Звук Г — постановка и автоматизация

В логопедии есть понятие автоматизации звука. Применительно к формированию или коррекции речевых навыков у ребенка – это наработка комплексной способности распознавать звук на слух, узнавать его в слове, а также свободно и правильно произносить в различных позициях.

Хорошо, когда речевое развитие детей отслеживают профессионалы. Но решение некоторых проблем вполне по плечу и родителям, вооруженным знаниями.

Конспект занятия по автоматизации звука В можно посмотреть здесь.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки [Г], [Г’]; Буква «Г»

Артикуляция звука Г

Овладение любым речевым звуком – процесс стадиальный. Сперва нарабатывается изолированное произношение, происходит его уточнение и постановка. И родители вряд ли смогут помочь ребенку, если сами не знают, каким образом конкретный звук формируется.

ВАЖНО! Возрастные затруднения с произношением задненёбных (заднеязычных) согласных звуков Г, К и Х – во многом естественны. Даже просто активировать корень языка и скоординировать его взаимодействие с задней частью нёба для малыша бывает непросто. Ведь за пределами речевой деятельности мышечная моторика в этой части ротовой полости имеет, в основном, рефлекторный характер и не требует осознанного управления.

Артикуляция – это и есть управление условиями, необходимыми для произнесения звука. В процессе автоматизации вырабатываются устойчивые шаблоны взаимодействия частей речевого аппарата. Это избавляет говорящего от необходимости постоянно контролировать процесс артикуляции, она фактически программируется.

В «зоне Брока» коры головного мозга отдаются команды, после чего необходимые условия для произнесения конкретного звука в конкретной позиции – воспроизводятся автоматически.

Это касается не только «препятствий» во рту и общей конфигурации ротовой полости, но и характеристик воздушной струи, а также состояния голосовых связок, которые используются для формирования гласных и звонких согласных.

Теперь конкретно о звуке Г. Предшествующим этапом при его постановке должно быть освоение звука К, поскольку с точки зрения артикуляции они очень близки:

  • губы и зубы разомкнуты, находятся в нейтральном положении;
  • кончик языка лежит и не касается нижних резцов;
  • задняя часть языка смыкается с нёбом;
  • боковые края языка касаются верхних коренных зубов;
  • мягкое нёбо приподнято и прижимается к задней стенке носоглотки.

Отличие заключается в участии голоса и характеристиках выдоха. В дополнение к указанным условиям, при произнесении звука Г:

  • смыкаются и вибрируют связки;
  • воздушная струя не имеет столь импульсивно-взрывного характера.

Особенности артикуляции Г’ (мягкого звука):

  • спинка языка круто выгнута в средней части и касается твердого нёба;
  • кончик языка приближается к нижним резцам;
  • уголки рта оттягиваются назад;
  • губы прижимаются к резцам.

ВАЖНО! Артикуляция звука Г в связке с другими последующими звуками – немного сложнее, чем его же, но изолированного. Любой следующий за Г звук определяет, какую форму принимают губы, а гласные дополнительно влияют на расстояние между резцами.

Возможные отклонения и нарушения, при которых настоятельно рекомендуется обратиться к логопеду:

  • заметное искажение звука Г или его отсутствие (гаммацизм);
  • замена звука Г на другой согласный – К, Д и соответствующие мягкие (парагаммацизм).

Причинами гаммацизма и парагаммацизма могут быть как недостаточное развитие мускулатуры языка, так и врожденные особенности строения нёба. Иногда за этими дефектами речи стоят патологии фонематического (распознающего звуки) и физического слуха или нарушение иннервации языка. Таким образом, оставлять эти речевые дефекты без внимания нельзя. Наряду с логопедом, проблема может попадать в сферу компетенции педиатра или невролога, а также других медицинских специалистов.

Автоматизация звука Г в слогах

В этом упражнении ребенку предлагается прослушать, запомнить и проговорить различные слоги и их последовательные сочетания. Соблюдается переход от простого к сложному.

Сочетание Г с гласными звуками:

  • га-га;
  • го-го;
  • гу-гу;
  • га-го-гу;
  • ага-ого-угу.

Слоги с участием других согласных:

  • гва-гво-гву;
  • гла-гло-глу;
  • сга-сго-сгу;
  • рга-рго-ргу.

Для Г’ (мягкого звука):

  • ге-ге;
  • ги-ги;
  • гли-гле-гля;
  • гри-гре-гря.

Автоматизация звука Г в начале слов

Слушать и отчетливо повторять, выделяя Г:

  • газ, газон, газета, гам, гамак, гаммы, гарь, гармонь, гавань, галстук, габарит;
  • гол, голод, голос, голубь, голова, гон, гонка, гончие, гонщик, год, годовщина, гоп, гопак, горе, горка, город, гордость, горилла, говор, говядина, гость, гостинец;
  • гул, гуляш, гусь, гусеница, гурт, губы, губка, гудок, гумно, гуща.

Для Г’ (мягкого звука):

  • Гена, гений, Гера, герань, герб, гербарий, Гек, гель;
  • гид, гидрант, гиря, гимн, гимнаст, гипноз, гитара, гигант, гиена.

ВАЖНО! Необходимо объяснять ребенку любое непонятное ему слово, тем самым расширяя его лексический запас и придавая процессу «тренировки» осмысленность. То, что малышу понятно, лучше им запоминается.

Автоматизация звука Г в начале слов со слиянием согласных

Слушать и повторять, выделяя Г:

  • гнать, гнуть;
  • грач, грамота, гравий;
  • груша, грунт, груздь;
  • гвалт, гвозди;
  • глушь, глум;
  • гром, грохот.

Для Г’ (мягкого звука):

  • гнев, гнездо, гребень;
  • гриб, грива, глина;
  • гнёт, гниль, грязь, глянец.

Автоматизация звука Г в середине слов

Слушать и повторять следующие слова:

  • помогать, снега, рогатина, книга, радуга, загар, Яга;
  • иголка, ноготь, дорогой, кругом, загорать, торговать, бегония;
  • могут, стерегут, лягушка, жгут, прогулка, попрыгунья, балагур;
  • загладить, нагрубить, погнуть, погром, агрегат.

Слова с Г’ (мягким звуком): трагедия, легенда, загиб, ангина, ноги, гигиена, георгины.

Закрепление звука Г в речи ребенка

Большинство учителей-логопедов и логопедов-дефектологов рассматривают понятия «закрепление» и «автоматизация» как тождественные.

Иногда под закреплением звука понимается сам ступенчатый рабочий процесс всестороннего освоения фонетической единицы, а под автоматизацией – достигнутый комплексный результат.

Суть в том, что под закреплением (автоматизацией) подразумевается прохождение через последовательный комплекс разнообразных речевых упражнений, которые помогают ребенку надежно усвоить относительно хрупкий поставленный звук.

Каждый новый фонетический образ или идеомоторный (артикуляционный) шаблон – в особенности хрупки, если уточнению и постановке правильного звука предшествовало избавление от его дефектного варианта.

Важный аспект закрепления речевого звука заключается в необходимости «обкатать» его употребление в различных произвольных словосочетаниях и предложениях, как это и происходит в живой речи. Далее будут приведены примеры таких упражнений.

Отработка звука Г в словосочетаниях

Примеры: огромный город, громкий голос, чугунная ограда, горные луга, прогноз погоды, гребни гор, игра органиста, пергаментная бумага, гроздья винограда, гнилая груша, гоголь-моголь и т.д.

Закрепление Г и Г’ в предложениях

  1. Гогочут гуси: – Га-га-га!
  2. Гальку сыплют на дорогу.
  3. Георгий гриппом не болеет никогда.
  4. Вытри на пороге ноги от влаги и грязи.
  5. Вдоль берега Волги воздвигли много лагерей.
  6. В горах громоздятся громадные глыбы гранита.

Автоматизация звука Г в чистоговорках

Чистоговорки – это легко запоминающиеся шуточные подобия детских стишков или считалочек, которые хорошо подходят на роль упражнений. Чистоговорки начинаются с повторения нескольких слогов, где внимание акцентируется на закрепляемом звуке.

Сочинять чистоговорки самостоятельно – это хороший способ для родителей творчески подойти к развитию речи ребенка. Лучше, если они будут хоть немного осмысленными. Вот несколько примеров.

  1. Га-га-га, га-га-га, – идут гуси на луга.
  2. О-го-го, о-го-го! – нет в пещере ничего.
  3. Гу-гу-гу, гу-гу-гу, – филин прячется в стогу.
  4. Э-ге-ге, э-ге-ге! – мы бежим по радуге.
  5. Ги-ги-ги, ги-ги-ги, – нас зовут на пироги.

В заключение

Г – это всего лишь один из речевых звуков. И далеко не единственный, вызывающий затруднения у маленьких детей. Занимаясь с ребенком, надо помнить, что речь взрослого должна быть четко интонирована, а внешние особенности артикуляции – хорошо различимы.

Не следует повторять за малышом дефектные образцы звукоряда. Образцы правильной речи полезно показывать несколько раз. Речь ребенка рекомендуется стимулировать вопросами.

Оценки
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий