Игра в сенсорном воспитании

В дошкольном воспитании достаточно много внимания уделяется сенсорному формированию детей. Это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи. Дети учатся таким образом выделять главные свойства и признаки.

Задача игр-занятий по сенсорному развитию детей

Главная задача игр-занятий для детей – это накапливать разнообразный сенсорный опыт, который бы на следующих этапах обучения и ИЗО и конструировании помогал систематически накапливать знания, получать новые и применять их в разных ситуациях.

– Какими играми вы пользуетесь дома для сенсорного развития?

– Как вы играете со своими детьми?

– Чему эти игры учат ребенка?

Важно, чтобы воспитатели при организации игр-занятий пользовались краткими речевыми инструкциями, не отвлекали детей словами от выполнений заданий.

Но множество исследований в сфере коррекционной педагогики показывают, что дети часто обладают недостаточно развитым восприятием: оно носит фрагментарный характер, неточное и нецеленаправленное. У дошкольников недостаточно сильно развиты сенсорные эталоны.

Поэтому есть потребность в создании условий, которые бы позволяли упражнять сенсорные функции во время систематических тренировок. Дети тренируются различать и классифицировать признаки окружающего мира, чтобы более точно и адекватно взаимодействовать с ним.

Эффективность дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников

Главные способы воздействия на сенсорные эталоны у дошкольников – это упражнения, дидактические и предметные игры. Это можно объяснить тем, что младшие дошкольники больше всего нуждаются в игровой активности.

В процессе дидактических игр можно не просто следить за формированием навыков и качеств ребенка, но также направлять и корректировать их в нужном направлении.

Дидактические игры вызывают у детей способность мыслить самостоятельно, применять имеющиеся знания в разных условиях согласно поставленным задачам. Также нужно отметить, что упражнения и игры нужно проводить в определенной системе в связи с тем, как проходит воспитание и сенсорное обучение детей.

Учитывая это чтобы развивать сенсорные эталоны и повышать уровень развития сенсорики, мы разработали комплекс дидактических игр.

Работая с сенсорным развитием, я последовательно и систематически используют упражнения и дидактические игры. Именно это является главным средством воспитания сенсорики. Стараюсь внедрять их в те или иные формы образовательного процесса.

Во-первых, я составила перспективный план по формированию сенсорных эталонов. Материал старалась распределять в той последовательности, которая предусматривает постепенный переход от легкого к трудному.

К примеру, сначала дети должны познакомиться с определенными сенсорными свойствами – формой и величиной объектов, которые исследуют с помощью ощупывания. Затем они способны воспринимать цвет с помощью зрения.

Принцип последовательности применяется также и в том, что сначала дети знакомятся со свойствами, которые резко различаются друг от друга, а затем уже те, которые имеют близкие признаки. Более того, нужно учитывать возраст дошкольников и то, на какой стадии находится их развитие.

Развивая у дошкольников представления о разных цветах, нужно действовать поэтапно. Сначала дошкольники должны научиться ориентироваться в контрастных цветах и подбирать к образцам подобные предметы.

С этой целью организуют дидактические игры, в которых дети могут раскладывать вещи по тарелочкам, находить подобные мячики и показывать похожую мозаику. С первых занятий важно не просто называть, каким цветом предметы, но и прикладывать плотно одни предметы к другим.

На следующем этапе дети учатся развивать способность ориентироваться в контарстных цветах: зеленом и желтом, синем и красном. Для этого используют задания, в которых дети подбирают согласно образцу подобные предметы.

Для этого существую разные дидактические игры. Дети привязывают к шарикам ниточки, ставят букеты в вазы, прячут мышек, раскладывают предметы по цветам, садят бабочек на цветки. И если на первых порах дети ошибаются, то им помогают, показывая правильный образец действий.

Чтобы детям было интереснее, можно применять разные дидактические материалы, стараясь чередовать их во время всего занятия.

На данном этапе у дошкольников как правило развивается понимание того, что один и тот же цвет может быть у разных предметов. Подбираются игрушки и природные материалы, обладающие нужным цветом.

Дети могут выполнять следующие задания: «Отыщите предметы лишь синего или красного цвета». Чтобы развивать представления о том, какую форму имеют предметы, нужно помогать детям сравнивать их.

К примеру, я могу задать вопрос: «Скажите, ребята, какую форму имеет этот мячик?». А затем говорю им: «У этого мяча круглая форма, как у апельсина». Затем я предлагаю детям самим находить объекты с похожим признаком.

При этом нужно учить детей выполнять такие практические действия, как накладывание фигур, переворачивание их и прикладывание. Дети обводят контуры фигур пальцами и выполняют другие действия.

Когда ребенок выполнил ряд практических действий, ему проще узнавать фигуры, которые нужно знать в младшем дошкольном возрасте. Чтобы правильно определить величину предмета, у дошкольников нужно развивать способность подбирать объекты с той же величиной, что и у образца.

Потом детям дают задания, которые бы развивали их способность различать предметы по их величине, накладывая или прикладывая их друг ко другу.

Это позволяет закреплять названия предметных свойств. Во время игр на определение величин нужно использовать как можно больше предметов, которые подготавливаются заранее. Это могут быть игрушки, имеющие разные размеры.

С помощью дидактических игр нужно формировать мышление детей и их внимание. Эти процессы неразрывно связаны с приобретением нового сенсорного опыта.

Все это позволяет закрепить представления о величине. Чтобы формировать тактильные ощущения, нужно использовать упражнения и игры с применением тактильных дорожек и сенсорных панно.

Детям предлагаются цветные палочки и красивые шнурки, а также детские прищепки. Ребятам нравится играть с разноцветными пробками, липучками, с закручивающимися предметами и щетками.

Нужно также отметить, что развитие сенсорики – это неотъемлемая часть образовательной деятельности. Но и в совместной деятельности, а также в режимных моментах мы этому тоже уделяем внимание.

В зависимости от возраста ребенка осуществляются разные подходы для организации дидактических игр.

Методика организации дидактических игр для сенсорного развития

Рассмотрим методику организации дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.

  1. У младших дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Наглядность для них более действенная, чем слово. Поэтому целесообразно объяснить им правила и продемонстрировать само игровое действие. Если в игре есть разные правила, не стоит сообщать их все за один раз.
  2. Игры нужно проводить таким образом, чтобы они позволяли детям испытывать радость и бодрость.
  3. Нужно научить детей играть так, чтобы они не мешали друг другу, постепенно учились объединяться для игры в небольшие группы и осознали, что вдвоем играть намного интереснее.
  4. Воспитатель с младшими дошкольниками должен стараться сам включаться в игровой процесс. Сначала нужно привлечь детей поиграть с дидактическими материалами. Затем нужно разбирать их и собирать вместе с ребятами. Нужно пробудить у детей интерес к дидактическим материалам и научить с ним играть.
  5. В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие окружающей действительности. Беря это во внимание, воспитатель старается подобрать такой материал, который можно было бы исследовать и активно с ним действовать.
  6. Знакомые для ребят игры станут еще более увлекательными, если в их содержание вводить что-то сложное и новое, что требует активизации умственных процессов. Поэтому нужно повторять игру в различных вариациях, постепенно усложняя их правила.
  7. Когда объясняются правила игры, воспитатель должен обратить свое внимание на разных игроков, чтобы каждый подумал, что рассказывают об игре лично ему.
  8. Чтобы игра становилась более успешной, педагог должен подготовить ребят к игровому процессу: до игры дети должны познакомиться с предметами, которые будут использованы, с изображениями и их свойствами.
  9. После игры воспитатель должен обязательно подметить положительные стороны: похвалить детей за то, что у них получилось.
  10. Интерес к играм усилится, если воспитатель предложит им играть с теми игрушками, которые были использованы во время игры.

Сенсорные игровые системы и условия их использования

В методической литературе содержится информация о разных игровых системах. Такие системы были разработаны в том числе и Т.В. Башаевой. Они позволяют развивать восприятие дошкольников и младших школьников. ИССО разрабатывалась на основании закономерностей развития восприятия в дошкольный период и на психологических аспектах перевода внешних действий во внутренний план. Также учитывались законы овладения сенсорных эталонов.

Чтобы реализовать каждый вид восприятия, были созданы игровые системы, которые основаны на принципе постепенного усложнения согласно этапам развития перцептивных действий. В начале дети играют с реальными предметами с помощью взрослых, так они начинают воспринимать то, какими свойствами обладают разные предметы. Потом в игровую систему вводятся модели, с помощью которых свойство можно выделить специально, чтобы облегчить их восприятие.

Играя с моделями, дети учатся манипулировать свойствами как в реальных действиях, чтобы расчленить внешние действия и сами предметы на составляющие их элементы. Это дает возможность проще усвоить перцептивные действия и перевести их на уровень зрительного восприятия объектов.

Каждый вид восприятия должен завершаться зрительным различением и узнаванием свойств явлений или предметов, с помощью чего можно определить, развит ли у дошкольника механизм восприятия изучаемых свойств.

Игровые методы формирования представления о цвете

Главное место занимают упражнения и игры на различения цветов. С их помощью дошкольник может познакомиться с общепринятой системой оттенков и цветовых тонов, которые включаются  в виде переходных фраз.

Игры эти очень важны, ведь дети при восприятии цвета в окружающей обстановке, рисуя его с помощью красок и карандашей не способны самостоятельно научиться систематизировать оттенки и тона.

Г.С. Швайдо предлагает собственную модель построения игр на различение и узнавание цвета. Сначала ребенок должен запомнить близкие друг для друга цвета. Затем он должен научиться различать цвета по темным и светлым оттенкам.

После этого дети должны научиться различать оттенки для одного цвета. Сначала выбирают два оттенка. Затем несколько.

Чтобы прочно усвоить сенсорные эталоны, нужно множество раз повторять игры. Но повторность нужно организовать в различных вариантах. Если повторять дидактические игры без изменений, это даст возможность детям в процессе упражнений закрепить приобретенные умения и знания.

Но если немного усложнять знакомые игры, это развивает к ним интерес. Решение новых задач приносит детям чувства удовлетворения и радости, дети разжигаются желанием вести умственную активность.

Формирующая среда и игровые методы

Согласно Р.А. Курашовой, можно выделить предметную развивающую среду, являющуюся одним из условий развития сенсорных эталонов у дошкольников.

Сегодня по мере совершенствования системы воспитания, по мере того, как внедряются принципы гуманизации процесса образования, большое значение придается созданию формирующей среды.

Среда, которая включает в себя окружения ребенка, состоит из семьи, ближайшего окружения и социальной среды. Среда может как активизировать, так и сдерживать развитие ребенка. Но она не может не влиять не его развитие вообще.

Развивающая предметная среда – это комплекс объектов материального мира, с которыми ребенок взаимодействует. Она позволяет моделировать содержание физического и духовного облика ребенка.

Чтобы дидактические игры давали результат, нужно следовать общедидактическим принципам в их организации.

Например, нужно придерживаться принципа последовательности и систематичности, которые проявляются в том, что система знаний должна передаваться детям в логической последовательности с учетом познавательных возможностей учащихся. Еще один принцип – это принцип обучения. Он подразумевает организацию процесса из нескольких шагов. Он приносит больше результатов, если делать меньше перерывов, не нарушать последовательность и не допускать неуправляемых моментов.

Исходя из всего этого, дидактические игры должны проводиться последовательно от простых к сложным.

Согласно В.Н. Аванесовой, во время занятий, которые основываются на прямом воздействии взрослых на обучающего, невозможно осуществить все зачади по сенсорному воспитанию: большую роль по-прежнему играют дидактические игры.

Исследовательница считает, что в некоторых случаях игры являются определенной игровой формой проведения занятий. Их можно организовать со всеми дошкольниками во время занятий. В других же случаях игры нужно использовать в повседневной жизни, когда ребенок играет самостоятельно.

Дидактические игры для мотивации обучения

Дидактические игры – это игры, которые создаются и приспосабливаются специально для обучения детей.

Это разновидность игр с правилами, которые специально создаются педагогами для воспитания и обучения детей.

Дидактические игры – это достаточно сложное педагогическое явление, состоящее из множества планов. Игра – это и игровой метод, и форма обучения, и самостоятельная деятельность, и средство для личностного воспитания.

Дидактические игры как методы обучения изучаются нами в двух видах: это занятия и дидактические игры. Во время занятий ведущую роль берет на себя воспитатель, который старается повысить у дошкольников интерес к занятиям с помощью игровых приемов. Он может создавать соревновательные элементы, внедрять игровые ситуации. Применение разных компонентов игровой деятельности можно сочетать с указаниями, с показом, с объяснениями и с вопросами.

Исследователи в области игр выделяют ее структуру: задачи, правила и действия.

Игра, которую используют для обучения, включает в себя дидактическую, обучающую задачу. В процессе игры дети стараются решить задачу в увлекательной для них форме, которую можно достичь определенными игровыми действиями.

Каждая дидактическая игра наделяется развернутым игровым действием. Согласно группе педагогов, дидактические игры становятся игрой благодаря тому, что в них присутствуют игровые моменты: неожиданности и ожидания, элементы соревнования и движения, загадки и распределения ролей.

Мотивация для выполнения дидактических задач – это естественное желание ребенка играть, достигать игровых целей, выигрывать. Именно это побуждает их более внимательно вслушиваться и всматриваться, быстрее ориентироваться на нужные свойства, выбирать предметы и группировать их как это требуют условия игры и правила.

Обычно педагоги смешивают понятия «игровое упражнение» или «игра». И игровые упражнения иногда педагоги ошибочно называют играми.

Но если использовать игровые упражнения вместо игр, то часто интерес детей может быстро угаснуть. Н.Я. Михайлено выделяет такие компоненты игры: это действия, правила, выигрыш.

Если в той деятельности, которую педагог предлагает для детей, нет соревновательного компонента и невозможно фиксировать первенство как выигрыш, то это просто игровое упражнение. Чтобы игра не превратилась в игровое упражнение, нужно вводить в процесс игровые действия с соревновательным компонентом.

Типы дидактических игр для сенсорного развития

А.Н. Аванесова, учитывая опыт сенсорного развития детей, выделила несколько типов дидактических игр:

  1. поручения, которые основываются на увлечении детей действиями с предметами и игрушками: их можно собирать, раскладывать, вставлять и выполнять другие операции с ними;
  2. прятание и поиск: дети увлечены неожиданному исчезновению или появлению предметов, их нахождением и поиском;
  3. отгадывания и загадывания, в которых детей привлекает неизвестность;
  4. сюжетно-ролевые: дети попадают в изображенные жизненные ситуации и выполняют роли взрослых людей: покупателей, почтальонов, продавцов и т.д;
  5. соревнования, в которых дети стараются быстрее достичь игрового результата и победить;
  6. фанты: в них дети стараются сбросить карту, избавиться от чего-либо, удержаться, избежать штрафного предмета, не произнести запретного слова.

Согласно А.Н. Аванесовой для развития у дошкольников представлений о цветах, о солнечном спектре, нужно сначала проводить дидактические игры, во время которых дети могли бы научиться различать основные цвета, узнавать их и называть правильно.

После этого дошкольников знакомят с дополнительными цветами. Затем дети выполняют упражнения, в которых учатся называть и различать оттенки для главных и дополнительных цветов.

Так формируются представления об определенных системах цветовых отношений, о последовательности всех цветов в солнечном спектре и об их месте там.

Приобретенные детьми знания о цвете позволяют развиваться умственно и сенсорно. Применяя эти знания в качестве эталонов, дети стараются быстрее и лучше, точнее и осознаннее ориентироваться в пространстве. Их деятельность приобретает боле совершенные формы.

Полученные сенсорные представления не говорят о том, что дети будут использовать их на практике.

Дидактические игры как раз позволяют расширить практику применения эталонов, расширить практические ориентировки.

Функция дидактической игры в результате становится не учебной, а направленной на применение уже имеющихся знаний.

Игры можно использовать в каждом занятии. Лучше всего сопровождать их потешками и загадками, что позволяет детям эмоционально осознавать и воспринимать игровые образы, понимать их эстетический характер, формировать воображение и образное мышление.

Логоправ
Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector