Занятия ритмикой в развитии речи

С точки зрения педагогики ритмика – это двигательные упражнения, которые осуществляются под музыку. Ни одна система воспитания не обходится без ритмики. Особенно это касается работы в детских образовательных учреждениях.

Что такое ритмика?

С помощью ритмики дети развиваются с физической точки зрения гармонично, их музыкальных слух становится тоньше, формируется музыкальная память, а движения становятся более выразительными. Дети знакомятся с разными танцами и музыкальными произведениями, с помощью движений они начинают выражать характер звучащей музыки.

На занятиях по логоритмике применяется множество самых разных движений: это и прыжки, и игры, и бег, и гимнастические упражнения, и танцы, и имитации.
Логоритмика – это полноценная часть педагогики и логопедии, особенно на корректирующем курсе.

Согласно Э. Килинской-Эвертовской логопедическая ритмика – это определенная система, состоящая из упражнений, сочетающих в себе движения и музыку, и организованная для коррекции речевых нарушений.

Не стоит считать логопедическую ритмику альтернативой логопедической коррекционной работе. Это лишь часть всего логопедического комплекса занятий, которая выполняет цели логопедии.

Согласно А. Розенталю логопедическая ритмика – это относительно новое явление в логопедии, которое направлено на речевую коррекцию с помощью музыки и слова.

Были проведены масштабные исследования детей с речевыми аномалиями, были обследованы их компенсаторные процессы, также учтены данные разных реабилитационных практик, что внесло существенный вклад в развитие логопедической ритмики.

Логоритмика исследует особенности обучения и формирования людей, страдающих разными речевыми нарушениями. В ее компетентность также входят дефекты в развитии неречевых способностей психики. С помощью экспериментов и практической работы определяются задачи воспитания по методу логоритмики, их содержание. Также определяются необходимые для реализации задач средства и методы, что позволяет правильно организовать занятия по логоритмике.

Одной из главных задач, которая ставится перед логоритмикой (являющейся лишь одной из многих составляющих логопедической работы) является воздействие на двигательные функции людей, страдающих речевыми дефектами. Через движения перестраивается речь человека, устраняются имеющиеся дефекты.

Согласно литературным источникам уже исторически сложилось понимание логоритмики, как сочетания движений частей тела с произнесением под музыку речевого материала.

Разные подходы к определению «логоритмика»

Сегодня логоритмика имеет несколько расширенное определение. Современные авторы пишут о ней, как об эффективном средстве, через которое можно воздействовать на нарушения у детей с ОНР психомоторных функций, функций сенсорики. Воздействие это оказывается с помощью сочетания слов, музыки и движений.

Получается, что логоритмика – это активная форма терапии, метод оказания воздействия на детей с помощью музыкального ритма. Теперь это уже стало полноценной учебной дисциплиной, обладающей целым рядом эффективных методик.

Если упростить, то логоритмика – это переплетение музыки со словами и телесными движениями. Эти элементы могут по разному взаимодействовать друг с другом, в разных упражнениях каждый из них может занимать преобладающую позицию, но в результате мы получаем множество разнообразных направлений, включающих в себя эти элементы.

Логопедическая ритмика должна быть включена в любую коррекционную методику работы с людьми, имеющими разные нарушения в речевом развитии. Во время занятий по логопедической ритмики дети совершают движения под звучащую музыку и произносят речевые конструкции.

Этот метод является частью лечебной ритмики.

По мнению Г.А. Волковой логоритмика – это разновидность существующих форм активной терапии. Она используется во время реабилитационных воспитательных мероприятий. Она позволяет корректировать недостатки речи.

Цель ритмики

Целью ритмики является помощь детям в исправлении речевых дефектов, которое происходит в результате двигательной активности. Ее внедряют в разные воспитательные методики по реабилитации. Далее обсудим подробней термины, которые описывают работу логоритмики. Это даст возможность глубже проникнуть в суть этого направления в логопедии.

Первый термин – объект. Объектом логоритмики считается структура имеющегося дефекта в речи, нарушенные функции психологии и речи у людей, страдающих речевыми дефектами.

Следующий термин – предмет. Предметом логоритмики выступают разнообразные нарушения, связанные с сенсорикой и психомоторикой. Также предметом можно назвать и систему занятий логоритмики.

Следующий термин – цель. Целью логоритмики является избавление человека от речевых дефектов с помощью коррекции речевых и неречевых функций психики. В конечном итоге эти занятия позволят человеку адаптироваться под условия среды.

Следующий термин – задачи. Логоритмика ставит перед собой задачи следующего характера: оздоровление человека, развитие его познавательных способностей, воспитание ребенка, коррекция его речи.

Все принципы, на которых основана логоритмика, можно разделить на две большие группы: это специфические принципы и дидактические принципы. Эти группы действуют взаимосвязано и дают возможность добиться единства в области воспитания и коррекции речи людей с речевыми дефектами. Обсудим эти группы более подробно.

Главный принцип, касающееся коррекционной работы вообще и логоритмических занятий в частности – это принцип систематичности. Он проявляется в том, что материал курса логоритмики должен раскрываться последовательно, теоретические и практические элементы занятий должны быть взаимосвязаны, необходимо следить за постепенным раскрытием курса и правильно распределять материал в процессе занятий.

Принцип системности обязателен для всех элементов комплекса занятий по логопедии и логоритмике. Коррекционный процесс должен быть непрерывен, занятия проводиться регулярно и планомерно.

Какими должны быть логоритмические упражнения?

Если разные логоритмические упражнения выполнять каждый день в одно и то же время, то это приучит воспитателей и дошкольников к определенному режиму, который будет оказывать оздоровляющий эффект. Например, утром можно проводить дыхательную голосовую зарядку, которая может сочетаться с разными движениями под музыку.

В другие режимные моменты можно проводить релаксацию, петь с детьми гласные звуки и разучивать с ними короткие песенки, также можно учить детей сочетать ритм музыки и движения. Именно регулярные занятия позволяют перестроить многие процессы в самых разных системах человеческого организма.

Логоритмика подразумевает многократные повторения изучаемых двигательных навыков. Только в случае, если новое движение повторяется многократно, организм получает оздоровительный эффект.

Чтобы занятия были эффективными, повторяемые действия нужно постоянно сочетать с новыми. В результате повторение будет вариативно: упражнение будет меняться, также будут варьироваться приемы выполнения и содержание проводимых занятий. Благодаря вариативности можно вовлечь детей в процесс: повысить их внимание, развить положительные эмоции.

Новые элементы нужно вводить без резких скачков, соблюдая принцип постепенности. Согласно И.П. Павлову нужно за правило брать постепенность и упражняемость в процессе логоритмической коррекционной работы.

Проведенные наукой исследования дают возможность максимально правильно учитывать особенности физиологии и психологии людей, страдающих речевыми нарушениями: их работоспособность, их двигательные возможности, скорость утомляемости, степень речевой активности, особенности логического и образного мышления, преобладающий вид деятельности и многие другие.

Содержание занятий логоритмикой

Опираясь на эти данные, логоритмика позволяет разработать такое содержание коррекционного воспитания, которое будет оказывать полезное воздействие не только на речь человека, но и на его здоровье в целом.

Все виды организации занятий по логоритмике направлены на развитие всех сторон личности ребенка. В процессе занятий не только исправляются недостатки в речи, но и улучшается двигательная активность организма, развивается его сенсорная система, происходит перевоспитание личности.

Важно учить воспитанников использовать разные двигательные навыки, ориентироваться в пространстве, понимать смысл совершаемых действий, преодолевать препятствия, которые мешают ребенку стремиться к творчеству.

Логоритмика постоянно развивается, как направление логопедии. С каждым годом она обрастает солидным багажом новых знаний и практик, проводятся тщательные исследования различных систем организма у людей с речевыми нарушениями.

Таким образом, логоритмика изучает особенности развития и деградации двигательной и сенсорной системы человека, их взаимодействие с другими функциями психики. Это позволяет логоритмическим занятиям значительно воздействовать на коррекционную практику по восстановлению и формированию речевой активности у детей с речевыми нарушениями.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector