Средства педагогической поддержки самостоятельных дидактических игр

Игры в детской среде являются мощным инструментом для образования, потому что через игры дети приобретают знания, обогащают свой опыт, развивают навыки и привычки.

Особенно большое воздействие на образовательный и воспитательный процессы оказывают дидактические игры.

Дидактические игры в логопедии

Дидактические игры – это одна из самых полезных форм обучения детей в детском саду. Ведь игровая деятельность для дошкольников является ведущим видом деятельности. Так игра позволяет решить две важные задачи: игровую (которую преследует сам ребенок) и образовательную (которую преследуют воспитатели).

Необходимо так организовать воспитательный процесс, чтобы эти задачи дополнялись друг другом и помогали усвоить образовательную программу.

Дидактические игры – это очень полезный инструмент развития интеллектуальной активности. Она запускает многие процессы психики, заставляет детей интересоваться познавательными процессами.

Дидактические игры всегда носят обучающий характер. Их создают взрослые для того, чтобы воздействовать на детей. Однако воздействие это оказывается скрыто от детского восприятия. Дети реализуют поставленные игровые задачи, выполняя определенные правила и не подозревая, что чему-то учатся.

Согласно словам А.Н. Леонтьева, с помощью дидактических игр можно постепенно подготовить детей к неигровой деятельности. Благодаря таким играм дети удовлетворяют свои познавательные потребности, учатся интеллектуально трудиться, приобретают навыки обучения.

Учебный характер дидактических игр

Дидактически игры всегда носят учебный характер.

Очень важна педагогическая поддержка самостоятельной дидактической игры дошкольника с проблемами в развитии речи.

Для того чтобы дети могли заниматься дидактическими играми самостоятельно, необходимо, чтобы этих игр в группе было всегда в достаточном количестве. Игры должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников и соответственно их развитию.

В специально отведенном месте дети должны иметь возможность выбрать то, что им больше всего по душе. Только в этом случае они заинтересуются и будут самостоятельно играть.

Со стороны педагога будет недостаточно предварительно познакомить детей в группе с назначением того или иного дидактического материала.

Важно объяснить, как пользоваться, и чему они смогут научиться, если займутся конкретной дидактической задачей.

Как правило, дети в старших группах уже хорошо разбираются в дидактических играх.  Быстро находят в ней проблемные моменты и успешно с ними справляются.

Педагогическая поддержка самостоятельных дидактических игр

Эффективным средством педагогической поддержки самостоятельных дидактических игр детей логопедической группы можно назвать, прежде всего, поощрение инициативности при выборе вида деятельности, в том числе выборе дидактического материала для игр.

Для этого педагог адекватно оценивает полученные ребенком результаты игр, признает его усилия и указывает в последствии возможные пути и способы разрешения трудностей во время самостоятельной дидактической игры.

Важно также создавать такие ситуации, которые способствовали бы реализации детьми желания преодолевать сложности в игре. При этом игры должны усложняться постепенно. Удовлетворенные результатами, дети будут и дальше тянуться к дидактическим играм развивающего характера.

Мотивационная составляющая к самостоятельным дидактическим играм – еще одно из эффективных средств педагогической поддержки. Дети должны осознавать потребность в развивающих играх дидактического характера.

Согласно Е.Л.Князевой, нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями. Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, то дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.

Если дети научатся самостоятельно что-то в себе преодолевать, они начнут развиваться, как личности, способные находить выходы из сложных жизненных ситуаций.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Путешествие по сказкам»

 Цель: расширение словарного запаса.

Дидактические задачи: 

Закреплять знание детьми названия и содержания знакомых сказок.

Овладение такой грамматической категорией, как род существительных.

Вид дидактической игры: настольно-печатная

Предварительная работа: дети знакомы с содержанием сказок «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок»; рассмотрены иллюстрации из сказок; проведена дидактическая игра «Письма доброго сказочника».

Игровая задача: поможем каждому герою вернуться в свою сказку.

Игровые правила: 

  1. Назвать сказку, подобрав 5 правильных картинок, подходящих к данной сказке.
  2. Последовательно разложить картинки на игровом поле (слева-направо, сверху-вниз).

Ход игры:

  1. Организационный момент: Ребята, сегодня я хотела бы предложить вам поиграть в одну интересную игру. Сначала вы попробуете свои силы с напарником, а затем каждый испытает себя в самостоятельной игре.
  2. Мотивационно-целевой этап: Ребята, посмотрите, кто это к нам пожаловал? Показывается один из героев сказки. Можно выбрать любого сказочного персонажа, но для выполнения заданий обычно выбирают Незнайку, который, конечно же сначала, ничего не знает. А задача детей показать, что они-то знают все.

Сказочный персонаж, конечно же просит помощи. В данной игре мы имеем пустые белые (или другого цвета – по желанию) квадраты. Они составляют игровое поле, о чем Незнайка даже и не подозревает.

Поэтому важно спросить у детей,  знают ли они о назначении этих квадратов.

Выслушиваются детские ответы. И подтверждается правильный ответ – игровое поле.

Каждый квадрат в игровом поле должен заполниться картинкой с соответствующей сказкой. Сказки называются вслух.

При неправильно подобранной картинке наш сказочный персонаж Незнайка помогает героям найти свою сказку.

  1. Реализация игрового замысла: 

После старта игры дети работают на игровом поле. При возникновении трудностей предлагается отложить на время карточку, чтобы не терять время. Когда все угаданные карточки будут разложены по квадратам правильно, следует вернуться к оставшимся. Из небольшого количества оставшихся карточек уже легче определить, какой герой какой сказке принадлежит.

В процессе игры поля заменяются. Пока задание не будет выполняться без ошибок и сложностей.

Выполненное задание оценивается выдачей какого-либо приза или фишки.

  1. Подведение итогов игры: 

В конце игры дети подсчитывают полученные «отметки» или фишки, и определяется победитель.

Незнайка благодарит детей и удаляется, но обещает вернуться с новыми играми и заданиями.

Педагог спрашивает, с героями каких сказок дети встретились на игровом поле («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок»).  Сказки можно подобрать любые. Главное, подобрать к ним подходящие рисунки и сделать игровые карточки.

  1. Усложнение игры:

Теперь игру следует усложнить тем, что задание дается уже каждому ребенку индивидуально. Далее организуется самостоятельная дидактическая игра для каждого воспитанника.

Объявляется следующая дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Игра отлично направляет детей на овладение такой грамматической категорией, как род существительных.

Для проведения этой игры заранее вырезаются домики с окошками. Лучше использовать плотный лист бумаги, лучше – картон. Подготавливаются различные картинки. Правильнее будет использовать каких-либо животных или любых других одушевленных персонажей, так как они должны «жить в домике».

Чтобы игра была еще более интересной, дети привлекаются для изготовления атрибутов к ней.

Задание к игре дается индивидуально, чтобы дети могли играть самостоятельно, не отвлекая других и не торопясь.

Каждый домик имеет надпись с личными местоимениями 3-го лица единственного и множественного числа  «он», «она», «оно», «они».

Дети должны расселить каждого животного или другой персонаж по домикам с соответствующим местоимением. При этом следует научить их проверять правильность выбора словами — помощниками: он — мой; она — моя; оно — мое; они — мои.

Усложнить игру можно, добавив в некоторых домиках дополнительные окошечки. Число окон должно соответствовать количеству слогов в слове.

Например, картинка «кот» должна поселиться в домике с одним окошком (так как один слог) и надписью «он» (кот – он – мой).

Белка селится в домик с двумя окошками (два слога бел-ка) с надписью «она» (белка – она – моя).

В этой дидактической игре можно распределять по домикам картинки – слова и неодушевленных предметов. Ведь в домике можно расставить мебель, к примеру.

Т.е. в домик, где ребенок поселил кота, он может поместить картинку «стол» (стол – он – мой и в нем один слог)

Таким образом, игра усложняется, а грамматические навыки у ребят формируются и успешно развиваются.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector