Д. Дейвис и его метод коррекции речи у дислексиков

Дислексия представляет собой частичное нарушение навыков чтения и письма. Она доставляет много проблем уже со школьной скамьи, где за неуспеваемость дислексиков часто приравнивают к умственно отсталым детям. В более взрослой жизни своевременно не отрегулированное нарушение также осложняет жизнь.

Однако не все считают дислексию недостатком. Так, например, Рональд Дейвис в своей книге называет ее «даром». Для корректировки особенности он предлагает свой абсолютно уникальный метод.

Суть метода Д. Дейвиса

Рональд Дейвис, автор книг «Дар дислексии» и «Дар обучения», с детства страдал дислексией и не понаслышке знает, какие трудности возникают у детей с таким диагнозом. Плохая успеваемость в школе, постоянные проблемы в общении со сверстниками, их издевательства и насмешки, недовольство и разочарование учителей и родителей – все это ожидает того, кто родился дислексиком.

Дейвис доказал, что дислексия – это не порок, а совокупность врожденных способностей, которыми нужно научиться управлять. Едва ли кто-то считает глупыми и недоразвитыми этих талантливых людей: Уинстон Черчилль, Г.Х. Андерсен, Леонардо да Винчи, Нельсон Рокфеллер, Киану Ривз, Агата Кристи, Стив Джобс, А. Эйнштейн. А ведь, это примеры личностей с дислексическими нарушениями.

Поэтому на вопрос, как вылечить дислексию, Дейвис ответил бы примерно так: «Дислексия – это великий дар. Ее не нужно лечить, ее надо лишь скорректировать таким образом, чтобы эта особенность приносила только пользу».

Наблюдая за собой и другими одаренными, Дейвис смог выявить внутренний источник всех проблем дислексиков – дезориентацию. Именно она дает им возможность видеть предметы в объеме, с легкостью изучать непонятные для большинства людей механизмы, мыслить образно. Но в то же время она мешает свободному чтению и чистописанию: людям с дислексией сложно воспринимать плоскую информацию, распознавать, воспроизводить символы и слова с обычных книжных страниц.

В основе методики Рональда Дейвиса лежит отключение дезориентации и перемещение «эпицентра восприятий» (умственного глаза) дислексика в оптимальную «точку ориентации». После получения возможности управлять своим сознанием дети с дислексией обучаются чтению с помощью понятных им объемных моделей символов, слов и сюжетов.

Метод Дейвиса применительно к каждому воспитаннику предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовительный — включает постановку цели, формирование мотивации и ответственности, понятие «шкалы энергии».
  2. Корректировка сознания. Состоит из разделов: оценка способности к восприятию, переключение, разрядка, точная настройка, настройка координации.
  3. Освоение символов и техники чтения.

Подготовительный этап: с чего начать обучение по методу Д. Дейвиса

Подготовка к обучению важна настолько же, насколько сам процесс обучения. Без необходимого настроя и предварительной оценки ситуации очень сложно решить проблему, даже с использованием самой успешной методики.

Цель, мотивация и ответственность ученика

Для успешной коррекции дислексии по методу Д.Дейвиса необходимо, чтобы ребенок:

  • знал о существовании проблемы и способа ее решения;
  • желал ее устранить;
  • был готов взять на себя ответственность за изменение ситуации.

Дислексик должен понимать, для чего проводится коррекционная работа. От него нельзя скрывать существование проблемы. Воспитаннику нужно объяснить, что его проблема решаема — существует реальная возможность скорректировать нарушение. Другими словами, он должен поставить перед собой цель. О ней важно вспоминать в трудные моменты, при появлении лени или нежелании двигаться дальше.

Помимо цели должно присутствовать сильное желание устранить недостатки. Ребенок хочет решить проблему, хочет измениться, хочет учиться и жить, как все – вот движущий фактор прогресса в этом вопросе.

После желания обязательным фактором становится ответственность – готовность дислексика управлять процессом и быть в нем главным действующим лицом, от которого зависит успех обучения.

Роль учителя здесь скорее второстепенная, но все же она важна. Именно наставник должен удостовериться в наличии3 двигательных составляющих процесса обучения. Для этого нужно провести беседу с учеником:

  1. Выяснить, что беспокоит ребенка, в чем он видит проблему. Воспитанник не может быть равнодушен к происходящему. Важно, чтобы он говорил откровенно, выразил все негативные эмоции.
  2. Спросить, хотел бы он изменить ситуацию. Попросить представить, как было бы без этой проблемы. Ученик сам должен понять, что не хочет больше терпеть симптомы дислексии.
  3. Предложить свою помощь и поддержку при условии его желания тратить время и энергию на обучение.

Шкала энергии

Для детей с дислексией важно научиться контролировать свой энергетический уровень и приводить его в норму. Шкала энергии – это воображаемый прибор измерения энергии. Она позволит ребенку с дислексией измерять свой уровень активности и корректировать его в соответствии с ситуацией, а также сравнивать свой и чужой энергетические показатели. Лучше использовать 10-балльную шкалу.

Чтобы показать ребенку, для чего нужна шкала энергии, и научить пользоваться ей, необходимо обсудить эту тему с ним:

  1. Узнать, понимает ли ученик, что такое шкала. Если нет, то объяснить. Любая шкала используется для определения или регулирования какого-либо показателя.
  2. Попросить представить шкалу, которая определяет уровень энергии и внутреннего времени. Задать ребенку вопросы, ответы на которые подтвердят существование в его голове шкалы: «Какого она цвета и размера?», «Сколько в ней делений?».
  3. Ребенок должен сместить воображаемую шкалу немного в сторону и поставить руку рядом с ней.
  4. Поинтересоваться уровнем его энергии в данный момент.
  5. Попросить понизить или повысить уровень, узнать, какие ощущения при этом возникают. Если показатель снижается, то состояние будет более спокойным, умиротворенным. В случае повышения показателя ребенок почувствует бодрость, приток сил, энергии.
  6. Спросить, каков показатель этой шкалы в различных ситуациях: когда он сидит на уроках, занимается спортом, играет, слушает музыку.
  7. Проходя по улице, можно поспрашивать воспитанника о предполагаемом уровне энергии других людей. Объяснять, что с человеком легче общаться, если находишься с ним на одном энергетическом уровне.

После обсуждения темы необходимо сказать обучаемому, что шкала всегда рядом с ним. С ее помощью он в любой момент может определить свой энергетический уровень и отрегулировать его соответственно окружающей обстановке.

Роль наставника

На протяжении всего обучения по методу Дейвиса наставник помогает дислексику, дает задания, проверяет их выполнение, следит за состоянием ребенка. Необходимо, чтобы ученик чувствовал поддержку с его стороны. Обязательным считается соблюдение следующих основных моментов:

  • отсутствие давления, насилия, наказаний;
  • терпение и толерантность по отношению к воспитаннику. Все ошибки и неудачи ребенка – это, в первую очередь, ошибки и неудачи преподавателя;
  • похвала за любые успехи, даже маленькие;
  • установление доверительных дружеских отношений, постоянное общение, обсуждение успехов, преград и поиск новых решений;
  • наличие времени на отдых и игры;

Важно! Если терпения и нервов в какой-то момент не хватает, нельзя срываться на ученике. Лучше на время прекратить занятие. Наставнику иногда тоже нужен отдых и разрядка.

Корректировка сознания по Дейвису: понятие «умственного глаза» и его перемещение

Понятие «умственного глаза» возникло у Рональда Дейвиса, когда он наблюдал за своими ощущениями в процессе творческих порывов. Он обнаружил, что при творческом мышлении менялась точка обзора мысленных образов, то есть он мог рассмотреть их с разных сторон. Дислексия в этот момент усиливалась.

Таким образом, дислексики способны дезориентироваться — менять положение «зрительного эпицентра» (умственного глаза), из которого они видят образ предмета в данный момент. Именно способность видеть его объемно делает дислексию даром и в то же время проблемой. Ведь, «умственный глаз» начинает перемещаться при любом состоянии спутанности, когда сознание не может распознать что-либо, в том числе символы или слова.

В случае каких-либо предметов или явлений такое образное мышление помогает и дает возможность изучить их более детально, а при изучении двухмерных плоских символов оно путает еще больше. Непонятные символы и слова начинают вертеться, крутиться, то увеличиваясь, то уменьшаясь в размерах – а распознать их сознанию диалексика так и не удается.

Чтобы научиться читать, ребенку с дислексией нужно отключить дезориентацию. Он должен установить «умственный глаз» во время чтения в такое место, которое не позволит сознанию дезориентироваться. Это место называется «точкой ориентации». Находится оно на 15-30 см выше и позади головы. Как научиться ставить «умственный глаз» в нужное место? И что даст эта возможность в дальнейшем?

Оценка способности восприятия

Сначала необходимо определить, способен ли человек свободно перемещать «умственный глаз» из одной точки в другую, то есть может ли он сознательно запускать процесс дезориентации. Перед проведением проверки нужно выяснить, какая рука у пациента доминантная и какой предмет ему легко представить.

Ход оценки способности восприятия:

  1. Ребенок сидит на стуле. Закрывает глаза и вытягивает вперед (ладонью вверх) руку, противоположную доминантной: правша левую, левша правую. Представляет, что на руке у него какой-то предмет (который он указал вначале).
  2. Наставник задает вопросы о предмете: «Какого он цвета, размера, формы?».
  3. Затем берет указательный палец доминантной руки ученика и поднимает его в точку, немного выше глаз, на некотором расстоянии ото лба. Просит перенести «умственный глаз» на палец и стучит по пальцу. Если ребенок не видит предмет «отсюда», для него проверка окончена – он не способен контролировать ориентацию.
  4. Если предыдущий этап пройден удачно, наставник перемещает палец ученика в другое место вокруг предмета. Спрашивает, видит ли пациент предмет «оттуда», и стучит по пальцу. Просит описать предмет с этой стороны. Палец находится на том же расстоянии от предмета, что и глаза.
  5. Если есть необходимость, передвигает палец еще, пока точно не убедится в способности подопечного управлять «умственным глазом».

Переключение

Для обучения дислексика чтению метод Дейвиса предлагает выключить путающую его дезориентацию. Чтобы легко отключать дезориентацию, нужно приучить воспитанника ставить «умственный глаз» в точку ориентации. Как это сделать:

  • Ребенок с закрытыми глазами представляет, как из предмета на ладони вытянутой руки выходит линия, проходящая через его нос (переносицу) и выходящая из головы на 30см выше и дальше ее макушки.
  • Перенести «умственный глаз ученика» на палец его руки (как в оценке). Затем переместить палец в примерное место нахождения точки ориентации, то есть на 15-30 см выше и позади головы, обязательно на линию симметрии.
  • Попросить воспитанника протянуть и закрепить 2 якорные линии от ушей и одну от верхушки головы к точке ориентации.
  • Ребенок убирает палец. При этом учитель уточняет, что «умственный глаз» не перемещается больше с пальцем, а остается на линии в точке ориентации. Первоначальная линия от предмета и сам предмет стирается из воображения. Остаются только три якорные линии, а на их пересечении – в точке ориентации — должен по-прежнему находиться «умственный глаз».
  • Попросить воспитанника описать якорные линии (цвет), спросить сколько точек видит ребенок, узнать их цвет.
  • Попросить зафиксировать вид из этой точки. Объяснить, что, когда ученик это видит, он находится в состоянии ориентации. Если вид становится другим, «умственный глаз» нужно сориентировать — переместить опять в точку пересечения якорных линий.
  • Потренироваться в установке «умственного глаза» после его смещения из-за дезориентации. Для этого нужно, например, почитать книгу. При возникновении дезориентации проверить состояние УГ: если он сместился – поправить его, поставить обратно. При этом нужно выявлять слова–пускатели дезориентации. Упражнение проводится до того момента, когда ученик с легкостью будет возвращать УГ на место.

Обязательно! Перед проведением занятия важно рассказать ребенку, что с ним будут делать, показать все манипуляции схематично.

Важно пояснить дислексику, что:

  • «умственный глаз» никто не видит, кроме хозяина;
  • его нельзя потерять, задеть, ударить или оторвать;
  • только сам владелец может его перемещать и двигать в любом направлении;
  • соскакивает он по вине хозяина, когда тот находится в состоянии спутанности;
  • при смещении «умственного глаза» в процессе распознания неизвестных символов или слов его нужно ставить обратно;
  • какое-то время он будет плавать вокруг точки ориентации(«дрейфовать») – это нормально, со временем пройдет;
  • нельзя удерживать УГ – от этого может ухудшиться состояние пациента. Его лишь нужно периодически возвращать на место при смещении.

Еще один способ показать ученику место, откуда он должен все видеть для сохранения ориентации – смотреть глазами ребенка, стоящего у него за спиной. Это как раз оказывается примерно в 15-25см от макушки.

Разрядка

В случае чрезмерной концентрации, приложения излишних усилий, усталости или перенапряжения (из-за попыток сдерживать «умственный глаз») организму дислексика требуется разрядка. Она проводится следующим образом:

  1. Рука несильно сжимается в кулак.
  2. Подумать «открытая рука», в это время сжать руку еще сильнее.
  3. Подумать «открытая рука» — сжать руку в кулак так сильно, чтобы прочувствовать мышцы до локтя.
  4. Расслабить кисть. Послушать организм.
  5. Сделать вдох с задержанием дыхания на 2 секунды, выдохнуть звучно через рот.
  6. Вздохнуть глубоко, чтобы ощущение расслабленности разлилось по всему телу и оказалось в «умственном глазе»: он должен расслабиться, разрядиться. Дальше это ощущение от него переходит через голову к шее.

Благодаря такой разрядке все мышцы приходят в норму, проходит ощущение напряжения, головные боли, чувство скованности.

Точная настройка «умственного глаза»

Точная настройка производится с целью нахождения оптимальной, абсолютно комфортной точки ориентации. Чтобы ее настроить, нужно:

  1. Стоя на 1 ноге, двигать «умственным глазом» до полного уравновешивания. После каждого перемещения нужно подождать и проверить равновесие.
  2. Когда идеальное состояние равновесия будет найдено, встать опять на 2 ноги. Переставить точку ориентации на место нахождения УГ. Натянуть якорные линии, зафиксировав положение «оптимальной точки ориентации».

Достижению «оптимальной точки ориентации сопутствуют:

  • ощущение комфорта, благополучия;
  • идеальная координация.

Обратите внимание! Процедуру точной настройки лучше проводить не раньше 2 дней занятий по контролю ориентации. Также нельзя ее проводить, если еще продолжается дрейф «умственного глаза».

Настройка координации по методу Д. Дейвиса

Для устранения таких симптомов дислексии, как неуклюжесть и спутанность понятий «лево» — «право», Рональд Дейвис советует применять следующие упражнения на координацию:

  1. Стоя на 1 ноге ловить по очереди мячи левой и правой рукой.
  2. В этом же положении ловить одновременно 2 мяча.
  3. Учитель бросает 2 мяча немного в сторону от воспитанника: сначала в одну, потом в другую. Ребенок их ловит.

Задача в каждом упражнении – поймать мячики и удержать равновесие.

Не забудьте! Перед выполнением задания нужно проверить точку ориентации.

Наставник кидает мячи с расстояния 2-3 метров, для маленьких детей оно уменьшается. Мячи лучше брать мягкие, которые не будут отскакивать.

Освоение символов

Следующий этап программы — освоение символов и техники чтения. Дислексики с легкостью обучаются при помощи объемных образов, поэтому корректировка дислексии по методике Д.Дейвиса предполагает использование пластилиновых моделей символов, слов и сюжетов.

Обратите внимание! Перед изучением каждого элемента напомните ребенку о точке ориентации и попросите его собраться с мыслями.

Для освоения символов требуется приготовить определенные материалы:

  • 0,5-1 кг белого пластилина;
  • печатный и прописной алфавиты;
  • черные доски для лепки. Лучше прочертить на них линии;
  • словарь, учебники, буквари;
  • тетрадь, бумага, карандаш;
  • ножницы, экструдер, стек, формовки для пластелина;
  • влажные и сухие салфетки.

Освоение букв

Для обучения буквам ученик совершает следующие действия:

  1. Лепит из пластилина каждую букву (маленькую, большую), высота около 6см.
  2. Обводит слепленный символ пальцем и соотносит его с печатным.
  3. Проговаривает букву и звук, который она обозначает.
  4. Сочиняет слово на эту букву.
  5. Прописывает по памяти изученный символ.

Это важно! Если при изучении какой-то буквы ребенок начинает нервничать, отказывается от занятия, дезориентируется, стоит уделить ей особое внимание. Нужно выяснить причину такого поведения и проработать символ особенно тщательно, до исчезновения таких симптомов.

Подробнее нужно прорабатывать также буквы, которые сложно запоминаются или вызывают признаки спутанности.

Срок жизни буквенных моделей – до момента полного запоминания воспитанником алфавита от «А» до «Я» и в обратную сторону. Между занятиями они должны быть на виду.

Знаки препинания

Освоение знаков препинания проводится по аналогичной схеме:

  1. Каждый знак лепится из пластилина.
  2. Ученик обводит знак пальцем, сравнивает с печатным образцом.
  3. Говорит его название и значение в речи (для чего нужен).
  4. Прописывает изученный знак.

Срок жизни модели знака – до следующего занятия. Перед  тем, как сломать модель, спросите ученика о значении этого знака. Между занятиями объемные модели должны быть в поле зрения обучаемого.

Освоение цифр

Изучая цифры, ребенок выполняет такие действия:

  1. Лепит цифры от 1 до 9 размером 5-6 см.
  2. Рядом с каждой моделью выкладывает соответствующее количество пластилиновых шариков.
  3. Лепит под цифрой ее название.
  4. Обводит цифру, ее название и шарики пальцем.
  5. Считает шарики. Соотносит слепленную цифру с печатным образцом и количеством шариков.
  6. Указывает на пластилиновую цифру, называет ее, говорит значение (обозначает количество).
  7. Указывает на слепленное название цифры, называет слово, говорит значение (обозначает цифру, число или количество).
  8. Прописывает цифру и слово на память.

Срок жизни цифровых моделей – до полного их освоения. Между занятиями пластилиновые цифры остаются на виду.

Обучение чтению

Если дислексик хорошо знает алфавит, но при чтении допускает ошибки: произносит слова наоборот, глотает их окончания, пропускает в них буквы, — ему необходимо уточнить значение ошибочных (пропускаемых) слов и потренировать технику чтения.

Освоение слов

Большинство слов у любого человека вызывают конкретные ассоциации. Например, собака, нос, зеленый. Человеку, в том числе дислексику, несложно представить, что такое стол, ложка, лошадь. А вот вспомогательные слова, такие как предлоги, союзы, междометия, представить очень сложно. Именно с ними у людей с дислексией возникает больше всего проблем, ведь, они чаще всего провоцируют дезориентацию. Эти слова Дейвис советует выписывать и разбирать следующим образом:

  1. Поинтересоваться, знает ли ребенок, что это слово обозначает. Спросить, не вызывает ли оно неприятных ощущений. Если да, выяснить, почему.
  2. Объяснить значение слова, можно посмотреть в словаре.
  3. Попросить ученика слепить слово и сюжет к нему, провести по пластилиновым фигурам пальцем.
  4. Закрыть модели листом. Обучаемый говорит слово и его значение, затем записывает изученную информацию в тетрадь.

Аналогичным образом нужно прорабатывать все непонятные или похожие друг на друга слова. Пластилиновая модель существует до следующего занятия. Перед тем, как ее сломать, необходимо убедиться в усвоении воспитанником полученной информации.

Обратите внимание! Если после проведения методики «Освоения символов» в слове по-прежнему допускаются ошибки, нужно продлить жизнь модели или слепить другой сюжет.

Поэтапное чтение

Обучение чтению по методике Д.Дейвиса проходит в 3 этапа:

  1. Чтение по буквам.
  2. Пробеги глазами – пробеги глазами – прочитай по буквам.
  3. Пунктуация в образах.

Помните! При освоении техники чтения важно не упустить признаков дезориентации: пропуск, замена букв, ускорение или замедление темпа, потирание шеи, ерзанье, сильное склонение головы над страницей. При их обнаружении необходимо остановиться и попросить ученика проверить точку ориентации. Можно также сделать перерыв.

Чтение по буквам

Основные задачи первого этапа:

  • научиться читать слева направо, продвигаясь по странице сверху вниз;
  • научиться определять слова, как совокупность букв.

Правила этапа «Прочитай по буквам»:

  1. Понимание прочитанной информации не имеет значение – важно суметь воспроизвести напечатанную информацию.
  2. Читать нужно медленно, без напряжения, без ошибок.
  3. Занятие проводится не более 10 минут, дальше следует сделать такой же по продолжительности перерыв.

На заметку! Упростить ученику процесс чтения можно, закрыв одним чистым листом текст справа от читаемого слова, другим – строки снизу. Еще один вариант — увеличить пробелы в тексте.

Пробеги глазами — пробеги глазами – прочитай по буквам

На втором этапе важно научиться:

  • правильно переводить взгляд – слева направо;
  • узнавать слова, читать их целиком.

Понимание текста при этом приветствуется, но необязательно.

Задание выполняется так:

  1. Воспитанник пробегает глазами по слову и пытается его прочитать.
  2. Если произнести слово с первого раза не получилось, нужно еще раз пробежаться по нему глазами и попытаться прочесть.
  3. Если произнести слово целиком вновь не получается, ученик читает его по буквам.

Пунктуация в образах

Этап «Пунктуация в образах» — заключительный. Его цель – добиться полного понимания прочтенного материала.

Здесь важно понимание значения всех используемых слов и знаков препинания. Перед каждым знаком препинания ребенок останавливается и объясняет значение прочитанного. Если какие-то слова непонятны, их значение нужно разобрать по методике «Освоения символов».

Метод Рональда Дейвиса – это эффективный способ борьбы с негативными сторонами дислексии. Но для достижения хороших результатов и доведения навыков ребенка до уровня ровесников необходимо проявить терпение и трудолюбие.

Чтобы занятия приносили больше пользы, нужно проводить их ежедневно. Не забывайте напоминать ребенку о необходимости перемещения «умственного глаза» в точку ориентации. В период обучения важно радоваться каждому продвижению вперед, а также хвалить ребенка за его старание и успехи.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. Анна Сергеевна

    Интересная информация

    Ответить