Из опыта работы на логопедических занятий

Сначала была проведена работа над созданием условий для благоприятного установления контактов с дошкольниками. Также применялась тактика выжидания, постепенно делаются попытки установить невербальный контакт с каждый воспитанником.

Поэтапное развитие речи на логозанятиях

  1. Поначалу формированию подвергаются движения дошкольников. Для этого используются подвижные игры с общеразвивающими физическими комплексами.
  2. Следующий этап работы во время проведения логопедической ритмики – это выполнение детьми заданий, которые формируют основные типы движений. Для упражнений подбираются разные предметы, которые имеют разный размер и форму, а также цвет. Дети должны называть эти предметы, что позволяло из пассивного словаря переводить знакомые понятия в активный лексический словарь. Также проводятся упражнения, которые развивают выразительность в движении, а также темп и ритм.
  3. Следующий этап работы – это упражнения на развитие слуховой и зрительной видов памяти у дошкольников. Дети исполняли песни в виде вокала и хора, что позволяло корректировать их речевые навыки. Также дети пели только гласные, затем они напевали буквосочетания и слоги, состоящие из двух-четырех букв. И только после этого дети начинали разучивать песни. По началу это должны быть песни, имеющие короткую фазу. Длинна фазы постепенно может увеличиваться. Нужно учитывать особенности детей с алалией, подбирая сложность словаря песен.
  4. Следующий, четвертый, этап работы заключается в том, чтобы усоверенствовать речевую активность дошкольников. Уделяется внимание анализу слов, входящих в состав предложений. Также дети запоминают порядок этих слов. Для этого используются различные игры, предполагающие активные движения, инсценировки, разучивание стихотворений, музыкальное сопровождение.

Проведенное теоретическое исследование показало, что очень важно в проведении коррекционной работы в виде логопедической ритмики нужно делать ставку на следующие упражнения:

  • Марширование и ходьба;
  • формирующие артикуляцию;
  • формирующие мускулатуру мимики;
  • на развитие речи без музыки;
  • на развитие речи с помощью музыкальных инструментов;
  • Самостоятельная детская деятельность с музыкой;
  • Совместные и индивидуальные игры;
  • формирующие тонкую моторику пальцев на руках

Маршировка

Маршировку мы проводили в следующих направлениях:

Каждый урок содержал в себе элементы ходьбы. Благодаря этому дети учились ориентироваться в коллективе и в пространстве. Также это помогло им лучше усвоить правостороннее и левостороннее направления в движениях и поворотах. Дети также учились маршировать к центру и спиной.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения очень многое значат для коррекции дефектов в речи у детей, страдающих общим недоразвитием речи, ведь эти дети, как стало понятно из исследования, страдают недоразвитостью орального праксиса.

В самом начале коррекционных занятий мы использовали упражнения на артикуляцию. Сначала дети выполняли задание по замене гласных немой артикуляцией. Далее гласные нужно было произносить шепотом. Далее – громким голосом. Также были упражнения по изолированному произношению гласных, а также по произношению всего ряда гласных. Затем дети, выдыхая воздух, произносили отдельные слоги, затем слова. Затем перешли на короткие стихи. Затем на пословицы и поговорки.

Также детям предлагалась игра на музыкальных инструментах, таких как пианино и меллофон. Это благоприятно сказалось на формировании мелкой моторики. Так как моторика пальцев недоразвита у детей, страдающих общим недоразвитием речи.

Чтобы развивать дикцию, отрабатывать произношение трудных звуков и сформировать артикуляцию, мы давали детям задания разучивать песенки и небольшие инсценировки.

Упражнения по развитию речи без музыкально сопровождения

Упражнения по развитию речи без музыкально сопровождения  готовились на основании методик коррекционной работы. Мы помогали расширять лексический запас слов, автоматизировать произношение сложных звуков, помогали развивать чувство ритма и темпа.

Речевые упражнения, которые включали в себя и движения, и текст, выполнялись не обязательно одним и тем же ребенком. Например, часть детей произносила текстовый материал. А другая часть детей – выполняла движения.

Для развития моторики мы использовали игры, в которых детям нужно было работать с мелкими предметами, много работать пальцами. Работа со стихами помогала корректировать артикуляцию благодаря темпу и ритму. Также мы организовали кукольный театр.

Мы старались использовать те упражнения из логоритмики, которые были доступны данному возрасту детей. Применили также такой подход: сначала дети внимательно слушали музыку и старались воспринять ее эмоционально, далее нужно было проанализировать использованные вырази тельные средства и отразить их собственными словами и движениями.

Упражнения по развитию речи с музыкальным сопровождением

Следующая часть проводимых занятий – это упражнения на развитие речи, которые проводятся с музыкальным фоном либо без него.

Третья часть проводимых занятий – это игры на развитие чувства ритма.

Мы использовали упражнения, которые предполагают передавать ритмический рисунок звучащей музыки. Получился своеобразный ритмический диктант. Дети должны были хлопками показать ритмический рисунок сначала под звучащую музыку, а затем воспроизвести это без музыки.

Каждое занятие длилось примерно 30 минут. По завершению занятий мы проводили итоги, старались определить тех детей, кто хорош справлялся с заданиями, а также тех, кто ошибался, но заметно старался.

Так же мы провели и множество других занятий. Слушали вместе с детьми музыку, вместе анализировали иллюстрации к ней, общались с детьми, старались понять их восприятие услышанных композиций. Также просили, чтобы дети нарисовали музыку либо описали ее своими словами. Старались, чтобы детям был заметен ритмический рисунок музыки и они умели соотносить с ним свои движения и речь.

С помощью повторения стихотворных строк во время движения дети не только корректировали собственную речь в движении, но и формировали корректное функционирование отделов речевого аппарата.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий