не нуждаются в дополнительных вопросах или помощи.

У них есть все необходимые навыки, они умело их применяют. Дают полные ответы, объясняют свою позицию и способны рассуждать. Также используют полные предложения. Их речь всегда спокойная и уверенная, запас слов достаточен, владеют предметными терминами.

Второй уровень – средний.

У этих дошкольников достаточно хороший запас знаний, они применяют его, решая задачи. Однако иногда они нуждаются в небольшой посторонней помощи, во вспомогательных вопросах. Если дошкольники стараются самостоятельно справиться с заданием, то они выполняют его не в полном объеме, который рекомендуется программой для их возраста.

Дошкольники владеют определенными навыками, необходимыми для работы, используют их, но нуждаются в помощи. Когда дети используют свои навыки, чтобы решать конкретные задания, их результат получается недостаточно хорошим. Они дают правильные ответы, но не объясняют свою позицию и не способны рассуждать. Они могут составлять простые фразы и предложения. Их речь имеет ограниченный запас слов, предметными терминами владеют плохо.

Третий уровень – низкий.

Дошкольники обладают представлениями о навыках и знаниях, которые предусмотрены программой для их возраста, но у них возникают трудности при их использовании на практике. Нуждаются в помощи педагога и во вспомогательных вопросах.

Однако это не приносит положительного результата. Дошкольники не всегда хорошо выполняют задание, часто предпочитают просто промолчать, либо отказываются от выполнения вообще. Если же задание выполняется, то допускается значительное количество ошибок.

Дети не стараются вникнуть в суть задания – просто соглашаются с предложенным им ответом. Их речь обычно односложная, лексический запас ограничен, предметными терминами они не владеют и не используют их.

Результат усвоения программы следующий:

— 80-100 процентов – оптимальный;

— ниже 50 процентов – недопустимый.

Также мы выделили критерии, которые позволяли определить готовность дошкольников к образовательной деятельности:

— готов ли дошкольник к познавательной деятельности (сформированы ли у него познавательные мотивы, интересует ли его новое);

— познавательные потребности (как ребенок относится к окружающей действительности, стремится ли он долгое время наблюдать за явлениями, хочет ли он определять свойства предметов и их особенности).

Мы применили следующие методики.

Изучение мотивации у детей старшего дошкольного возраста по М.Р. Гинзбургу

Эта методика появилась в 1988 году. А система оценок по этой методики была разработана Р.В. Овчаровой в 1993 году.

Цель: определить наличие мотивации к осуществлению познавательной деятельности.

Методика основана на принципе персонификации мотивов. Воспитаннику предлагается короткий рассказ, в котором все мотивы являются личностными позициями одного из персонажей.

После того, как ребенку прочитывается каждый абзац, дошкольник должен схематически выложить рисунок в соответствии с содержанием, что поможет ему запомнить историю.

Полученные результаты позволяют выявить мотивы ребенка:

  • учебный мотив: он относится к познавательной деятельности;
  • социальный мотив: он относится к пониманию общественной значимости учения;
  • отметка: ребенок хочет получить высокую оценку;
  • игровой: ребенок переносит учебную сферу в игровую;
  • позиционный: ребенок желает занять особое положение по отношению к окружению;
  • внешний: ребенок просто подчиняется указаниям взрослого человека.

Результаты исследования по первой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования готовности дошкольников к учебной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

группавысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
экспериментальная группа213,3213,31173,3
контрольная группа16,7426,71066,7

Согласно результатам, высоким уровнем готовности дошкольников к учебной деятельности обладает лишь один испытуемый в контрольной группе, что составляет 6,7 процентов от общего числа и два дошкольника экспериментальной группы (13,3%).

Эти дошкольники обладают достаточно большим запасом знаний, могут использовать эти знания для достижения поставленных ими задач, самостоятельно справляются с заданием, не нуждаются в дополнительных вопросах или помощи. У них есть все необходимые навыки, они умело их применяют.

Средним уровнем обладают 4 детей из контрольной группы, что составляет 26,7 процентов от общего числа. А в экспериментальной группе число таких детей — 2 (33,3 процента). достаточно хороший запас знаний, они применяют его, решая задачи.

Однако иногда они нуждаются в небольшой посторонней помощи, во вспомогательных вопросах. Если дошкольники стараются самостоятельно справиться с заданием, то они выполняют его не в полном объеме, который рекомендуется программой для их возраста. Дошкольники владеют определенными навыками, необходимыми для работы, используют их, но нуждаются в помощи.

Низким уровнем обладают 106 детей из контрольной группы, что составляет 66,7 процентов от общего числа. 11 человек из экспериментальной группы показали тот же результат (73,3 процента).

Эти дошкольники обладают представлениями о навыках и знаниях, которые предусмотрены программой для их возраста, но у них возникают трудности при их использовании на практике. Нуждаются в помощи педагога и во вспомогательных вопросах. Однако это не приносит положительного результата.

Методика «Мотивационная готовность» по А.Л. Венгеру

Цель методики заключается в том, чтобы определить степень развития познавательных потребностей дошкольников в значимой для их личности деятельности.

Проводя опрос с помощью теста, мы определили, что далеко не все дошкольники хотят учиться в школе. И не интересуют такие предметы, как чтение и математика, русский язык и рисование.

Они хотели бы учиться в школе, в которой преподают только пение, физкультуру и рисование. Некоторые дошкольники хотят заниматься только математикой или только письмом.

Не все дети желают получать высокие оценки, многие хотели бы получать за правильный ответ игрушки или сладости. Можно предположить, что у детей развита низко познавательная потребность на личностно-значимом уровне.

Таблица 2

Результаты исследования познавательных потребностей дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

группавысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
экспериментальная группа16,7320,01173,3
контрольная группа16,7640,0853,3

Согласно результатам, высоким уровнем познавательных потребностей дошкольников обладает лишь один испытуемый в контрольной группе, что составляет 6,7 процентов от общего числа и 1 дошкольник экспериментальной группы.

Это дошкольники, которые имеют высокий уровень познавательных потребностей, у него развиты социальные мотивы, которые основаны на понимании социальной значимости учения.

Средним уровнем обладают 6 детей из контрольной группы, что составляет 40 процента от общего числа. А в экспериментальной группе число таких детей  3 (20 процента).

Эти дошкольники имеют познавательные потребности, но  у них нет четкого понимания необходимости учения. Они хотят с помощью учебной деятельности занять особое положение среди ровесников.

Низким уровнем обладают 8 детей из контрольной группы, что составляет 53,3 процентов от общего числа. 11 человек из экспериментальной группы показали тот же результат (73,3 процента). Эти дошкольники не обладают познавательными потребностями, не осознают ценность учения.

Хочу отметить, что большинство детей не обладают нужными практическими знаниями, навыком последовательного рассуждения и обоснования своей точки зрения. Диагностические ситуации, используемые на группе детей, недостаточны для определения качества знаний. В результате пройденного испытания педагогам были даны рекомендации по составлению эффективного учебного процесса.

  1. Анализ игровых предметов окружающей среды.
  2. Мотивация, создание комфортных условий для творческой и познавательной деятельности дошкольников.
  3. Подбор игр, которые подойдут обучающимся для самостоятельного изучения взаимодействия, зависимости между величинами и числами.
  4. Практика организации досуга, игровых проектов.

Как показали результаты исследования на констатирующем этапе, педагогическая поддержка детей в образовательном процессе недостаточно организована, так как у большинства дошкольников низкий уровень готовности к учебной деятельности и не сформированы познавательные потребности.

Поэтому на следующем этапе мы организовали работу по реализации условий педагогической поддержки детей экспериментальной группы, о чем и пойдет речь в одной из следующих наших статей.

Читайте также
Речь дошкольника — диагностика развития
Эффективному речевому развитию дошкольников предшествует диагностика. Возрастные этапы развития речи. Упражнения и задания для…

 

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий