Звук С — постановка и автоматизация

Родители должны быть внимательными к тому, как ребенок произносит звуки. Задержка речевого развития и различные нарушения речи, в основном, наблюдаются в следствии недоразвития или поражения мозга, ЦНС во внутриутробном периоде, во время родов или после рождения.

На развитие патологий у ребенка влияют и вредные привычки родителей: курение, алкоголь, наркотики.

Звук С — особенности звучания

Верное произношение звука «С»: сомкнуть зубы, а губы немного растянуть. Кончик языка нужно упереть в нижний ряд зубов, середину языка выгнуть, а боковые его края опереть на зубы.

Голосовые связки не участвуют, они отдыхают, поэтому звук считается глухим.

Согласный «С» – свистящий, твердый, щелевой, передне-язычный.

Почему важна постановка звука С

Многие родители считают, что проблемы с произношением какого-то звука, это не главное. Но, дети, которые до 5-6 лет не избавились от них, в школе начинают испытывать трудности. Они же как говорят, так и читают, пишут!

Страдает темп усвоения материала, грамотность. К тому же испытывают психологический дискомфорт: сверстники уже замечают недостатки речи, могут высмеивать ребенка, а он начинает комплексовать и избегать общения.

Подготовка артикуляционного аппарата

Заниматься различной речевой гимнастикой очень важно для ребенка. Примеры артикуляционных упражнений, которые рекомендуется выполнять перед зеркалом:

  • сделать заборчик из зубов и улыбнуться;
  • дуть на мыльные пузыри, ватные шарики, пушинки, плавающие игрушки в воде;
  • свистеть в палочки;
  • сделать «лопаточку»: язык ложится в широком положении на нижнюю губу (зафиксировать несколько секунд);
  • упражнение «трубочка»: открыть рот и свернуть язык в виде трубочки, после чего длительное время подуть в нее.

Техника постановки звука С

Поставить звук «С» можно разными способами:

  • подражая;
  • механически;
  • с помощью артикуляционной гимнастики;
  • задействуя другие звуки.

Для того, чтобы поставить звук «С» по подражанию, необходимо заниматься перед зеркалом и показывать малышу правильное положение языка и губ. Ребенок должен почувствовать прохладный выдыхаемый воздух во время произношения согласного – приложить его ладонь ко рту.

Механический метод подразумевает использовать вспомогательные приспособления: зонд, шпатель. В домашних условиях подойдет для применения неострая зубочистка или палочка от мороженого.

Порядок действий:

  1. Предмет нужно расположить вдоль языка, зафиксировав его верное положение для произношения.
  2. Ребенок должен улыбнуться, положить край языка на нижние резцы. Через образовавшуюся щель нужно подуть.
  3. Нажать предметом вдоль языка, образует желобок, по которому идет струя воздуха. Должен быть слышен свист.
  4. Язык спрятать за зубы, а зубы необходимо сблизить.
  5. Ребенок продолжает свистеть, а родитель (логопед) регулирует силу нажатия, добиваясь верного и четкого звукопроизношения «С».
  6. Как только звук стал четко звучать, убрать механический предмет.

После нескольких таких тренировок, ребенок может самостоятельно управлять своим языком, верно его располагая в ротовой полости, и свистеть.

При постановке «С» можно задействовать другие звуки.

  • во время произношения мягкого «СЬ» необходимо надавить механическим приспособлением на переднюю часть языка для образования желобка – произносится твердый звук «С». Отрабатывается такой вариант несколько раз до тех пор, пока язык научится правильно лежать;
  • нужно долго говорить «Т», при этом улыбаться, растягивая губы. Для ясности звука «С» нужно улыбнуться шире;
  • когда малыш верно произносит «Ш», нужно долго шипеть, при этом язык придвинуть к передним зубам (будет слышаться звук «С»);
  • попросить ребенка тянуть «И», затем начать дуть, пуская струю воздуха по желобку, который образовался (язык находится на том же месте).

Автоматизация С в слогах

После упражнений на тренировку артикуляционного аппарата (при регулярных занятиях), даются слоги со звуком «С» (повторяется по 3 раза): -са, -со, -су, -сы, -ас, -ыс, -ос, -ус, -ис, -ес, -ёс, -юс, -яс.

Затем слоги между собой комбинируются:

  • -сы-са-со;
  • -са-сы-су;
  • -са-сы-са;
  • -сы-са-сы;
  • -са-са-сы-сы.

Упражнения постепенно усложняются другими согласными:

СК

СМ

СТ

СП

СН

СВ

А — ска, сма, ста, спа, сна, сва
У — ску, сму, сту, спу, сну, сву
О — ско, смо, сто, спо, сно, сво
Ы — скы, смы, сты, спы, сны, свы
И — ски, сми, сти, спи, сни, сви

Автоматизация С в начале слова

Взрослый произносит, а ребенок повторяет такие слова:

  1. Савва, садик, сага, сарай, сап, сажа, сайра, сало, сантиметр, сазан, сатин, санитар, сачок, самолет, сарафан, самый, Саша.
  2. Сыт, сын, сыпать, сынок, сыпь, сыр, сырок.
  3. Совет, сок, сочинение, сосед, сон, соты, сорт, сова, солист, София, соль, солдат.
  4. Сустав, суп, суша, суд, султан, судья, сухость, сукно, сухарик, сурок, сумма, сувенир, сумка, супермеркет, суббота.
  5. Сесть, сестра, серый, семь, секунда, Сева, село, седло, Сережа.
  6. Символ, сито, синяк, сирень, сироп, сила.

Усложняются слова (рядом со звуком «С» есть другие согласные): свожу, сварю, свои, страна, стоп, скакать, спуститься, следить, скалка, старший, скучный, смекалка, срочный, спинка, спят, средний, снегирь, сливки, снег, слезы, спеть, Света, спуск, свисток, свинка, смех, сметана, смелый, смена, след, слюна, смыть, смято, спор, спокойный, скат, стрелок, сколько, сбыть, слог, слойка, слух.

Автоматизация С в середине слова

Буква «С» находится в средней части слов: иск, колбаса, аист, краса, посадил, посудил, посадка, усы, посылка, весы, косы, бусы, босы, косынка, воск, посылать, осы, гимнаст, инструмент, роса, мясо, песок, брусок, маска, испуг, гуси, все, коляска, режиссер, маскировка, виски, кости, смешной, гости, бисер, вести, успех, весна, успеть, басни, песни, барский, Костя, выпускник, Настя, кастрюля, свисток, носки.

Автоматизация С в конце слова

Ребенок произносит: вас, адрес, анонс, нас, барс, эпос, аванс, цитрус, абрикос, запрос, атлас, класс, бокс, дрессировка, запас, теннис, баркас, барбос, голос, эллипс, тяжеловес, анонс, ворс, скунс, шанс, тонус, латекс, занавес, этнос, покос, поднос, вопрос, пояс, Денис, мыс, утес, принес, унес, погас, навес.

Автоматизация С в словосочетаниях

Варианты занятий:

  1. Считать в пределах десяти, используя слова на букву «С» (одна свинья, две свиньи и т.д.):
  2. Повторять словосочетания: хожу в детский сад, сейчас принесут, расцвел лотос, слепили снеговика, рисовал самолет, пестрая косынка, Настя ест, вернулся из космоса, растаял снег, суп остывает, русые косы, светлые волосы, красная краска.

Автоматизация С в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Суп несут в судке.
  2. Принесли сосну из леса.
  3. Лесоруб спилил сосну.
  4. На самом верху сосны спит сова.
  5. Сашины родители купят в субботу новую посуду.
  6. Люся рисовала красками самолет.
  7. На дереве засох сук.
  8. В сумке лежит судак.
  9. У сома есть усы.
  10. Саша купила весы.
  11. Тетя Соня принесла новые бусы.
  12. У Светы красивая косынка.
  13. У нас снова погас газ. А у вас?
  14. Кто несет поднос?
  15. Люся покупает ананас.
  16. Матрос поднимает парус.
  17. Настя любит ирис.
  18. Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
  19. Костя и Сережа идут в лес.
  20. Стул поставили у стола.
  21. В кустах сидели аисты.
  22. Настя пришла за кулисы в маске собаки.
  23. У нас сегодня будет много гостей.
  24. Степа любит свистеть в свисток.
  25. Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.

Игры на постановку и автоматизацию звука С

Рекомендуется проводить занятия в игровой форме, чтобы ребенку не было скучно. Логопеды считают такие уроки самыми продуктивными.

Тренируя образное мышление, дети быстрее начинают понимать, как правильно необходимо произносить согласный.

Так при постановке звука «С» можно рассказать, что язык – это кораблик, и нужно подуть, чтобы он плыл, или необходимо накачать колеса велосипеда, чтобы поехать к бабушке.

При автоматизации звука взрослый показывает картинки, а ребенок должен правильно назвать, что изображено. Для начала выбираются простые, где слово начинается на букву «С».

Самыми сложными считаются картинки, которые нужно описать, что на них изображено, попутно малыш тренирует верное произношение звука. Также используются изображения, из которых необходимо найти лишнее.

К примеру, показать картинки со слоном, лосем, собакой и коровой (ребенок определяет, что лишняя – корова, так как в этом слове нет звука «С»).

Тебе нравится статья?
0 0
Самые посещаемые страницы
Оценки
Логоправ

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о