Определение уровня развития слухового внимания

Младшие школьники, оказываясь в сложной ситуации (во время процесса писания), сталкиваются с необходимостью одновременно выполнять большое количество различных действий. Это требует высокого уровня развития таких способностей, как концентрация, распределение, удержание и перенос внимания.

Итак, начиная обучать малышей письменной речи, нужно заранее позаботиться о формировании их слухового внимания.

Для определения уровня развития слухового внимания можно предложить отдельные виды задач.

Например, задания на выделение звука из группы других (при условии сохранения их восприятия).

Выделение всплеском ладоней гласного звука Е (на момент его звучания) из ряда звуков, которые называет логопед, — Т, А, Ю, И, П. Е, О или выделения согласного звука Ш из ряда звуков — С, Щ, Ф, Ж, Ч, Ш, X.

В тот же способ можно выделить слово из ряда названных. Предложенные слова могут быть отнесены к нескольким группам:

  • объединенные одной темой;
  • состоящие из разного количества слогов (например, из одного слога);
  • асемантичные («бессмысленные») слова.

С фонематической точки зрения целесообразно предлагать простые и сложные слова.

Например, ребенку предлагают выделить слово «куст» из группы таких слов:

  • цветок, трава, дерево, ягода, гриб, куст, мох;
    слово «дуб» — лошадь, крыша, лев, торт, душ, дуб, слон.

Далее из текста рассказа необходимо выделить слово «полотенце».

Текст может быть такой:

Бабушка Надежда дала Наташе катушку с нитками и говорит:
Это не простая катушка, а волшебная…
— Что же в ней волшебного?—спросила Наташенька.
В этой катушке скрыта одна буква. Какая именно — узнаешь, как только вышьешь полотенечко…
Долго вышивала Наташка. Наконец нитка закончилась — и девочка радостно воскликнула:
— Теперь я знаю, что скрывалось под нитками: буква «Н»!

Сначала нужно прочитать рассказ, чтобы ознакомить детей с содержанием. После этого в короткой беседе выяснить, как ребенок понимает главную мысль. Второй раз текст читается с выполнением задания.

Сложность задачи заключается в необходимости удерживать в памяти информацию в течение длительного времени.

Выделение «случайного» предложения из текста можно предложить ребенку на завершающем этапе обследования слухового внимания. Для этого следует выбрать доступный текст и ввести в него предложения, которые не касаются содержания рассказа.

Ребенок должен прослушать текст и определить ошибки, которые допустил взрослый.

Например:

Знают маленькие, мальчики и девочки, что они обязательно должны стать воспитанными и опытными людьми. А дед с бабой плачут-плачут. Поэтому дети учатся в детском саду и в школе.

Для успешного выполнения задания необходим одинаковый уровень способности удерживать внимание на протяжении всего времени восприятия текста (ребенку не объясняют, на какой именно материал он должен обратить внимание).

Поскольку отсутствует указание, задача усложняется, увеличивается вероятность «соскальзывания» и возникновения ошибок.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий