Конспект НОД по развитию речи «Звуки [Г], [Г’]; Буква «Г»

Буква Г — четвёртая буква русского алфавита, парная, звонкая, согласная.

История буквы Г

В кириллице Г называлась «глаголь». Буква может звучать как шумный смычной заднеязычный твёрдый звонкий согласный звук (в словах «глаза», «гремит»), так и шумно, передавая смычной, но в то же время мягкий «палатализованный» звук ( в словах «гигант», «гибко»).

В древних книгах по обучению буквам и звукам представлены были, как минимум, две разновидности звука Г.

Например, в слове «господи» Г произносилась звонко. При этом чётко прослушивалось задненёбное звучание.

Это напоминало украинское Г. Но в нашем языке такое звучание считается устаревшим и не верным с точки зрения фонетики русского языка.

Хотя, как не удивительно, большинство населения нашей страны говорят именно так Г/Х.

Звук, соответствующий данной букве, как и другие звонкие согласные, доставляет сложности при его произнесении многим детям. Поэтому необходимо своевременное вмешательство в звукопостановку Г, пока артикуляционный аппарат поддаётся коррекции.

Артикуляция звука Г

При произнесении звука Г работают голосовые связки. Без их дрожания звук не будет создаваться правильным образом.

Связки в процессе дрожания передают воздушный поток, находящийся в гортани.

Сам по себе Г является заднеязычным (гортанным), взрывным.

Воздух прорывается через плотный затвор между задней частью языка и мягким нёбом и происходит шум.

Произношение звука в окончаниях -ого, -его очень своеобразно. Мы слышим, да и произносим здесь звук Г как [в] — красивого (так пишем) — красиво[в]о (так говорим).

Очень распространенное звучание Г в таких словах, как «ага, угу» в виде украинского гортанного Г.

Справочная информация про Г из Википедии.

Автоматизация Г на занятиях

В детских учреждениях организуются речевые занятия, консультации и занятия с логопедом, а также регулярные артикуляционные гимнастики.

В представленном ниже конспекте занятия перечислены те немногие упражнения, которые можно включить в свои планы по отработке твёрдого и мягкого звуков Г у детей дошкольного возраста.

Желательно завести картотеку таких игр-упражнений на каждый звук и постоянно обращаться к ней во время коррекционных мероприятий.

В повседневной деятельности с детьми, а также и во время других занятий важно время от времени проводить речевые разминки.

Например, можно задаться целью каждый день вводить чистоговорку со звуками.

Ниже я приложила список слов, отклассифицированных по количеству букв для отработки звукопроизношения Г.

Конспект занятия «Постановка и автоматизация Г и Гь»

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Закреплять произношение слов с одинаковой структурой слогов.
  2. Обучать пониманию сложных инструкций и чёткому их выполнению.
  3. Работа над звукопроизношением [Г], [Г’], научить дифференцированию данных звуков в процессе проговаривания и на слух.
  4. Тренировка написания зрительных диктантов.

Задание 1. Педагог просит повторять за ним слова, имеющие схожее звучание. Сначала предлагается пара слов, а затем ребёнок должен повторять три слова. Слова задаются в определённом порядке:

утка — дудка, батон — бетон, каток — моток — лоток, ветка — детка — метка.

Задание 2. Ребёнок должен выполнить действия по сложной инструкции: «Подойти к столику, взять книжку и переложить её на книжную полочку», «Подойти к столику, взять листок бумаги, нарисовать круг, подойти к двери, просунуть листок под дверь» и т.п.

Такие инструкции можно составить заранее. Начинать можно от простых из двух действий и постепенно задание усложнять до пяти последовательных действий.

Задание 3. Знакомство со звуком [Г].

Отгадать загадку:

Сам белый, лапки красные,

И я его боюсь.

Хоть глазки и прекрасные,

Но ведь это … (гусь)

Задать вопрос, какой первый звук в этом слове?

Взрослый достаёт зеркальце и показывает, как нужно расположить язычок во рту во время произношения звука [Г]:

  • губки расслабить;
  • кончик язычка опустить к нижней челюсти, заднюю часть язычка приблизить к мягкому нёбу;
  • горлышко заставить немного «поработать».

Характерные особенности звука: язычок является преградой для воздуха, поэтому звук Г согласный. Он звонкий, но твёрдый.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Работа с зеркальцем на первых занятиях способствует усвоению ребёнком правила расположения языка в ротовой полости. Происходит подготовка артикуляционного аппарата к звукопостановке. Затем уже можно вводить короткие фразы для многократного их повторения.

Гуси по полю разбрелись: га-га-га-га.

Задание 5. Дидактическое упражнение «Как услышишь Г, хлопни в ладоши»:

  • в, г, п, д, г;
  • да, бу, гу, му, ги;
  • детство, гайка, трамвай, стульчик, грелка.

Задание 6. Повторение слогов со звуком Г:

  • гал-гол-гля-гул;
  • игл-агд-огс-угф.

Задание 7. Повторение слов. Определить наличие в словах одинакового звука. Назвать первое слово в ряду. Назвать последнее слово в ряду.

Глина — город — галка — градусник — гусак — грипп.

Задание 8. Предложить внимательно рассмотреть картинки и выбрать те предметы, в названиях которых встречается звук [Г], назвать, какое место в слове занимает этот звук.

Задание 9. Загадки. Назвать первый звук в слове — отгадке. Подключить воображение и придумать фразу — предложение, чтобы в ней было это слово.

Загадка для ребёнка несёт двойную пользу. С помощью этой фольклорной формы эффективно развивается логика, мышление.

Последнее время логопеды стали использовать эти формы для устранения речевых дефектов.

Для примера приведу три простые загадки. После прослушивания текста, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Если возникают трудности, то можно показать картинку-ответку, которая готовится заранее.

После того, как отгадка есть, необходимо проговаривание ответа, желательно несколько раз. Даже возможно устроить игру на приз. Если отгадка произнесена верно, то у малыш получает какой-нибудь приятный приз.

Таким образом будет дополнительный стимул к проведению таких занятий.

Как у наших у дорог
Вдруг рассыпался … (горох).

Что это за крошка —
Голова, да ножка? (гриб)

Нет ни рук, ни топора,
А построена изба. (гнездо)

Задание 10. Добавить к слову первый звук [Г]. Сказать, какое слово получилось в итоге?

Роза — гроза, ром — …, Лина — …, Аля — ….

Задание 11. Выучить чистоговорки:

Га-га-га — у меня болит нога.

Гу-гу-гу — бегать больше не могу.

Задание 12. Знакомство со звуком [Г’].

Символ звука: маленькие гусятки бегут за взрослыми гусями и подгогатывают им: гьгьгь.

Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий.

Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Г’]». Для выполнения этого задания следует подготовить списки буквосочетаний (хотелось бы назвать их словами, но увы, они мало похожи на осмысленные единицы, поэтому просто слоги и буквосочетания). Это могут быть наборы из двух, трёх и более букв. Задание выполняется, начиная с коротких сочетаний и постепенно усложняется, буквосочетания удлиняются.

  • Букв: 5
    гуако когия
  • Букв: 4
    агио гаик гока кагу куга окиа угия ягуа
  • Букв: 3
    агу аке ако гаи гак гая гея гик гок гук иго ику каг кеа кег ока уик уок юга юго юка юко яга
  • Букв: 2
    аи ау га ге ги го гу ка ку кю ук юг як яо

Задание 14. Повторить за взрослым слоговой ряд:

гня — гну — гни — гне — гно — гля — гдо — гзи — гел — гюль — гяс.

Задание 15. Повторить за взрослым словарный ряд, определить одинаковый первый звук. Это упражнение особой сложности представить не должна, поэтому его можно организовать с самыми неподготовленными детьми.

гиря — гимназия — гигант — герой — гений.

Задание 16. Выучить чистоговорки. Самое любимое упражнение. Тут важно, чтобы строчки рифмовались между собой, так они будут легко запоминаться. И ребёнок сможет их постоянно повторять даже в повседневных своих детских делах.

Он даже не осознанно будет произносить их, даже когда просто играет в свои игрушки.

Ги-ги-ги — поскорей домой беги.

Ги-ги-ги — уже остыли пироги.

Задание 17. Дифференциация звуков [Г] — [Г’].

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

га — гя, го- …, ги — гы, гю — ….

Задание 18. Назвать первый звук в словах.Уточнить смысл каждого слова. Важно, чтобы ребёнок знал, вообще, что означают слова, которые ему приходится слышать.

Поэтому необходимо пополнять словарный запас.

газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.

Задание 19. Найди лишнее слова. Обратить внимание, что лишним будет слово в ряду по мягкости звука [Г] и [Г’]):

  • городок, гений, гусак, газель;
  • Георгий, Гена, Геннадий, Галина.

Задание 20. Дидактическое упражнение «Один — много» (словообразоание). Обратить внимание на звуки [Г] — [Г’] в словах:

бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.

Задание 21. В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г’]:

Гриша и Гена отправились погулять по городу. Гена загрузил в машину гербарии, а Гриша заправил машину газом.

Список слов на букву Г для автоматизации звука

Из трёх букв
1. гуд
2. гоп
3. гид
4. гак
5. гам
6. где
7. гей
Из четырёх букв
1. гага
2. гаер
3. гала<
4. галл
5. гало
6. галс
7. гарт

Сказка из слов на букву Г

Сказка, как частичка народного фольклора всегда выручает при развитии речи, а также во время коррекции речевых нарушений.

Можно придумывать сказки вместе с детьми «на ходу» или заготовить заранее. Но нужно придумать и задание к сказке.

Просто слушание принесёт мало пользы для постановки звуков.

Например, можно предложить ребёнку во время прослушивания чертить палочки, когда он услышит звук Г или Гь.

Это будет способствовать формированию слухового внимания, что важно, когда мы работаем со звукопостановкой.

Я предлагаю небольшую сказку из слов, начинающихся, а также содержащих в разных частях слов буквы Г. Это всего лишь образец, каким образом составляются такие сказки — упражнения.

Чтобы составлять сказку было легче, нужно заранее составить для себя списки слов с буквой Г. Они распределяются в три колонки: существительные, прилагательные, глаголы.

Слова могут чередоваться — обычные с выдуманными и несуществующими. Так сказка будет восприниматься легче и смешнее. А ведь именно юмор способствует лучшему усвоению любого учебного материала.

Для моей сказки я придумала сначала такие  группы слов:

Существительные

глаза

голубь

гусь

грелка

губки

гляделки

город

Прилагательные

голубой

главный

гордый

густой

Глаголы

глядеть

гладить

голубить

гнать

говорить

Теперь в случайном порядке, под вдохновением и, руководствуясь собственной фантазией, придумываем простенький сюжет сказки. Чем смешнее, тем лучше.

Голубь и гусь гнали гордую грелку по густому городу.
Гордая грелка глядела во все глаза на гуся и голубя, губки голубые, глаза голубые.
Гусь говорит гордой грелке: «Гляделки гладить не надо».
Главный здесь Голубь. Он всех голубит и гладит. Только он гладит свои глаза и губки».
Голубь не гордый. Гнал, гнал гордую грелку, а потом погладил ей глаза.
Глядит гордая грелка сейчас не гордо.

Автоматизация звука Г в стихах

Гусь гагаре говорит:
Голова моя болит.

Говорит гусю гагара:
Мы с тобою, гусь, не пара.

Говорит гагаре гусь:
Ой, боюсь, боюсь, боюсь.

А гагара говорит:
Вот потому башка болит!

Расшифруй куплет из детской песенки

Здесь даю очень сложное задание: нужно догадаться, что это за песенка, в которой все буквы в словах песенки скрыты одной единственной буквой Г. Очень сложное задание. Но ты справишься, если хорошо подумаешь.

Это песенка про одного веселого К…

Г    г г г г г    г г г г г    г г г г г г г г ,

Г    г г г г г     г г г г г    г г г г г г г г .

Г г г г г г г г г г г    г г г г,    г г г г г г г г г г г    г г г г —

Г г г г г г г г г г г    г г    г г г.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий