- Характеристика звука С
- Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики
- Развитие зрительно-пространственной ориентации
- Развитие фонематических процессов
- Развитие артикуляционной моторики
- Развитие дыхания и голоса
- Развитие лексико-грамматического строя речи
- Работа над слоговой структурой слова, звуковой анализ слогов
Цель: автоматизировать звук [с] у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи:
- Коррекционно-развивающая: Развитие фонематических процессов, развитие зрительно-пространственной ориентации.
- Коррекционно-образовательная: Развитие слоговой структуры слова.
- Воспитательная: Воспитать положительное отношение занятиям.
Оборудование:
- зеркало;
- медведь Степан (игрушка);
- набор картинок со звуком [с];
- снежинки из бумаги; Миска;
- слон (игрушка);
- кукольные сапожки;
- носочки;
- ложка и стакан;
- бумага;
- фишки красного, синего, зеленого цвета.
Методическая база: Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Филичевой, Г. Чиркиной; Методика Л. Лопатиной «Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушениями речи».
1. Организационный момент
Логопед (Л): Здравствуй, Артем!
Сегодня у нас среда, а какой день недели был вчера?
Ребенок (Р): Здравствуйте! Вторник!
Л: Правильно, а какой день недели идет после среды?
Р: Вторник!
Л: Подумай еще раз — вторник, среда, а какой идет следующий день недели?
Р: Четверг!
Л: Правильно, давай повторим с тобой все дни недели по порядку! А затем в обратном порядке!
Р: Повторяет.
2. Объявление темы
Л: Сегодня к нам из леса в гости пришел медведь Степан. Он хочет поиграть сегодня с тобой и с его любимым звуком [с].
Р: Знакомится с медведем.
Характеристика звука С
Л: Артем, а звук [с] какой?
Р: Согласный!
Л: Правильно, а почему он согласный?
Р: Потому что есть преграда воздушной струе.
Л: Молодец, а что еще ты можешь сказать о звуке [с]?
Р: Он твердый и звонкий!
Л: Нет. Давай произнесем вместе сссссс. Приложи руку к горлу, есть вибрация?
Р: сссс. Нет!
Л: Значит звук [с] какой?
Р: глухой!
Л: Да! А при произнесении звука [з] в каком положении находятся наши губы, зубы, язык? Зубы слегка приоткрыты, губы растягиваем в улыбке. Кончик языка упираем в нижние зубы.
Ребенок отвечает.
Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики
Л: Давай, мы поиграем в игру, под названием «Какая картинка пропала?»
— Перед тобой лежат картинки: Снеговик, Санки, Слон, Стол.
— Запомни эти картинки. Когда ты их запомнишь, начнется «ночь», и ты закроешь глаза.
— Когда я скажу «день», ты должен будешь открыть глаза и сказать какой из картинок не стало.
— «Ночь» (Логопед убирает картинку со снеговиком).
— «День». Открывай глазки.
— Какой картинки не хватает?
— Не хватает снеговика! (Логопед кладет картинку снеговика к остальным картинкам)
— Попробуй снова запомнить все картинки: Снеговик, Санки, Слон, Стол
— «Ночь» (Логопед убирает картинку со слоном).
— «День». Какой картинки не хватает?
— Правильно! (Логопед кладет картинку слона к остальным картинкам).
Р: Отвечает, выполняет задание, если ошибается, логопед помогает.
Развитие зрительно-пространственной ориентации
Л: А теперь давай подойдем к столу (встают и подходят к другому столу, который был заранее подготовлен). Посмотри на наш стол. На нем лежат разные предметы. Справа от тебя лежит миска, возьми ее и отдай мне.
Р: сначала тянет руку к слону, но затем берет миску и подает его логопеду
Л: Правильно! Слева от тебя лежит слон (игрушка) возьми его и отдай мне.
Р: берет слона и подает его логопеду.
Л: Правильно! (убирает слона и миску, достает игрушечные сапоги и носки). Возьми тот предмет, который лежит к тебе ближе и отдай его мне (ближе лежат сапоги). А затем возьми тот предмет, который дальше от тебя (дальше лежат носки)
Р: Берет носки и отдает их логопеду. После исправляется и берет сапоги, а затем берет носочки и также отдает их логопеду.
Л: Молодец!!
Развитие фонематических процессов
Л: А теперь давай сыграем в игру «Узнай звук». Перед тобой лежат разные предметы: ложка, стакан, бумага. Сейчас я покажу тебе, как звук производит каждый предмет, а ты это запомни. Логопед стучит ложкой по стакану, затем шуршит бумагой.
— А теперь закрой глаза, я буду производить звуки, а потом ты мне будешь показывать, каким предметом я производила этот звук. Логопед стучит ложкой о стакан, шуршит бумагой. Снова воспроизводит звуки для того, чтоб ребенок их запомнил.
Р: закрывает глаза и затем распознает звуки, если есть ошибки или трудности, логопед помогает.
Развитие артикуляционной моторики
Л: Давай позанимаемся с нашим язычком.
Жил был на свете добрый и веселый Язычок. Давай поздороваемся с язычком. Покажи мне язычок. Сначала длинный, а потом короткий. Теперь быстро подвигай им (демонстрация: открыть рот, вытянуть язык и выполнить движения вверх, вниз, влево, вправо). Решили мы с ним поиграть в футбол, чтобы забить гол, нужно загнать мяч в ворота.
Вытянуть губы вперед трубочкой и дуть на шарик, пока ребенок не загонит его между кубиками. После футбола язычок проголодался и решил сделать блинчики. Для блинчиков мы замесим тесто. Улыбнуться. Рот приоткрыть. Пошлепать языком между губами – «па— па— па— па— па…». Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5. А теперь стряпаем блинчики. Улыбнись и приоткрой рот.
Положи широкий язык на нижнюю губу (удерживать под счет от 5 до 10 секунд). Блинчик оказался горячий, подуем: ссс!!!! Скушали блинчики, теперь почистим зубки (улыбнуться, показать зубы, а кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы).
Р: Выполняет упражнение, следим за статической координацией движений.
Развитие дыхания и голоса
Л: Артем, а теперь представь, что мы в гостях у Снежной Королевы. На нашем пути лежит много снежинок, давай мы попробуем убрать их с пути. Вдохни глубоко и выдохни, стараясь сдуть как можно больше снежинок с нашего пути. Давай еще немного постараемся!
Р: Выполняет упражнение при помощи логопеда, так как недостаточная сильная воздушная струя.
Р: Молодец! Мы убрали все снежинки с нашего пути!
Развитие лексико-грамматического строя речи
Л: Сейчас я показывать тебе слова, а ты должен будешь подобрать как можно больше слов к слову, которое я назвала, готов?
Р: Да.
Л: свежий…
— старый …
— старая…..
Р: — огурец, морковка,
— шкаф, стулья,
— книга, мебель.
Л: Молодец, а теперь повтори за мной.
— свежая морковка, свежий огурец.
— старый шкаф, старые стулья.
— старая книга, старая мебель.
Р: повторяет за логопедом.
Работа над слоговой структурой слова, звуковой анализ слогов
Л: Артем, посмотри, у меня в руках картинка, что нарисовано на этой картинке? Наш медведь Степа очень любит кататься на санках. Сколько слогов в слове «санки»? Произнеси слово «санки по слогам». Приготовь руки, вместе попробуем произнести это слово:
— Сан (хлопок) – ки (хлопок)
Сколько слогов в слове санки? Два. А теперь посмотри, перед тобой лежат фишки красного, синего и зеленого цвета. Давай выложим из этих фишек слово Санки.
• Красная фишка – это гласный звук.
• Синяя фишка — это согласный звук.
• Зеленая фишка – это согласный мягкий звук.
— Первый слог в слове Санки — это Сан. Выложи этот слог с помощью наших фишек.
Р: первой кладет красную, второй зеленую, третьей синюю фишку.
Л: Нет. Артем, давай вместе попробуем определить, из каких фишек состоит слово Санки.
— Объясняет ребенку, какая фишка должна стоять за какой и почему.
• 1 синяя фишка, потому что звук [с] – согласный и твердый,
• 2 красная фишка, потому что звук [а] — гласный,
• 3 синяя фишка, потому что звук [н] — согласный и твердый звук.
Л: Второй слог в слове Санки— это Ки. Звук [к’] какой?
— Молодец! А какой еще?
Р: согласный, твердый, звонкий!
Л: Давай произнесем вместе:
— Кь, К, Кь!
— Звук Кь мягкий, а теперь приложи руку к горлу и снова произнеси
— Кь, Кь, Кь!
— Ты чувствуешь вибрацию?
— Значит звук [кь] какой
Р: к— к— к— к— к. Глухой.
Л: А каким цветом мы его обозначаем? Раз он согласный и мягкий?
Р: Зеленым!
Л: Правильно, а звук [и] какой? А каким цветом мы его обозначаем?
Р: Гласный, красным!
Л: Правильно, а теперь попробуй фишками выложить слог Ки.
Р:
• 1 фишка зеленая, потому что звук [к’] — согласный и мягкий,
• 2 фишка красная, потому что звук [и] — гласный.
Л: молодец, все верно!
Домашнее задание
Л: Артем, Степа просит тебя дома вырезать из бумаги красивые снежинки и украсить ими дом.
Итог
Л: Сегодня медведь Степа нашел нового друга, ему очень понравилось с тобой играть. А с какого звука начинается имя Степы?
Р: Со звука [с]!
Л: Правильно! А звук [с] какой?
Р: согласный, твердый, глухой!
Оценка работы
Л: Молодец. Степе очень понравилось с тобой играть, но ему пора уходить домой, к своим лесным друзьям. Он говорит тебе «до свидания». Ты тоже можешь идти!
Р: До свидания!