Готов ли ребенок к обучению в школе?

Одна из главных задач логопеда, работающего в дошкольном учреждении, — это приблизить речевое развитие ребенка к норме и подготовить к школе. Тогда в дальнейшем он сможет успешно освоить школьную программу. Вовремя скорректированное речевое нарушение позволит избежать появления дисграфии и дислексии — трудностей в освоении письма и чтения.

У детей с речевыми дефектами имеются особенности развития эмоционально-волевой сферы. Поэтому важно перед поступлением в школу определить готовность к ней ребенка. Для этого проводят специальную диагностику.

Цели и задачи

Дети в возрасте 7 лет должен обладать определенным набором качеств:

  • личностная готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • желание и стремление учиться в школе;
  • коммуникативная готовность.

Отражением психического и интеллектуального развития ребенка является качество его речи. Поэтому в подготовительной группе обязательно проводят диагностику. Что должен уметь ребенок в 6-7 лет:

  • правильное звукопроизношение;
  • умение выделять звук в слове на слух;
  • умение делить слова на слоги и составлять из них новые слова;
  • знать, что такое предложение;
  • владеть навыком согласования;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • пересказывать сказки и рассказы;
  • составлять рассказ по картинке.

Диагностика готовности к школе детей, имеющими речевые расстройства, направлена на проверку всех компонентов его речи. Специалист смотрит не только на ее соответствие перечисленным критериям, но и на состояние эмоционально-волевой сферы:

  • концентрацию и удержание внимания;
  • объем памяти;
  • возможность образовывать логические цепочки;
  • усидчивость;
  • понимание и соблюдение социальных норм.

Задача диагностики — проверка сформированности всех перечисленных умений и навыков. Специалист беседует с другими педагогами и родителями, чтобы получить представление о поведении ребенка. На основе всех собранных данных специалист определяет готовность ребенка к школе.

Методы

Обследование детей с расстройствами речи включает в себя:

Особое внимание специалист обращает на то, как ребенок ведет себя в привычной для него среде: общении со сверстниками, другими педагогами, родителями. Кроме состояния речи смотрят на понимание правил игры, соблюдения режимных моментов, поведение на занятиях.

Все это позволит понять сможет ли ребенок быть усидчивым, внимательным на уроках . У многих детей с речевыми нарушениями трудности в переходе от игровой деятельности к учебной. Им сложно запоминать и выполнять все требования учителя.

С помощью наблюдения можно определить лидерские качества ребенка, его готовность заводить новые социальные контакты. Специалист оценивает сформированность связной речи: насколько развернутыми предложениями он общается, как логично выстраивает свои суждения. У педагога появляется представление о грамматическом оформлении фраз, словарном запасе.

Еще один метод, применяемый в диагностике готовности к школе — это беседа. У ребенка, не имеющего трудностей в речевом развитии, не возникнет сложностей в поддержании диалога. Он поддержит его репликами, будет задавать вопросы, а не только отвечать на них. Во время беседы специалист обращает внимание на то как дошкольник умеет управлять высотой и силой голоса, насколько его речь интонационно окрашена.

Детям предлагают выполнить различные упражнения на оценку понимания инструкций, концентрацию внимания на определенной задаче. Все перечисленные методы помогают оценить состояние речевого развития и эмоционально-волевой сферы.

Обследование речи

Специалист оценивает сформированность экспрессивной и импрессивной сторон речи. Импрессивная — это состояние словарного запаса и понимание обращенной речи. Под экспрессивной стороной понимают умение ребенка использовать свой словарный запас для построения высказываний.

Проверка экспрессивной стороны

Сюда входит обследование не только связной речи, но и грамматического строя. Ребенку предлагают выполнить задания на:

  • словообразование разных частей речи;
  • составление предложений или рассказа по картинке или серии изображений;
  • повторение за взрослым предложением различной сложности;
  • составление предложений из определенных слов;
  • вставить пропущенные предлоги или слова;
  • придумывание концовки предложения;
  • образование множественного числа существительных.

Все перечисленные задания позволяют оценить сформированность грамматического строя речи. Для проверки нужно использовать картинки и графические схемы. Чтобы проверить качество связной речи дошкольнику показывают картинку или несколько изображений и предлагают составить рассказ. В возрасте 6-7 лет дети должны уметь составлять не только рассказ-описание, но и повествование.

Еще одно задание на оценку сформированности связной речи — пересказ текста. Его выбирают в соответствии с возрастом ребенка. Сначала взрослый читает текст, а дошкольник внимательно его слушает. Тем, у кого есть речевые нарушения, текст нужно прочитать несколько раз. Затем ребенок пересказывает рассказ.

Педагог смотрит на то нужна ли помощь взрослого при пересказе или опорный план. Использует ли дошкольник интонационные средства выразительности. Обязательно в качестве опоры нужно использовать наглядный материал.

Проверка импрессивной речи

Специалист обследует состояние словарного запаса. Для этого предлагает перечислить названия предметов на картинках; объединить их в группы и назвать обобщающим словом. Это также позволяет проверить его умение выделять общие признаки предметов и классифицировать их.

Также взрослый просит ребенка послушать и выполнить инструкцию. Начинает с простой и заканчивает инструкциями, состоящими из нескольких действий. Логопед предлагает такое задание на проверку точного употребления слов в речи: он описывает предмет, а ребенок должен назвать его.

Импрессивная и экспрессивная стороны речи взаимосвязаны. Если у ребенка — маленький словарный запас, то и экспрессивная речь не будет выразительной. У дошкольника возникнут сложности при построении предложений. А ограниченный запас слов затруднит понимание окружающих, что скажется на коммуникативных навыках.

Обследование просодической стороны речи

К 6-7 годам у дошкольников должно быть сформировано звукопроизношение полностью. Искаженное произношение фонем может привести к появлению ошибок при чтении и письме. Поэтому логопед проверяет и состояние звукопроизношение. Оно осуществляется в следующем порядке:

  • изолированное произнесение фонем;
  • их произнесение в слогах и словах;
  • использование в связной речи.

Кроме звукопроизношения в этот блок входит и обследование темпоритмической стороны. Для этого используют задания на чтение фраз с разной высотой и силой голоса (сказать громко, тихо) и интонацией (побудительной, вопросительной и повествовательной). Для оценки дикции используют скороговорки и чистоговорки.

Чтобы проверить чувство ритма дошкольнику предлагают повторить за взрослым определенный ритмический рисунок. Сформированность просодической стороны речи позволяет дошкольнику лучше воспринимать услышанный текст и не делать ошибок на письме. Но одним из главных условий правильного произношения фонем — сформированность артикуляционной моторики.

Обследование моторной сферы

Моторика тесно взаимосвязана с работой речевых центров коры головного мозга. От ее сформированности зависит качество речи и готовность руки к письму. Для проверки мелкой моторики ребенку предлагают выполнить следующие задания:

  • повторить за взрослым определенные движения рук;
  • штриховка фигур — логопед смотрит в каком направлении выполняет ребенок штриховку, не выходит ли за пределы контура;
  • логопед дает прописи и смотрит на то, как аккуратно дошкольник обводит элементы букв, может ли самостоятельно их повторить.

Для проверки артикуляционной моторики дошкольник выполняет артикуляционные пробы на статическую сторону (удержание позы) и динамическую составляющую. От работы органов артикуляционного аппарата зависит состояние звукопроизношения.

Обследование фонетико-фонематических процессов

Логопед проверяет состояние фонематического слуха. В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь выделять нужный звук, определять его место в слове. В подготовительной группе ребенок может делить слово на слоги также на слух. Также специалист дает задание на различение слов-паронимов. Детям с речевыми нарушениями в помощь предоставляют изображения. Сформированность фонематического слуха влияет на состояние чтения и письма.

Также дошкольник в подготовительной группе должен определять:

  • количество звуков в слове и их порядок;
  • начало, середину и конец слова;
  • сколько слогов в слове;
  • начало и конец предложения.

Одна из причин появления дисграфии — несформированность звуко-буквенного анализа. Проверка фонетико-фонематических процессов позволит выявить и решить возможные проблемы.

Все компоненты речи важны для успешного овладения школьной программой. Также у детей в возрасте 6-7 лет проверяют начальные навыки чтения. Ребенок должен знать алфавит, слитно читать. Это база для освоения письменной речи в школе.

Обследование других психических процессов

Готовность ребенка к школе зависит и от уровня развития психических процессов. Это внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера. Эмоционально-волевую сферу оценивают посредством наблюдения.

Для оценки психических процессов специалисты используют пробы, разработанные А.Р. Лурией. Ребенку предлагают самому нарисовать рисунки к словосочетаниям, чтобы ему было легче запомнить. Затем спустя какое-то время ребенку выдают рисунки обратно и ему нужно вспомнить к какому высказыванию каждый относится.

Для оценки пространственного мышления используют методику А.Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к домику. Ему помогать будут указания мимо каких объектов должен пройти. Это проверка его умения ориентироваться в схемах.

Для оценки словесно-логического мышления используют следующие методики:

  • «Объяснение сложных картин» — позволяет проверить умение выделять главное;
  • «Последовательность событий» — показывают 3-6 картинок, изображающих поэтапность знакомого ребенку действия. Дошкольник раскладывает их в правильной последовательности и рассказать, что на каждой изображено.

Еще один популярный тест на проверку школьной зрелости — тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий. В первом ребенок рисует мужскую фигуру по памяти; второе — списывание прописных букв; третье — срисовывание группы точек. Все они оцениваются по 5-балльной шкале. Они направлены на оценку пальчиковой моторики и координации движений и зрения. Это важные навыки для овладения письмом.

Диагностика готовности к школе детей с речевыми нарушениями — это проверка не только речевого, но и умственного, психического состояния. Обследование проводит логопед, психолог, воспитатель. Это дает возможность собрать полную информацию о ребенке и вынести заключение о его школьной зрелости.

Проведенная в дошкольном возрасте коррекционная работа позволит избежать трудностей при дальнейшем обучении грамоте. Успешное преодоление речевого нарушения — залог овладения письменной речью в школе.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий