Контроль слуха — что это такое?

Человек говорит слова, а головной мозг выбирает команду для того, чтобы организовать произношение: задействует артикуляционный аппарат, слух, дыхание. Во время произношения звуков действует слуховой контроль.

Давайте разберемся что это такое, для чего он нужен, можно ли его развить и с помощью каких упражнений.

Что такое слуховой контроль

Под слуховым контролем понимают способность человека следить за правильность произносимых звуков, слов, фраз. Он действует только во время самого процесса произношения.

Для чего нужен слуховой контроль человеку в жизни

Если у человека хорошо развит слуховой контроль, то он будет безошибочно произносить звуки и находить ошибку, если она имеет место. Для устранения ошибочного произношения необходимо изменить и проконтролировать артикуляцию.

Тестирование на слуховой контроль

Для того, чтобы понять есть ли слуховой контроль у ребенка, можно с помощью следующих заданий:

  1. Распознать собственный дефект. Ребенок рассказывает то, что изображено на картинке. Нужно спросить у него, что он сказал ошибочно.
  2. Распознать дефект у окружающих. Взрослый произносит слова, где-то сознательно допускает ошибку (пропускает, пропускает или добавляет звук, меняет их местами, неправильно произносит), а ребенок должен ее найти. В начале используются простые слова из 1-2-х слогов, затем – многосложные слова. Если ребенок умеет распознавать собственные ошибки, то и ошибочное произношение у других тоже может выделить.
  3. Распознать собственный дефект, но со стороны. Предварительно речь малыша записывается на диктофон. Ребенок внимательно слушает запись. Родитель или логопед спрашивает его правильно ли произносит то или иное слово. Если ребенок находит ошибку, то он должен ее аргументировать и произнести слово верно.

Упражнения для развития слухового контроля

Используя определенные упражнения у ребенка обогатится и расширится представление о звуках, которые его окружают, произойдет развитие и сформируется слуховой контроль и другие познавательные процессы дошкольника.

Варианты упражнений:

  1. Ребенку завязывают глаза или просят их закрыть. Взрослый включает запись звуков природы. Малыш должен назвать, что он услышал, желательно соблюдая последовательность и полными предложениями. То же самое проводится и с любыми предметами: взрослый стучит карандашом о стакан, звенит колокольчиком, переливает воду из одного стакана в другой и т.п. Важно, чтобы звуки были разными.
  2. Дошкольнику завязывают глаза. Взрослый отходит от него и начинает хлопать в ладоши или звенит колокольчиком, или трясет погремушкой. Ребенок должен сказать, с какой стороны идет звук, при этом не поворачивается.
  3. Взрослый хлопает в ладоши с разным усилием. Если он хлопает тихо, то ребенку нужно идти на носках. Если громко – на пятках. То же самое можно сделать и под соответствующее музыкальное сопровождение. Под спокойную музыку ребенок спокойно двигается, а когда звучит быстрая – бегает по кругу.
  4. В емкости насыпать разные предметы. Ребенок должен определить их содержание по их звучанию.
  5. Повторить звуки, которые издают животные, птицы. Повторить заданный ритм или мелодию.
Оценки
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий