Сенсорные представления о цвете – диагностика

Для изучения уровня сформированности сенсорных представлений о цвете у дошкольников были выделены следующие критерии и показатели:

  • соотношение цвета с образцом;
  • нахождение оттенка и цвета по названию;
  • знание основных и дополнительных цветов и оттенков.

Чтобы определить конкретные цвета для изучения, мы обратились к методике Л.А. Венгера и М.А. Васильевой.

Согласно данной методике дошкольники должны владеть названиями пяти или шести цветов  и знакомы с некоторыми оттенками.

Эксперимент был организован в индивидуальном формате. Он включал в себя четыре этапа, между которыми был перерыв в один день. Каждый этап содержал в себе три подсерии, которые различались по содержанию.

Первая серия подразумевала выбор нужного цвета, опираясь на наглядный образец. Перед дошкольником ставились коробочки, которые были окрашены в разные оттенки и цвета. Также был выдан набор кружочков, которые также были окрашены в подобные цвета и оттенки. Дети должны были раскладывать по коробочкам кружки, учитывая их цвет. Называть при этом цвет не обязательно.

Вторая серия включает в себя размещение цвета согласно наглядному образцу. Дошкольник получает комплект кружков, который содержит по пять штук кружков для каждого изучаемого цвета. Затем ему демонстрируют карту-образец и просят разложить эти кружочки на пустой карте согласно этому образцу.

Третья серия включает в себя работу по выбору цвета, по его названию. Дошкольник получает пять кружков. Взрослый называет цвет, а ребенок находит нужный кружок.

Четвертая серия подразумевает самостоятельное название указанного цвета. Дошкольник получает пять кружков. Он должен назвать каждый цвет сам. Если похожие цвета ребенок называет одинаково, его просят обратить внимание, действительно ли это одинаковые кружки.

Чтобы определить степень сформированности сенсорных представлений о цвете, выделены следующие уровни:

  1. 1 уровень: ребенок может группировать предметы по цвету, опирается на наглядный образец и раскладывает цвета в нужной последовательности, указывает на нужный цвет, когда его называет взрослый. Может сам назвать этот цвет. Задания ребенком выполняются легко и правильно.
  2. 2 уровень: ребенок приступает к заданию по группировке предметов по цвету, размещает их в нужной последовательности, опираясь на образец. У него появляются трудности в том, чтобы находить цвет по названию. Сложно ребенку и самостоятельно называть цвета, приходится «опредмечивать» их: похож на помидор или шоколад. Педагог оказывает незначительную помощь во время выполнения упражнений.
  3. 3 уровень: ребенок пробует группировать объекты по цвету, опираясь на наглядный образец выкладывает их в нужной последовательности. Но ему сложно находить цвет по названию и он не способен сам называть цвета. Задания может выполнить только при помощи взрослого.

Двое ребят не смогли сразу группировать круги по цветам. Им было сложно размещать цвета в нужном порядке, опираясь на образец.

Педагог давал задание разместить круги на пустом листе так, как на заполненном.

Они выкладывали эти кружки, и не соотносили порядок цвета. Также они не обращали внимание на то, сколько пустых клеток было на листе. Они хотели заполнить их все. Даже если цвет и совпадал, это происходило случайно.

Некоторые дошкольники даже не видели этих клеточек. Они старались просто поместить на лист бумаги все свои кружки. После того, как педагог просил детей сравнить свою карточку с наглядным образцом, они не понимали, что именно нужно сравнить.

Приходилось начинать все с начала. Но теперь уже работа проводилась под руководством воспитателя. Он объяснял ребенку, что какой кружок на образце, такой нужно положить и на чистый лист.

Ребята, когда выполняли задания, допускали много ошибок. Однако не все цвета у них соответствовали образцам. Четверо дошкольников не смогли справиться с заданием, даже несмотря на помощь воспитателя.

Третья часть констатирующего эксперимента была посвящена тому, чтобы дети учились называть цвета. Большинство ребят справились с заданиями. Они легко находили нужный кружок в соответствии с названным цветом. Все дошкольники правильно показывали белый и черный цвета. Что касается других, то любимым оказался красный.

Четверо детей смогли полностью правильно выполнить задание, назвав все 11 цветов. Двое ребят ошибались только, когда выбирали оттенки. Один не смог найти дополнительные цвета и два раза выбирал голубой, когда нужно было выбрать серый. Трое дошкольников испытывали трудности в том, чтобы выбирать основные цвета или дополнительные оттенки.

Когда дети называли цвет, который им нравился, они выбирали черный или красный. Некоторые выбирали одни и те же кружочки, называя их красными. Другие же одно и то же название применяли к разным цветам. Этот эксперимент показал, что не все дети хорошо знают названия цветов, они лишь стараются угадать.

Один ребенок на все вопросы отвечал, что не знает. В результате он назвал только черный цвет.

Также было проведено наблюдение за дошкольниками в процессе изобразительной деятельности. Во время занятий рисованием некоторые ребята испытывали сложности, выбирая отдельный цвет из нескольких оттенков.

Многие ребята ориентируются при выборе цвета на изображенный предмет. К примеру, если нужно нарисовать елку, они выбирают зеленый. Если нужно рисовать небо, оно разукрашивается в голубой. Лишь некоторые дети неправильно выбирали цвет для изображения знакомых предметов.

Во время занятий аппликацией возникали проблемы в том, как размещать детали на листе. Это говорит о том, что у ребят пока низкий уровень развития зрительного восприятия.

Это же самое можно проследить и во время эксперимента во время размещения цветов по наглядному образцу. Из пятерых детей, которым сложно было называть цвета самостоятельно, во время игры двое старались использовать опредмеченные названия цвета.

Необходимо ли диагностировать у дошкольников сенсорное развитие?
Да, обязательно.
100%
Это совершенно неважно.
0%
Нет необходимости.
0%
Проголосовало: 3

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента

Всего в группевысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
Экспериментальная группа24520,86251354,2
Контрольная группа29413,81137,91448,3

Как показывают результаты исследования, высокий уровень сенсорных представлений о цвете был выявлен у 4 дошкольников  контрольной группы – 13,8% и у 5 дошкольников экспериментальной группы   – 20,8%.

Средний уровень сенсорных представлений о цвете был выявлен у 11 дошкольников контрольной группы – 37,9% и 6 дошкольников экспериментальной группы – 25 %.

Низкий уровень сенсорных представлений о цвете был выявлен у 14 дошкольников контрольной группы – 48,3% и 13 дошкольников экспериментальной группы – 54,2%.

Как видим, результаты показали, что у большинства детей низкий уровень сформированности сенсорных представлений о цвете.

Логоправ
Добавить комментарий

Спасибо Вам!
close slider

Если вы нашли в тексте ошибку, пожалуйста, сообщите через комментарий к статье.

Или выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо, что помогаете делать наш сайт лучше!

Как пишется слово

Расскажи о нас другим!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector