Коррекция дислалии — гимнастика, упражнения

Коррекция дислалии, а именно: расширение лексического ресурса, развитие грамматически правильной дикции при помощи комплексных логопедических занятий — цель логопедического воздействия при дислалии.

Практика непосредственного исправления речевых дефектов не показывает большой результативности, будь то выпадение, замена или искажение букв.

Методика логопедического воздействия при дислалии предполагает лечение нарушенной артикуляции с помощью формирования навыков воспроизведения новых для ребенка звуков.

Особенности устранения различных форм дислалии

Тренировка правильного понимания устной и письменной речи происходит поочередно: вначале детей учат осознанному анализу фонем, затем контролю собственного произношения.

При тяжелых нарушениях фонематического восприятия, дефектологами рекомендуется устранять речевые дефекты во время приобретения навыков артикуляции.

Успешность устранения патологии зависит от нескольких факторов:

  • сложности — сочетания двух или нескольких речевых нарушений;
  • индивидуальных особенностей детской психики, способности воспринимать и обрабатывать новую информацию;
  • регулярность и правильность подобранных способов коррекции;
  • осознанное желание ребенка сотрудничать с логопедом, адекватная поддержка родителей, основанная на рекомендациях врача.

Зависимо от формы нарушения, коррекционная работа при дислалии бывает поэтапной и параллельной. Неправильное произношение, сочетанное с проблемами восприятия на слух можно исправлять одновременно.

В сложном случае с множественными симптомами, формировка рецептивных умений начинается с создания артикуляторной базы.

Этапы коррекционной работы при дислалии

В современной литературе приводятся примеры использования разного количества ступеней коррекции, но практика показала, что трехэтапный способ показал лучшую результативность.

Он включат подготовительные меры, выработку атрикуляционных умений и формирование качественной дикции.

Суть подготовительного периода заключается в налаживании доверительных партнерских отношений логопеда с ребенком, активное включение последнего в терапевтический процесс.

Основные принципы логопедической работы при дислалии:

  • формирование правильного отношения, поощрение интереса к тренировкам;
  • помощь в постепенном освоении правил поведения, следование инструкциям куратора во время занятий;
  • развитие непроизвольного внимания, стимуляция мыслительных процессов, в особенности сравнения и анализирования.

Приобретение способности вычленять и различать звуки требует изменения отношения ребенка к собственному произношению — доктору нужно объяснить необходимость обращать внимание на внешнее отображение речи.

Так как способ выработки фонемного восприятия зависит от типа дефекта, цель работы может заключаться в создании фонетической перцепции, улучшении самоконтроля выговариваемых слов.

Коррекция дислалии основывается на эффективном развитии способности воспринимать и воспроизводить фонемы после многократного их прослушивания.

Последующая автоматизация и закрепление нового звукового паттерна основаны на обучении по специально подобранным словам, простым с точки зрения фонетической структуры и малому содержанию искажаемых звуков.

Структура занятия при коррекции

Формирование речевой моторики состоит из комплекса последовательных мер, выбор которых зависит от каждого отдельного случая речевого нарушения.

Первичная задача состоит в улучшении функционирования органов речеобразования, затем происходит последовательная настройка фонематического слуха и внимательности.

Работа над коррекцией изолированных звуков может проводиться одновременно с записыванием фонем на слух.

После успешного усвоения первого этапа занятий, можно переходить к автоматизации произношения слогов и коротких слов. Позже, базируясь на усвоенном материале, тренировать говорение сложных звуковых комбинаций в предложениях.

Появление и доработка изъянов спонтанной диалоговой речи — завершающий этап лингвистических тренингов.

Дыхательная гимнастика

Основные принципы логопедической работы при дислалии предполагают обучению дыхательным упражнениям, направленным на углубление дыхания и увеличение объема легких.

Продленная фаза выдоха необходима для беспрепятственного произношения длинных предложений, сохранения нормального дыхательного ритма.

Примеры эффективных тренировок:

  • дуть на нитку или перо, соблюдая правильную технику — щеки надувать нельзя, губы не должны быть излишне напряжены, следить, чтобы выдох не был форсирован;
  • выдувать мыльные пузыри, стараясь выпускать воздух из легких как можно дольше;
  • остужение горячего напитка, надувание воздушных шаров;
  • по возможности — игра на губной гармошке, выпускание воздуха через соломинку в стакан, наполненный водой.

Техники, развивающие работу дыхательной системы помогают предотвратить неправильное функционирование органов артикуляции. Приобретенные навыки нужно закрепляться в домашних условиях, обычно, по рекомендации логопеда, самостоятельные занятия длятся 5-15 минут трижды в день или чаще, но с короткими интервалами в 2-3 минуты.

Артикуляционная гимнастика при лечении

На звуковом анализе основывается способность узнавать и распознавать фонемы, поэтому вначале выполняются операции со словами, которые ребенок научился произносить правильно.

После стойкого закрепления способности распознавать фонетические единицы, можно переходить к методикам, развивающим корректное произношение.

Процесс обретения навыков должен происходить без принуждения и осознанно.

Его суть заключается в подробном объяснении и демонстрации логопеда, каким образом использовать артикуляционный аппарат для получения различных звуков и их сочетаний.

При сложности повторения, применяют логопедические зонды или шпатели, подкладываемые под язык до тех пор, пока не будет достигнута необходимая форма звучания.

Большое значение придается возрасту — терапия дошкольников происходит проще, чем детей школьного, подросткового возраста.

Методика логопедического воздействия при дислалии предполагает 2 направления воздействия: использование общедидактических принципов и разработку особенного подхода к маленькому пациенту.

Пальчиковая гимнастика при коррекции и лечении

Тренинги мелкой моторики развивают область мозга, отвечающую за четкость дикции.

Поэтому методы логопедического воздействия при дислалии, в особенности моторной формы, требуют тренировки мелких движений пальцев рук.

У детей с нарушенной речью есть прямая взаимосвязь с невозможностью выполнения прицельных манипуляций кончиками пальцев: трудно удерживается ручка, движения письма и разукрашивания по контуру неточные, размашистые.

Занятия могут носить развлекательный характер, быть приятными, увлекательными для детей:

  • раскраски с большим количеством мелких деталей;
  • лепка фигур из полимерной глины, пластилина;
  • вырезание деталей, склеивание аппликаций;
  • рисование на бумаге несложных геометрических форм.

Ежедневное повторение подобных практик подготовит кисти рук к удержанию ручки, поможет выработать каллиграфичный почерк. Появление ритмичности движений также способствует повышению четкости произношения.

Постановка звука при устранении нарушения

Необходимое звучание достигается при помощи различных технических методов. Они включают подражание речи логопеда, применение вспомогательных механических приборов, а также объединение этих способов.

В основе звукоподражания лежат сознательные пробы детей выполнять последовательные атрикуляционные движения, позволяющих достичь звучание, идентичное доктору.В комплексе с акустическим опытом, используются визуальное подкрепление, упражнения для тактильных мышц.

Логопедический зонд применятся для формирования правильного размещения органа артикуляции во время воспроизведения шипящих, твердых, звонких согласных. Длительные тренировки приводят к самостоятельному правильному произношению без инструментов.

Автоматизация фонема при коррекции

Планомерная отработка всех групп звуков нужна для постановки четкой, внятной речи, предупреждения появления ошибочного написания слов под диктовку.

Разработка правильного лексического стереотипа начинается с изолированных фонем, которые дети произносят без ошибок. Позже автоматизм тренируется на кратких словах, словосочетаниях.

Переход к сложным речевым формам — срединный этап упражнений на автоматизм.

Для устного пересказа предлагаются короткие фразы с четко сформулированной идеей.

Заучивание стихов и самостоятельное повествование свидетельствуют об успешно проведенной работе. Для получения высокого качества дикции можно разучивать скороговорки на определенные звуковые группы.

Стойкий результат коррекционной работы при дислалии достигается точным выполнением инструкций пациентами и родителями, которым желательно мотивировать детей на частые кратковременные повторения нового материала.

Упражнения на дифференциацию при коррекции

Развитие фонематического слуха необходимо начинать, когда проделан блок работы на изоляцию и автоматизацию артикуляции. Если ребенком успешно усвоены навыки произношения буквосочетаний и словосочетаний, можно начинать занятия, нацеленные на распознавание похожих форм гласных и согласных звуков.

Тренировочные таблицы для чтения содержат комплексы чередуемых пар слогов, цель чтения — проработка звукосочетаний вслух.

Во время обучения аудиальной дифференциации, зачитываются сочетания букв или слова, которые нужно отыскать среди нескольких подобных словоформ.

Если ребенок маленький и читать не умеет, предлагается на слух отыскать карточки с изображениями предметов, животных. В их названии обязательно должны находиться дифференцируемые пары букв.

Желательно, чтобы на занятиях с логопедом присутствовал взрослый, который будет повторять похожие тренировки дома.

Упражнения на развитие слуха

Комплексные тренинги улучшают слух, усиливают концентрацию внимания, помогают удерживать его на протяжении длительного периода. Детям 2-3 лет можно предлагать отгадывать звучание известных им предметов на слух, что позволяет проявить родителям собственную фантазию.

Для улучшения ориентации в пространстве используются методы отгадывания источника звука с закрытыми глазами.Игры направлены на повышение качества физического восприятия, развития чувствительности к темпу, ритмике, интенсивности звуковых колебаний. Проводимые в раннем дошкольном возрасте, они подготавливают детей к корректному восприятию речи.

При лечении простого случая логопедия продолжается 2-4 месяца, а комбинированные дефекты устраняются через 6-12 месяцев регулярных тренировок, посещаемых минимум 2 раза в неделю.

Благодаря систематическим повторениям обучающих развлекательных упражнений в домашних условиях, исправление дефектов заканчивается раньше.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. Ольга

    Статья очень подробная и полезная. Спасибо! Мне теперь стало понятнее, что и как должно быть при речевом нарушении. Но у меня остался вопрос. До какого возраста ребенка, можно рассчитывать на успешный результат? У вас написано, что, чем старше, тем труднее проходит исправление. Но, к примеру, моему сыну 16 лет. Методик прогрессивных в то время не было. Ходили к школьному логопеду, как и все дети, но положительных изменений не получили. Конечно, надо было продолжать заниматься и дома, но пояснений не было, как у вас.
    Что нам сейчас делать? Можно ли только самостоятельное использование такого метода, без постоянных занятий у логопеда? Еще раз благодарю за информацию.

    Ответить