Звук Ш — как поставить и автоматизировать

Почему нас интересует автоматизация звука Ш?

К четырем годам ребенок должен разборчиво говорить, иметь достаточный словарный запас. Если родитель заметил, что малыш переставляет или пропускает звуки и целые слоги в словах, не может произнести «Ш» или заменяет его другими звуками (свистящими, «Ф»), то необходимо немедленно начинать занятия для развития артикуляционного аппарата.

Звук Ш — особенности звучания

Верное звучание звука «Ш»: выдвинуть вперед губы и округлить их. Край языка поднять (не касаясь передней части неба), спинку языка приподнять. Язык напоминает форму чашки.

Во время произношения звука «Ш» голос не участвует.

Согласный «Ш» считается глухим, твердым, передне-язычным, щелевым.

Почему важна постановка и автоматизация звука Ш?

Нельзя затягивать с постановкой или коррекцией звука «Ш». До 3-х лет дети еще могут произносить звуки не совсем четко (в пределах нормы), но если эта проблема продолжается, то необходимо заняться артикуляционной гимнастикой, научить ребенка правильно дышать во время произношения звуков.

Причиной неправильного произношения может быть: короткая уздечка, с ребенком взрослые «сюсюкали» в детстве (он слышал, как близкие выговаривали звуки, запомнил это и перенял).

Если махнуть рукой на постановку «Ш», ребенок и дальше будет заменять проблемный звук другими, его речь (как устную, так и письменную) не будет понимать учитель, от чего успеваемость ученика снизится, а сверстники будут смеяться над ним. Все это приведет к психологической травме, комплексам, ребенок может замкнуться в себе.

Подготовка артикуляционного аппарата

Для того, чтобы начать работу над постановкой звука, необходимо тренировать мышцы ротовой полости с помощью речевой гимнастики, которые обязательно следует выполнять перед зеркалом.

Возможные артикуляционные упражнения:

  • «чашечка» или «ковш»: язык в широком положении поднять к верхним зубам, и подержать несколько секунд;
  • «лопаточка»: язык в том же положении положить на нижнюю губу, и подержать несколько секунд;
  • вытянуть вперед губы в виде трубочки и улыбнуться (зафиксировать 5 секунд);
  • дуть на мыльные пузыри, ватные шарики, пушинки, плавающие игрушки в воде;
  • вытягивать язык в форме иголочки;
  • делать языком «часики» (водить языком из стороны в сторону), «качелька» (язык вытягивается вперед и нужно его спинку поднимать/опускать);
  • «белить рот»: рот закрыть, вводить языком по небу, словно его белим;
  • «цокать»;
  • копировать движения языка кошки, когда она лакает молоко.

Техника постановки звука Ш

Поставить звук «Ш» можно разными способами:

  • подражая;
  • с помощью артикуляционной гимнастики;
  • задействуя другие звуки;
  • механически.

На начальных этапах ребенок не только смотрит на взрослого и повторяет правильное произношение, но и смотрит в зеркало на себя, анализирует, что он делает не так. Логопед или родитель внимательно смотрят за тем, как малыш произносит звук «Ш» и корректно делает замечания.

Регулярная артикуляционная гимнастика помогает развивать речевой аппарат, благодаря чему ребенок верно произносит звуки.

При постановке «Ш» можно задействовать другие звуки:

  • просто ставится звук «Ш» от «Т». Малыш повторяет непрерывно «Т», округляет и вдвигает вперед губы, улыбается, направляет воздух по желобку;
  • когда ребенок верно произносит «Р» необходимо «порычать» шепотом, постепенно убрать напор выдыхаемого воздуха, пока не будет больше вибрации (появится легкое шипение);
  • от звука «С», нужно долго свистеть, слегка приподнять край языка к верхним резцам и выпустить воздух (будет слышаться звук «Ш»).

Механические приспособления (зонд, шпатель) помогают зафиксировать нужное расположение языка, которые лучше использовать логопеду, ведь не все родители имеют навык управления ими.

Логопед с помощью приборов ставит звук «Ш» от гласных «А», «Э», «Ы», приподнимая язык ребенка к верхнему небу, от согласных «С», «Р». Когда будет слышаться четко «Ш» инструмент убирают и малыш самостоятельно «шипит».

Автоматизация звука Ш в слогах

После упражнений на тренировку артикуляционного аппарата (при регулярных занятиях) закрепляется звукопроизношение «Ш» в слогах (повторяется по 3 раза): -ша, -шо, -шу, -ши, -ше, -аш, -ош, -уш, -иш, -еш, ёш, -яш, -юш.

Упражнения постепенно усложняются другими согласными:

ШК

ШТ

ШВ

ШЛ

А
У
О
Ы
И

Автоматизация Ш в начале слова

Вслед за взрослым ребенок произносит: шайба, шайка, шалопай, шакал, шаль, шарф, шоколад, шотландец, шоссе, шевелюра, шорты, шептать, ширма, шимпанзе, широкий, шипучка, шитье, шифр, шоу, шоппинг, шоковый, шокировать, шекер, шокер, шепелявить, шериф, шесть, шестнадцать, шестеренка, шефство, шеффер, швырять, швартовать, шквальный, шкафчик, шлагбаум, шляпочный, шлепанье, шмотник, шмякнуться, шнуровать, шпионить, шпинат, шприц, шпроты, шпаргалка, шпаклевка, штабквартира, штатный, штативный, штольня.

Автоматизация Ш в середине слова

Список слов, в которых «Ш» находится в средней части: вошь, ишак, аршин, дюшес, вешенка, груша, лошадь, Катюша, Даша, порошок, бывший, башмак, внешний, брошюра, вершить, брюшной, вмешать, Мишутка, парашют, орешек, ворошить, вкушать, горошек, вермишель, замешкать, затушевать, индюшина, искушение, боярышник, плюшевый, решение, вешалка, мошка, вышка, башня, ушко, окошко, пешком, камушек, подошва, душко, вишня.

Автоматизация Ш в конце слова

Ряд слов, которые заканчиваются на звук «Ш»: вкладыш, выкормыш, голыш, грош, глупыш, говоришь, детеныш, зародыш, звереныш, коклюш, ковш, багаж [ш], нож [ш], рожь [ш], тишь, уж [ш], беляш, выигрыш, лишь, кыш, ешь, режь [ш], пьешь, идешь, акушер, марш.

Автоматизация Ш в словосочетаниях

Варианты занятий:

  1. Считать в пределах десяти, используя слова на букву «Ш» (одна школьница, две школьницы и т.д.):
  2. Повторять словосочетания: шли в галошах, широкий шалаш, шьешь шарф, вяжешь шапку, шепчет Наташа, у петушка гребешок, Мишка взял шишку.

Автоматизация Ш в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Алеша с Наташей весело шагают.
  2. Миша хочет купить большой шарик.
  3. Даша вешает шарф на новую вешалку.
  4. Саша едет на черной лошадке.
  5. Мишутке шьют новую шубу.
  6. На шубе есть швы.
  7. Одень сегодня серую шубу и шапку.
  8. Яша, помой шею и уши.
  9. У машины поставили новые черные шины.
  10. Наташенька, дай башенку.
  11. Катюша, одевай галоши, чтобы не промокли ножки [ш].
  12. Настюша пошила на швейной машинке для куклы 2 шапки, 2 шарфа и одну шубу.
  13. У малыша есть карандаш.
  14. Мышь шуршит бумажкой [ш].
  15. Малыш сорвал ландыши.
  16. Наш шалаш очень хорош.
  17. Катюша сшила рубашку, но поспешила.
  18. Маша с Сашей шли за Глашей.
  19. Мои книжки [ш] стоят в шкафу.
  20. Там зеленая лягушка сидит на дорожке [ш].
  21. Мы с Пашей играем в шахматы.
  22. Кошка бегает за мышкой.
  23. Мишка набил себе шишку на макушке.
  24. Наша кошка любит играться катушкой.
  25. Я нашел в бабушкиной шкатулке разные катушки.
  26. Валюша любит лепешки и ватрушки.
  27. Швея сошьет на машинке парашют для игрушки.

Игры на постановку и автоматизацию

Если проводить занятия в форме игры, малыш не будет уставать и терять интерес. Взрослый, задействуя образы, помогает ребенку быстрее понять, как правильно произносится звук «Ш».

Можно придумать историю: мы изображаем ужей или мышек, и нам тихонько нужно приползти к еде, чтобы нас не съели кошки.

Когда необходимо отработать произношение звука, можно показывать картинки. Ребенок смотрит на изображение и называет предметы. После задачу можно усложнить: показать картинку, а малыш должен описать, что он видит, какие действия и кто делает.

Упражнение «Закончить слово»:

  • ША: Да… (Даша), ка… (каша), Ма… (Маша), Ми… (Миша).
  • ШУ: пи… (пишу), ма… (машу), но… (ношу), ко… (кошу).
  • ШИ: мы… (мыши), малы… (малыши), гало… (галоши), кры… (крыши).

Упражнение «Нас много»:

  • мышь – мыши;
  • малыш – малыши;
  • шалаш – шалаши;
  • камыш – камыши.

Упражнение «Назови ласково»:

  • Маша (Машенька);
  • Даша (Дашенька);
  • Паша (Пашенька);
  • Миша (Мишенька);
  • Саша (Сашенька).

Упражнение «Продолжить предложение» (образец «Я пишу, и Миша пишет):

  • Я ношу, и … .
  • Я пишу, и … .
  • Я тушу, и … .
  • Я пашу, и … .

Упражнение «Продолжить ряд слов однокоренными»:

  • Шум (шумный, шуметь).
  • Шут (шутка, шутить).
  • Шаг (шагом, шагать).

Упражнение «Поставить слова в форму множественного числа» (образец «Один малыш – два малыша – много малышей»):

  • камыш;
  • шалаш;
  • галоша;
  • мышь;
  • кошка;
  • мышка;
  • мошка.

Упражнение «Поставить слова в прошедшую форму» (образец: Шуметь – шумел – пошумел):

  • шутить (шутил – пошутил);
  • шипеть (шипел – пошумел);
  • шуршить (шуршал – пошуршал);
  • шептать (шептал – пошептал).

Упражнение «Кто что делает?»:

  • Камыш (шумит).
  • Мышь (шуршит).
  • Уж (шипит).
  • Шалун (шалит).
Оценки
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий